3,9K подписчиков

С книжками мы все дружны: и ты, и я читатели…

С чего начинается образование? Конечно, образование начинается с чтения.

А с чего начинается чтение? Уже слышен хор голосов: «С книги»! Продолжая нашу «логическую цепочку», вспомним и строки стихотворения В. Бокова о том, что книга – учитель и наставник. Значит, все мы – ученики книги, а попросту – читатели.

Подтверждает эту мысль и русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин: «Читатель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником».

Все мы разные, поэтому и читатели из нас разные. Какие же бывают читатели?

С чего начинается образование? Конечно, образование начинается с чтения. А с чего начинается чтение? Уже слышен хор голосов: «С книги»!

Как раз М. Е. Салтыков-Щедрин пытался нас еще и «классифицировать» в своем произведении «Мелочи жизни» (глава «Читатель»): читатель-ненавистник, солидный читатель, читатель-простец, читатель-друг.

Читатель-простец – ядро читательской массы; это – главный контингент.

Он – и покупатель, и потребитель.

Другое произведение Салтыкова-Щедрина о читателе – «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», где добавляет он к своей классификации еще один читательский тип.

В 1898 году еще один наш классик – А. М. Горький – написал рассказ «Читатель». В нем происходит диалог читателя и писателя. Горький во главу угла литературного процесса ставит как раз читателя, без которого нет смысла в писательстве. Горький отмечает, что читатель – тот устой, на котором держится деятельность писателя; он – единственный объект горения писательской мысли. Убежденность писателя «питается» уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого нет, литературная деятельность – беспредельное поле, на обнаженном пространстве которого бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне.

Интересно он говорит о восприимчивости читателя и даже о целой восприимчивой читательской среде в масштабе отдельной страны. И если в стране образовалась восприимчивая читательская среда, способная не только прислушиваться к колебаниям человеческой мысли, но и свободно выражать свою восприимчивость, – писатель чувствует себя сильным и бодрым. Но писатель глубоко несчастен там, где читательская масса – лишь человеческое стадо, мятущееся под давлением внешней среды. Он вдвойне несчастен: и за себя, и за те преданные сердца, которым ничего не может дать, кроме сознания темного и безвыходного подчинения.

Вторит ему Н. Ингладер в книге «О чем мы говорим, когда говорим об Анне Франк»: ничего не может больше обогатить писателя, чем обретение хоть и одного, но настоящего читателя, пусть даже на единственный вечер.

О таких преданных читателях и у Катрин Панколь в романчике «Гортензия в маленьком черном платье»: «…я могла бы жить среди книг, есть их, пить, закутываться в них».

У К. Панколь есть и хороший роман «Мужчина на расстоянии», который, конечно же, о любви, но о любви, как бы сказали профессионалы, «удаленного читателя» к хранительнице редких книг.

Такая же неистовая читательница-библиотекарша в романе Е. Лобановой «Из жизни читательницы», которая «зачиталась» до 42 лет, и даже отец сказал ей, что она не женщина, а «книжный червь». Но… Хотя не будем спойлерить, почитаете сами.

Хорошо, когда у писателя есть такие благодарные читатели. Но и они бывают разные. Например, как в одноименном рассказе Ю. Сбитнева «Благодарный читатель».

Кстати, Ю. Сбитнев в 2021 году получил посмертно одну из литературных премий.

Еще о читателе можно найти, например, в рассказе Ариеля Дорфмана «Читатель».

Очень интересный автор по теме – Алан Беннет. Есть у него роман «Непростой читатель», посвященный великосветской читательнице – самой Английской королеве Елизавете! Она случайно узнала о визитах Вестминстерской передвижной библиотеки. Удивительно, что чтение не привлекало королеву, но воспитание не позволяло оставлять книги недочитанными. Королева читала все – от Т. Харди до А. Брукнер, от Пруста до Беккета.

Забавный романчик – «Книжник» – французского автора Р. Де Са Морейра.

Многие читали замечательный роман Бернхарда Шлинка «Чтец».

А есть еще у Жан-Поля Дидьелорана трогательный, пронзительный «Утренний чтец», где герой больше всего на свете любит книги, но вынужден каждый день их…уничтожать.

Для старшего поколения, возможно, будет интересна из ретро-книг Ленинианы: Ю. П. Шарапов «Ленин как читатель».

Кстати, к винтажному читателю, бумажному букинисту, обратился Ф. Бегбедер в книге «Конец света. Первые итоги», назвав пережитками пыльных чердаков, доблестными хранителями плесневелых фолиантов, божественными литературными аутистами, спасителями разума от забвения. Он обращается к ним с мольбой и взывает к ним не исцеляться!

Читателям слагались и стихи, как, например, Р. Сефа «Читателю», В. Берестова «Как хорошо уметь читать», В. Бокова «Книга – учитель, книга – наставник» и других.

И лучше, чем сказал о цели литературы М. Горький, не скажешь: помогать человеку понять самого себя, поднять веру в себя и развить стремление к истине, бороться с пошлостью в себе и других, уметь найти хорошее в людях, возбуждать в их душах мужество, гнев, стыд, делать всё, чтобы люди стали благородными, сильными, одухотворенными и красивыми.

Это ли и не задача образования? Быть образованными – значит, быть начитанными.