Эльтигенская высадка часть 2

Флотские документы говорят о том, что 00.10 (1.11.43) 6-й отряд вышел из Тамани (флагман СКА № 046, на борту которого находился к-н 3 ранга Гнатенко). В 00.
Флотские документы говорят о том, что 00.10 (1.11.43) 6-й отряд вышел из Тамани (флагман СКА № 046, на борту которого находился к-н 3 ранга Гнатенко). В 00.-2

Флотские документы говорят о том, что 00.10 (1.11.43) 6-й отряд вышел из Тамани (флагман СКА № 046, на борту которого находился к-н 3 ранга Гнатенко). В 00.30 начал движение 5-й отряд (флагман СКА № 052, ст. л-т Москалюк).

Расхождение по времени между флотскими и армейскими документами вполне объяснимо. Флот указывает время выхода флагмана на линию старта, армейцы дают время по погрузке последнего катера. Фактически, на линии старта находились только СКА и десантные боты.

КТЩ №211, имея скорость хода около 5,5 узлов, отстал. При выходе из Тамани, в 00.50 десантный бот ДБ №30, наскочил на камни. У катера были повреждены винты и рули.

Пройдя промоину и выйдя на линию старта, СКА 6-го отряда начали прием личного состава с торпедных катеров. При перегрузке, катера были снесены ветром на немецкое минное заграждение. В 2 часа ночи подорвался ТКА №72. Затем, в 2.40 подорвался на мине СКА №019 с 35-ю десантниками (6-й отряд) и, одновременно с ним, взорвался ТКА №45. Один торпедный катер (№94) не смог передать десант, и вернулся в Тамань, имея 20 десантников на борту.

Как указывает «Отчет…»[1]: «Командир 6 отряда возвратился к зеленому бую, для оказания помощи подорвавшемуся СКА № 019 и взятия на буксир его дес. ботов, так же имея в строю на линии старта только СКА СКА. Командир 5-го отряда, пройдя промоину, встал на якорь, ожидая подхода остальных плавсредств отряда. С подходом РТЩ РТЩ №№ 398, 369, не дожидаясь остальных РТЩ, пошел на линию старта» [2].

Таким образом, из состава 3-й группы на линию старта своевременно вышли 50% плавсредств 5-го отряда и 80% катеров 6-го отряда.

Состав десантных отрядов и погрузка на плавсредства 2-й группы (3 и 4 отрядов)

2-я группа высадки в составе 3-го и 4-го отрядов (к-н л-т Бондаренко, командир 5-го дивизиона СКА), под общим командованием Героя Советского Союза, к-на 3 ранга Сипягина, должна была принимать десант в поселке Кротков. Группа должна была принимать на борт 1337-й сп с приданными частями. «Армейским» начальником отряда являлся командир 1337-го сп подполковник Бльбулян[3].

В связи с невозможностью накопления и отстаивания большого катерного соединения на виду у немцев, ее катера, так же как и плавсредства 1-й группы базировались на Анапу. Как указывает «Отчет…», для того, чтобы дать армейцам возможность подойти к причалам в темное время, и не демаскировать высадку, погрузка в районе Кроткова осуществлялась в последнюю очередь. 3-й и 4-й отряды вышли из Анапы после 1-го и 2-го отрядов. Сначала вышел 4-й отряд, за ним 3-й. Последний катер этой группы вышел из Анапы в 18.30.

Состав корабельной группы, выделенной для десанта, по сравнению с расчетом, несколько изменился. Вместо 4 катеров СКА 5-го дивизиона (№№035, 055[4]., 075 085[5].) прибыли СКА №№ 044, 055, 058, 068, 0105, 0115. Из старого состава остался только СКА №055. Был заменен один КТЩ (вместо КТЩ-711, прибыл КТЩ-173), вместо шхуны №27 был подан КМ-087 (7-й дивизион НВМБ) и несколько дополнительных десантных ботов. В окончательном варианте состав группы был следующим:

3-й отряд (командир — к-н 3 ранга Сипягин, командир 4-го дивизиона сторожевых катеров, заместители ст. л-т Леднев и ст. л-т Попов, командиры 1-го и 2-го звена 4-го дивизиона). В составе отряда:

-СКА №№ 044[6], 058[7], 068[8]

-КТЩ № 173[9] и «Орел»

-парусно-моторная шхуна МШ-27

-катера КМ № 087 и 0117[10]

-десантные боты №27(№337), 2[11], 306[12]

-мотобаркасы №36, 44, 39, 17

- катера ПК-23 и ПК-33

Отряд принял на борт 811 человек, 2 шт. 45-мм пушки, 4 шт. 107-мм минометов, батарею 120-мм полковых минометов (3 шт.)

4-й отряд (командир — к-н л-т Бондаренко, заместители командир СКА №0105 старший лейтенант Ванин и СКА № 085 старший лейтенант Торопков). В составе отряда:

-СКА №№ 055[13], 0105[14], 0115[15],

-КТЩ №№411[16], 563[17],

-КМ №№ 135[18], 145[19],

-ДБ №№ 15 (№318), 16(№325), 23(№333), 9а (№309) [20]

-МБ №№30, 56, 37, 11

-гребной баркас

Отряд должен был доставить 729 человек, 4 шт. 45-мм пушек, один 120-мм и три 82-мм минометов. Совокупно, эти отряды должны были высадить 1653 человека, 9 шт. 82-мм батальонных минометов, батарею 195 огмп (4 шт. 107-мм минометов), 5 шт. птп 45-мм 490-го иптап. Район ее высадки – так же поселок Эльтиген, южная его часть.

Погрузка была осложнена тем, что у тех же причалов грузились плоты 7-го отряда. Прибытие десантных средств в Кротков под погрузку, по данным «Отчета…» растянулось с 22.45 до 1.15. В процессе погрузки всплыли «непредвиденные осложнения»: длина причалов была мала, и, кроме того, некоторые плавсредства не смогли подойти к причалу из-за осадки (хотя промеры глубин у причала в отчете есть). Возможно, виноват сгонный ветер. Погрузка была завершена через час после ранее назначенного времени «Ч», в 3.05 (01.11.43). По плану операции, в это время отряд должен был уже высаживать десант. У мотобаркаса №11 отказал мотор, и он был оставлен в Кроткове[21]. По данным «Хроники…» в 3.50 катера вышли на линию развертывания. Ситуация не совсем понятна, т.к. расстояние от порта Кротков до линии развертывания составляло всего… один километр.

Ситуация с погрузкой десанта 318-й сд, во многом, повторила ситуацию с Керченской высадкой 1941года. «Армейцы» в своих документах утверждают, что флот давал катера не в том порядке, «флотские» указывают, что армейцы подходили на посадку не в том порядке. В журнале боевых действий 318-й сд запись за 01.11.43г. начинается словами: «Плавсредства для погрузки были поданы с опозданием, и не в том количестве на которое рассчитывалось, в результате чего погрузка затянулась, расчеты на погрузку были нарушены и вся десантная группа не была погружена…»[22].

Общий ход высадки

По немецким данным, один из катеров 1-й десантной группы дал «фальстарт». Первый сигнал о советской высадке из района деревни Яныш Такиль[23], поступил от 6-й кавдивизии румын на 10./613 батарею береговой обороны уже в 00.45[24] (т.е. в 2.45).

Эта информация была передана в штаб немецкой 98-й дивизии в 1.15[25]. Соответствующая запись имеется в журнале дивизии, причем, все немецкие документы от батальона до корпуса отмечают эту высадку. Запись в ЖБД дивизии гласит:

«(01.15) От батареи 613 морского артдивизиона поступило сообщение о высадке слабых сил противника в районе мыса Такиль.», она дублирует сообщение 282-го гренадерского полка, в котором указано «2-я батарея 613 морского дивизиона сообщает, что на участке правого соседа противник высадился в 1.15 силами до роты».

А.Я. Кузнецов в своей книге «Большой десант» пытается увязать события в этом районе с другим эпизодом, произошедшим в этом районе чуть позже. Он указывает:

«В 04:50 у Яныш-Такиля (южнее коммуны «Инициатива») высадились с одного катера 30–40 человек. Румыны при поддержке батареи 10./613 после короткого боя уничтожили эту группу, взяв 15 пленных. Катер был, по одним донесениям, потоплен, по другим — поврежден и захвачен. В любом случае противник его в дальнейшем в строй не вводил. Пленные показали, что они шли в составе десантного отряда, столкнулись с десантным ботом. Из-за повреждений их вынесло южнее района высадки, а бот примерно с 60 десантниками затонул. Катером у Яныш-Такиля был, видимо, КМ-4503 из 1-го отряда, пропавший без вести в ту ночь, а ботом — ДБ-11 или ДБ-9».

В примечании указывается:

«С бота спасся моторист, который самостоятельно выплыл и был взят в плен. Назвался Н. Ковалевым (в ОБД «Мемориал» не обнаруживается), его показания о столкновении совпадают с показаниями пленных с малого катера. По показаниям моториста, его бот с 60 десантниками вышел в 22:30 от Соленого озера, то есть входил в состав 1-го или 2-го отряда, которые потеряли только два бота — ДБ-9 и ДБ-11. Более вероятно, что при столкновении погиб ДБ-11, данные о котором в наших документах наиболее противоречивы. Часто утверждается, что он погиб на мине у Эльтигена, в «неизвестном месте» или даже у Комсомольска (Гадючего Кута)» [26].

Следует обратить внимание на то, что:

а) время первого донесения о высадке с одного катера в районе Яныш Такиль в документах немецкой 98-й дивизии указывается как 00.45. Как указывает румынское донесение: «десант высадился с небольшого, переполненного катера»

б) группа, силы которой оценивается «до роты» оказала серьезное сопротивление, которое продолжалось до 6 часов утра. В результате чего были захвачены первые пленные. (15, по другим данным, 12 человек из второй роты «батальона Григорьева»).

в) позже в районе Яныш Такиль фиксируется еще одна высадка, при обстоятельствах, весьма сходных с описываемыми в книге А.Я. Кузнецова, и, количество пленных, захваченных румынами, возросло до 40 человек.

При внимательном разборе ситуации, и сопоставлении румынских и немецких документов, можно прийти к выводу, что речь идет двух разных эпизодах, произошедших в районе рыбного промысла перед д. Яныш Такиль в разное время, что и подтверждается первичными документами 6-й кавдивизии румын. Румынские документы отмечают две (а, строго говоря, три) высадки в этом районе: в 0:45, около 6 утра и в 9 часов утра (по часам противника).

По румынским данным, один катер, высадив десант в 6 утра, отходя от берега, действительно, ударил другое плавсредство, после чего, оба катера затонули. По данным пленных, захваченных во второй группе (всего, по данным румын пленено 27 человек) у д. Яныш Такиль: «30 человек высадилось, 60 утонули». 30 десантников были взяты в плен без боя. По данным документов противника, «офицеры и коммунисты застрелились». Предположительно, это были КМ-0188 и десантный бот, но по данным «Хроники…» в КМ №0188 попал снаряд, и он потонул со всей командой. Вопрос требует уточнения.

Чтобы закончить тему высадки в районе рыбного промысла у д.Яныш Такиль, стоит отметить, что в этот район (на косу) около был вынесен «бочечный» плот из 7 отряда, с автомобилем и двумя орудиями.

По румынским данным, суммарно, в этом районе были взяты в плен 41 человек (15 человек с первой высадки и 26 со второй), обнаружены 22 убитых, включая 2 офицеров, захвачены 2 орудия, 1 автомобиль, 2 легких миномета, 1 противотанковое ружье, 11 ручных пулеметов, 1 автомат и 22 винтовки.

Место гибели катера, у бывшего рыбного промысла в районе д. Яныш Такиль (иначе, мыс Чонгелек), обнаружено в 80-х годах. Катер, найденный в районе бывшего рыбного промысла, имеет длину около 15 метров. По опросам местных жителей, с него был снят 7,62-мм пулемет с деталями стационарного крепления, что позволяет предположить, что это катер типа «КМ».

Координаты 45°08'N 36°25'E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 2,8 метра. Уточниться можно только после обследования катера и обнаружения номерных деталей (если таковые сохранились). В 250 метрах обнаружены обломки второго плавсредства, которое было обнаружено и обследовано чуть позже.

С большой вероятностью, это действительно, был КМ-4503, включенный в операцию в последний момент. Катер пропустил поворотный буй в районе мыса Панагия. Следуя прежним курсом, он должен был выйти как раз в район д. Яныш Такиль, и, скорее всего, этот катер высадил свой десант раньше времени, в районе рыбного промысла у мыса Чонгелек. В пользу этой версии говорит состав пленных, т.к. они относились ко 2-й роте батальона Григорьева. Эта рота должна была грузиться в катера 1-го отряда. За одним лишь исключением: катер КМ №0168, принял на борт бойцов 2-й роты, хотя вошел в состав 2-го отряда, но судьба его известна. Неизвестна лишь судьба катера КМ-4503, который пропал без вести с десантом и со всей командой (7 человек). Остальные катера десанта осуществили высадку уже после артиллерийской подготовки.

С артиллерийской подготовкой ситуация так же сложная. Если обратиться к плановой таблице высадки, то, можно отметить, что артподготовка должна была проводиться со времени «Ч»+45минут до «Ч»+1 час (т.е. 15 минут) непосредственно по берегу, после чего, огонь планировалось перенести вглубь территории на 1 км. Вся артподготовка должна была занять 30 минут. Завершение артподготовки «время «Ч»+1 час 15 минут». Это вполне логично, т.к. от линии старта до высадки катера имели подходное время 45 минут-1 час малым ходом.

Учитывая, тот факт, что время «Ч», т.е. пересечение линии старта, было назначено на 2 часа ночи, артподготовка должна была начаться в 2.45, и завершиться в 3.15. Высадка должна была начаться в 3 часа утра, сразу после переноса огня. Но, если доверять советским источникам, артподготовка началась несколько позже.

Все отечественные источники указывают одно время артподготовки 4.30-4.50 (20 минут), после чего, началась одновременная высадка всех отрядов. В.М. Кононенко указывает: «Нарушение порядка движения отрядов поставило командира 3-й группы высадки в чрезвычайно затруднительное положение относительно назначения времени начала артиллерийской подготовки и момента переноса огня на вторые рубежи непосредственно перед высадкой. Только получив донесения от командиров 1, 2, 5 и 6-го отрядов о проходе ими линии старта около 3 часов 1 ноября 1943 г. и сведения о начавшемся выходе 3, 4 и 7-го отрядов из Кроткова, командир 3-й группы высадки, считая время перехода судов от линии старта к местам высадки равным примерно одному часу, назначил начало артиллерийской подготовки на 4 часа 30 мин., а момент переноса огня на вторые рубежи на 4 часа 45 мин» [27].

Исходя из этой цитаты, возникает ряд вопросов: прежде всего, если линия старта была пересечена в 3 часа (и это единственная отправная точка для артиллерийской подготовки), то, почему артиллерийская подготовка началась не в 3.45, а в 4.30?

Пройдя линию старта в 3 часа, и, сообщив на ПК-53 о прохождении линии старта, командир 3-й группы высадки (5-й, 6-й, 7-й отряды), должен был ожидать, что артподготовка так же начнется в 3.45. Связи со многими катерами не было, и откорректировать их движение было невозможно.

Если рассматривать 3-й и 4-й отряды, то здесь картина еще интереснее. Линия старта проходила всего в 1 км западнее Кроткова, и в 6 милях восточнее точки высадки. Катера 3-го и 4-го отрядов уже в 3.15 уже вышли на эту линию. Двигаясь дальше, они подошли бы к берегу в 4.00, а не в 4.45. Артподготовку нужно было начинать в 3.45.

Большинство плавредств не имело радиостанций, и, катера действовали в соотвествии с ранее намеченным планом. Пройдя линию старта в 3 часа, они двигались к противоположному берегу, ожидая артиллерийской подготовки.

Отчасти, на этот вопрос отвечает «Отчет…»[28]:

«Находившийся в районе линии старта, на катере ПК-053 офицер штаба высадки, обнаружив несвоевременный и неорганизованный выход отрядов на линию старта, вместо подачи сигнала о двигании отрядов вперед после проверки их готовности, вынужден был донеся на Ф кп командира высадки о неготовности отрядов, заниматься поиском растерявшихся плавсредств и информировать командиров отрядов о состоянии и действиях других отрядов. Решение этой задачи было затруднено исключительно низкой видимостью и неблагоприятной погодой, а так же тем, что отряды не находились на стартовой линии, обозначенной красным тузлинским створом, а медленно двигались на запад. На Ф кп командира высадки точного представления о положении отрядов не было, так как сами командиры отрада не знали положения части своих плавсредств, но было из суммы донесений понятно, что остальные силы 1 и 6 отрядов прошли линию старта около 3-х часов, 3-й и 4-й отряды в пол ном составе вышли в 03.15 из Кротков и, следовательно, около 04.00 также будут на старте. Имея уверенность, что остальные силы десантных отрядов, хотя бы и в разное время, прошли линию старта или находятся на ней к моменту 04:00, командир высадки решил в 04.30 начать артподготовку, считая, что к моменту переноса огня на второй рубеж в 04.45 подойдут к берегу и начнут высадку. Правильность этого расчета подтвердилась следующими положениями: От линий старта до пункта высадки, расстояние около 6 миль, отряды проходят за час. Следовательно, даже начав движение с линии старта в 04.00 все отряды подойдут к местам высадки в 05.00, т.е. через 15 минут после переноса огня на второй рубеж».

Указанная фраза содержит ряд неточностей и нестыковок. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что следуя логике цитаты, 1-й и 6-й отряды прошли линию старта около 3 часов, и «…медленно двигались на запад». В «Отчете…» присутствует фраза: «Учитывая опоздание, катера 5 и 6 отрядов, вышедшие из Тамани, форсировали ход, без учета скорости хода тихоходных плавсредств, в результате чего, часть КТЩ и группа РТЩ 5-го отряда отстали…». Т.е. эти отряды так же двигались к линии старта, не соблюдая походный ордер, а, самостоятельно, несколькими группами. При этом, КТЩ-211 из-за малой скорости хода отстал[29].

«Отчет…» так и не дает четкого ответа на вопрос, почему была перенесена артиллерийская подготовка. И возникает вопрос, а была ли она перенесена? Документы артиллерийских частей ЧФ и армейской артиллерии, поддерживающей десант, найти не удалось, и, возможно найти не получится.

Обратимся к документам противника. 98-я пд в утреннем донесении отмечает:

«С 23 часов до 3 часов утра чрезвычайная активность вражеской авиации. Мощные налеты и бомбардировка в расположении левого батальона. В 2.50 (4.50) начался мощный артиллерийский налет в районе 43-46 километра[30]…» [31].

По немецким часам, советская артподготовка продолжалась 20 минут, с 2.50 до 3.10 (5.10). Документы Кригсмарине[32] дают чуть-чуть другие временные рамки артиллерийской подготовки: с 2.30 (4.30) до 3.00 (5.00) часов утра.

По данным журнала боевых действий 98-й пехотной дивизии последовательность событий была следующей (время указано по немецким часам):

«с 23 до 3.00 сильные авианалеты авиации по району Колонка-Баксы»

«02.25 Ураганный огонь[33] слышен со стороны Эльтигена.

02.30 МАА 613[34] доложил о сильном артиллерийском огне по району Эльтигена и Камыш-Буруна. Ситуация на побережье не просматривается.

03.15 МАА 613 доложил, что перед Эльтигеном наблюдаются многочисленные высадочные средства и лодки. Артиллерия открыла заградительный огонь» [35].

Противник указывает время переноса советского огня в 3.10: «В 3.10, стихший артиллерийский огонь возобновился по району (указан район в 1 км западнее Эльтигена).

03.20(5.20) в штаб дивизии уже поступило донесение из МАА 613: «…противник высадился неизвестными силами перед Эльтигеном, Со стороны Эльтигена слышна пулеметная стрельба» [36].

По данным Кригсмарине: «3.00 В свете вспышек легких пехотных орудий были обнаружены 7 катеров, оба прожектора береговой батареи выведены из строя» [37].

Источники дают самое разное время событий, и, свести эти данные к единому времени не получается. Идет разнобой и по силам, участвующим в артподготовке. А.Я.Кузнецов, указывает: «В 04:29 Холостяков приказал начать артподготовку. Группа подполковника Малахова (48 152-мм гаубиц-пушек и 35 шт. 122-мм пушек— плотность 16 орудий на километр фронта) открыла огонь по первому рубежу у Эльтигена и севернее коммуны «Инициатива» Кроме того, огонь вели 12 шт. 76-мм дивизионных пушек с косы Тузла. Всего за 35 минут были выпущены 5976 снарядов (2476 152-мм и 3500 122-мм)» [38].

В.М.Кононенко, указывает:

«Артиллерийскую подготовку вели 69-й гвардейский пушечно-артиллерийский полк, 128-й гвардейский истребительный противотанковый полк и береговая артиллерия Керченской и Новороссийской военно-морских баз. Плотность огня на первом рубеже составляла ориентировочно 22 снаряда на гектар (при площади 4х 0,5 км), на втором рубеже — 5 снарядов на гектар, а на промежуточном рубеже— не свыше 3 снарядов на гектар. Артиллерийская подготовка длилась 15 минут, за которые было израсходовано 3154—152- мм, 3500— 122- мм и 1680 — 76- мм снарядов; всего — 8334 снаряда» [39].

Противник же говорит о том, что артиллерийская подготовка велась всего 40 стволами, и в общей сложности было выпущено 4 тыс. снарядов. Огонь велся только по району 43-46 километров, а это означает, что район высадки 1-го отряда (41-й километр) не обстреливался.

Расхождение в количестве снарядов с советской и с немецкой стороны, возможно, связано с тем, что накануне противник осуществил огневой налет (1,5 тыс. выстрелов) по позициям советской артиллерии на косе Тузла, и вывел часть орудий из строя, взорвав два склада с боезапасом (отмечены два мощных взрыва).

По данным воспоминаний участников первого броска, в том числе и при описании подвига санинструктора Г.Петровой, дается достаточно интересная информация о том, что высадочные средства 5-го и 6-го отрядов подошли к берегу, и достаточно долго ожидали артиллерийской подготовки, и некоторые катера начали высадку до нее.

Советские источники единодушно утверждают, что все три отряда высадили десант одновременно, сразу после окончания артподготовки (в 5 утра), и только в 5.20 противник открыл ответный огонь[40].

Особняком стоит «Хроника…», которая, хоть и дает то же время артиллерийской подготовки (с 4.29, продолжительность 20 минут), но, высадку трех десантных групп дает не одновременную, а, с достаточно большим разбросом. Противник так же указывает, что высадка производилась не одновременно.

[1] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[2] Назаров осужден трибуналом за этот поступок на 10 лет, и направлен в 613 штрафроту ЧФ

[3] Так фамилия указана в личных документах, в оперативных документах чаще указывается « Бульбулян»

[4] бывший ПК-122 Построен в 1937 - 1938 гг. и вошел в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Погиб 2.11.1943 г. от подрыва на мине в р-не Эльтигена

[5] Зав. №118. Заложен в 1939 г., спущен в начале 1940 г., вст. в строй 27.06.1940 г. и включен в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. десантной операции

[6] бывший ПК-144 Зав. №3. Построен в 1937 г. и вошел в состав 32-го отряда МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Участвовал в высадке десанта в Станичку в феврале 1943 г., Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных, Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. и Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г. наступательных операциях

[7] с большой вероятностью имеется в виду бывший ПК-74, тип МО-3 Построен в 1935 г. и включены в состав 1-го КОПС МПО НКВД Азербайджанского погранокруга. 22.06.1941 г. вошли в состав Каспийской флотилии. 18.09.1943 г. перечислен в ЧФ и 17.10.1943 г. отправлены из Баку в Поти по железной дороге

[8] с большой вероятностью имеется ввиду бывший ПК-75 тип. МО_3 18.09.1943 г. перечислен в ЧФ и 17.10.1943 г. отправлены из Баку в Поти по железной дороге, однако и ПК-74 и ПК-75 получили свои номера официально (№068 и 058) только с 25.11.43г.

[9] КТЩ-173 (до 25.06.1943 г. "Пиламида") Водоизмещение 55 т. Размерения 19.3 х 5 х 1.8 м. ГЭУ 65 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружение: 1 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 12 чел. Бывший сейнер Ахтарского и Новороссийского рыбзаводов. Построен в 1936 г. Мобилизован 29.03.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 - 9.10.1943 г. наступательной, Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях.

[10] Бывшие пограничные сторожевые катера 2-го дивизиона погрансудов МПО НКВД Черноморского ПО. Построены в 1935 - 1936 гг. 22.06.1941 г. вошли в оперативное подчинение, а 10.12.1941 г. - в состав 7-го дивизиона СКА ЧФ. Участвовали в Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 21.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. 21.06.1945 г. возвращены морпогранохране.

[11] номер мотобота не совсем понятен, скорее всего, имеется в виду мотобот с зав. № 302, который в виду тяжелых повреждений 26 июня 1943 года был сдан в отдел фондового имущества ЧФ, но восстановленный перед началом операции

[12] бывший десантный бот ДБ-6, затонувший в результате посадки на мель в районе Мысхако, поднятый со дна моря и восстановленный к началу операции

[13] бывший ПК-122 Построен в 1937 - 1938 гг. и вошел в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Погиб 2.11.1943 г. от подрыва на мине в р-не Эльтиген

[14] СКА №017 (с 2.07.1941 г. СКА №042, с 10.12.1941 г. СКА №044 с 17.12.1941 г. СКА №0105, с 7.05.1944 г. "МО-105") Зав. №117. Заложен в 1939 г., спущен в начале 1940 г., вст. в строй 27.06.1940 г. и вошел в состав ЧФ

[15] бывший СКА №052 (с 10.12.1941 г. СКА №024, с 17.12.1941 г. СКА №0115, с 7.05.1944 г. "МО-115")Зав. №187. Заложен в 1940 г., спущен весной 1941 г., вст. в строй 28.06.1941 г. и 2.07.1941 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях

[16] №114 (до 27.04.1942 г. "Ост", с 3.06.1942 г. №0411) Водоизмещение 40 т. Размерения 16.7 х 4.6 х 1.8 м. ГЭУ 65 л.с. Скорость 7/6.2 узла, дальность 1150 миль. Вооружение: 1 пулемет (калибр не установлен). Экипаж 12 чел. Бывший рыболовный сейнер Азрыбтреста. Построен в 1940 г. Мобилизован 27.04.1942 г., вооружен и включен в состав ЧФ в качестве сторожевого катера. Участвовал в высадке десанта в Станичку в феврале 1943 г., Новороссийской 9 - 16.09.1943 г. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. Погиб 8.11.1943 г. от подрыва на мине у косы Тузла

[17] бывший «Крым». Водоизмещение 75 т. Размерения 16.2 х 5.1 х 1.2 м. ГЭУ 50 л.с. Скорость 4/3 узла, дальность 600 миль. Вооружение: 3 х 7.62 мм пулемета, тралы. Экипаж 10 чел Бывший сейнер Крымгосрыбтреста. Построен в 1932 г. Мобилизован 27.07.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ. Участвовал в обороне Севастополя и Кавказа, Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 9.11.1943 г. потоплен в р-не Керчи и в декабре 1943 г. исключен из списков ВМФ, однако 22.04.1944 г. после капитального ремонта вновь включен в состав ЧФ

[18] К-218 (с 17.12.1941 г. СКА №0135, с 21.05.1944 г. "СК-135") Бывший пограничный сторожевой катер 2-го дивизиона погрансудов МПО НКВД Черноморского ПО. Построен в 1935 г. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 17.12.1941 г. - в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 21.10 - 11.12.1943 г. операциях. 21.06.1945 г. возвращен морпогранохране

[19] К-228 (с 10.12.1941 г. СКА №0134, с 17.12.1941 г. СКА №0145, с 21.05.1944 г. "СК-145") Бывший пограничный сторожевой катер 2-го дивизиона погрансудов МПО НКВД Черноморского ПО. Построен в 1935 - 1936 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 10.12.1941 г. - в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 21.10 - 11.12.1943 г. операциях. 21.06.1945 г. возвращен морпогранохране.

[20] бывший катер ДБ-9, затонувший в районе Новороссийска, поднятый и восстановленный АСС ЧФ

[21] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с. 315

[22] ЦАМО, Фонд 1629, Опись 1, Дело 24

[23] совр. Заветное Ленинского района Крыма

[24] NARA T1022 R 2536 PG-45778-KTB Seeverteidigung Kaukasus 1943

[25] NARA T315 R 1210 fr. 0050

[26] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г.

[27]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г. с. 68-70

[28] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[29] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с. 315

[30] северная часть поселка Эльтиген

[31] NARA T315 R 1210 fr. 0068

[32] PG-45778-KTB Seeverteidigung Kaukasus 1943

[33] перевод дословный, однако, следует обратить внимание, что как правило, этот термин чаще всего используется к стрелвовому огню, а не к огню артиллерии.

[34] здесь и далее, немецкий 613-й морской береговой дивизион

[35] NARA T315 R 1209 fr.0540

[36] NARA T315 R 1209 98 GD fr.0542

[37] PG-45778-KTB Seeverteidigung Kaukasus 1943

[38]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.

[39]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.

[40]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.