Как Александр Градский развлекал советских мальчишек и девчонок, а также их родителей

10K прочитали
Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие площадки. Тем не менее, даже редкими своими появлениями, он сумел запомниться и понравится малолетней аудитории, руководствуясь принципом Константина Станиславского «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее».

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-2

1. Голубой щенок (1976)

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-3

К сожалению, этот  детский мюзикл Геннадия Гладкова и Юрия Энтина пострадал дважды. Первый раз - от неудачного мультфильма Ефима Гамбурга. Сложно представить себе, что это бесформенный чернильный эксперимент принадлежит режиссёру, за плечами которого "Шпионские Страсти", и который впоследствии снимет " Ограбление по… " и "Пса в сапогах". Я допускаю, что взрослые могут найти в этом мультфильме какие-то интересные для них визуальные находки, но дети, которым нравилась бы сама картинка в нём, мне еще не встречались. 

Второй раз "Голубой щенок" стал жертвой народившегося в 80-х годах сленга, в котором слово "голубой" стало означать мужчину нетрадиционной ориентации. От этого и название и сюжет сказки сразу стали двусмысленными, а отдельные фразы, такие как "голубой, голубой не хотим играть с тобой", стали довольно употребляемыми уже в этом новом контексте. 

К счастью, моё знакомство с "Голубым Щенком" состоялось через пластинку, а не через мультик, поэтому шок от рисованных кляксоподобных персонажей не замутил детское воображение, и всех героев я представлял себе вполне нормальными. 

В мюзикле Александр Градский исполнил сразу две роли: идеального Бывалого Моряка и отвязную Рыбу-Пилу, причём угадать это, не прочитав список артистов, не представлялось возможным - настолько разными вышли персонажи.

Песня Рыбы-Пилы получилась просто гениальной, не имеющей аналогов на советской эстраде. Не удивлюсь, если у Брайана Джонсона из AC/DC притаилась на полочке пластинка с "Голубым Щенком". 

Дурака валяли, но в рамках авторского замысла. На записи было: я спел доброго моряка пафосным голосом. Потом мы сидели и курили, а Геннадий Гладков дурачился. Он всегда в своих мультфильмах пел маленькие партии. Но он не вокалист и диапазона вокального у него немного. Я сказал: давай я спою за Рыбу-Пилу на октаву выше и это будет на пилу похоже больше. И потом мне многие малыши говорили, что Рыба-Пила в моем исполнении - это полный кайф.

Из всех артистов, принявших участие в записи, Александр Градский был самым загадочным: всё знали как выглядит Андрей Миронов, Михаил Боярский ещё не сыграл Д'Артаньяна, но уже набирал популярность, Алиса Фрейндлих - тоже ещё не Мымра, но и её можно было вспомнить, в том числе и детским фильмам (она например сыграла в очень популярной "Тайне железной двери"). И только внешний облик Александра Градского до поры оставался загадкой для большинства слушателей, до момента его появления в телевизоре с песней " Как молоды мы были". Выяснилось, что Александр Градский не только прекрасный певец, но и красавец-мужчина.

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-4

Это был зачёт, поскольку я до сих пор не забуду своего разочарования от досадного несоответствия внешности Олега Анофриева образу Трубадура из "Бременских музыкантов". 

2.Маша и Витя против Диких Гитар (1976)

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-5

Вслед за произведшим огромное впечатление на всех дошкольников Советского Союза фильмом "Новогодние приключения Маши и Вити" вышла пластинка, с несколько измененным сюжетом, но с теми же прекрасными песнями Гладкова и Энтина. Название было взято из оригинальной пьесы П. Финна, новогодней тематики уже не было, и все роли, за исключением Кота Матвея-Михаила Боярского, были перепеты другими артистами. Александр Градский исполнил песню Кощея Бессмертного. И я вам скажу - никогда ещё Кощей до такой степени не напоминал рок-звезду.

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-6

Дети, конечно, этого ещё не понимали, но некоторым родителям было очевидно, что Кощей чахнет не только над златом, но и над пластинками Deep Purple, и если бы не советские условности, то не эстрадно-симфонический оркестр должен ему подыгрывать, а сам дядька Черномор..

3. Легенда о старом маяке (1976)

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-7

Военно-патриотический мультфильм режиссера Витольда Бордзиловского. Александр Градский написал к нему музыку и исполнил две песни "Море" и "Песня о чайке". Последняя не попала в фильм целиком, зато стала его основной музыкальной темой. Мультфильм мне в детстве нравился, но песни ничем не запомнились. Может быть, целиком "Песня о чайке" и могла произвести большее впечатление, но в целом, ни музыка ни манера исполнения особо не выделялись из потока "советской патриотической песни", которой в 70-е было все так плотно забито, что она уже воспринималась как белый шум.

"Песня о чайке"

"Море"

4.Принцесса и Людоед (1977)

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-8

Забавный стишок-перевертыш Генриха Сапгира экранизировал известный мультипликатор Эдуард Назаров, а Градскому представилась возможность порезвиться: обыграть музыкой и интонацией перестановку слов "прекрасный-ужасный", с чем он прекрасно справился. Если бы мультик увидел свет в год создания, то я уверен, что это была бы настоящая бомба.. Однако произошло непредвиденное.. Вот что рассказал сам режиссёр Э. Назаров 

У меня была печальная история с Александром Градским, музыка и голос которого звучат в моем фильме «Принцесса и людоед». Сотрудничать нам разрешили с большим трудом, а потом – еще хуже: фильм не показывали по телевидению лет восемь. Оказалось, что у Саши разладились отношения с властью. Когда я закончил работу, позвал съемочную группу домой, мы сели за стол, налили винца и стали ждать премьеру по телевизору. Началась «Веселая карусель», третьим сюжетом которой и была «Принцесса». Посмотрели первый фильм про цыпленка, затем – второй, про барана. Ждем – сейчас, сейчас… Идет проигрыш, и вдруг – бах! – «Рыжий, рыжий, конопатый»… И так – на восемь лет.

5. Перевал(1987)

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-9

Честно сказать, я довольно скептически отношусь к работам Градского, как композитора. Автор он был очень неровный, ярко выраженным мелодическим даром не обладал, и значительная часть его произведений: и камерные, для исполнения под гитару, и грандиозные получасовые опусы-были либо скучными, либо вторичными. Однако, работа в мультфильме, снятом режиссером Владимиром Тарасовым по мотивам фантастической повести Кира Булычёва - на мой взгляд, одна из больших удач Градского. Музыка и песни на стихи Саши Черного (кстати, эти две разные песни на одно стихотворение "Театр" были записаны еще в 1980-м году для альбома "Сатиры"), исполнены с большим чувством, идеально сочетаются с видеорядом, и вместе с ним производят сильное впечатление на зрителя.

 Многим не нравится этот мультфильм, в какие-то моменты он становится колюч и неприятен, но именно такие ощущения и эмоции пытались пробудить у зрителя авторы, и музыка играет в этом замысле важную роль. Отличная работа.

5. Стереотипы (1989) 

Александр Градский никогда не позиционировал себя как детский автор, и его участие в записях для детей зачастую, носило характер вынужденный, проистекающий от невозможности прорваться на другие...-10

С моей стороны здесь есть небольшая натяжка, поскольку мультфильм "Стереотипы" детским, по большому счету, не является. Я думаю, многие даже не знают о его существовании, поскольку выпущен он был в смутное время, и толком нигде не показывался. Это ещё одна, не очень удачная работа Ефима Гамбурга, которая позиционировалась очень громко, как "первый совместный советско-американский мультфильм". Со стороны СССР продюсером выступал Советский комитет Мира, со стороны американцев - какая-то неведомая зверушка "Лориен Продакшнс". Однако результат получился достаточно невнятный, и с точки зрения музыки тоже. Композиторами мультфильма указаны П. Овсянников и А. Градский, и Градскому точно принадлежит авторство песни "Who Are You?", которую певец исполнил в конце фильма в титрах, дуэтом с некоей Синди Петерс, мало кому известной певицей американского происхождения, которая, в тот момент давно осела в Швеции. Сама песня достаточно безликая, однако можно насладиться зрелищем старательно выпевающего английские слова Градского. Слушать с 21.20