Найти тему
2,7K подписчиков

Да будет свет, нюансы использования “дальника”, ДХО и габаритов

491 прочитал

Хоть и прописано, но не исполняется. Это мы к ситуации, когда днем по трассе едут автомобили с погашенными фарами. Водители сознательно идут на нарушение ПДД, в которых четко разъясняется, когда нужно включать световые приборы.

Давайте разберемся в нюансах, когда следует включать ближний свет, противотуманки и иные элементы светосигнализации. Поехали!

Днем с огнем

Итак, напомним, что в 2010 году было принято постановление об обязательном включении ближнего света или дневных ходовых огней (ДХО). Автопроизводители отреагировали оперативно и ДХО стали неотъемлемой частью российской комплектации, для удобства водителя они автоматически загораются при запуске мотора.

Пункт 19.5 ПДД - дневные ходовые огни при их наличии должны быть включены в светлое время суток.

Обратимся к ПДД. Дневные ходовые огни нужно включать днем (логично!), альтернативой им являются ближний свет фар. В вечернее или ночное время ДХО включать запрещено, да это и неэффективно. Ибо последние согласно тем же ПДД они предназначены только «для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».

Ближний свет

Как мы уже сказали ближний свет - это альтернатива ДХО.

пункт 19.5 ПДД - в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света

Ближний свет фар помимо замены ДХО можно включать в условиях плохой видимости или пересечении тоннелей, стоянки и остановки. Да и запрета на него в ночное время не существует.

Пункт 19.1 ПДД - ближний свет фар должен быть включен на движущемся транспортном средстве в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.
Пункт 19.3 - допускается включение ближнего света при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням.

Смысл этих новаций? Все дело в скорости, так в потоке движение может идти в диапазоне 100-120 км/ч. Для безопасности, к примеру, перестроения или обгона требуется все больше места. Выезд на встречку может потребовать до 500 метров свободного обзора, габариты в этом случае не помогают, нужно что-то более яркое. Поэтому горящие ДХО или ближний свет фар лучше видят другие участники дорожного движения, даже на приличном от вас расстоянии.

Свет далеких планет

Подбираемся к нюансам применения дальнего света. Обычно причиной их включения служит низкая видимость, но и тут нужно обращать внимание на тонкие моменты. К примеру, ночью или в вечернее время они привычно помогают водителям, но ничто не мешает их включить и при плохой видимости - в пургу или сильный дождь, туман.

При этом не стоит забывать про запрет на использование такого света в городах или в зоне других населенных пунктов. Вызывает он дискомфорт для водителей встречных машин или тем, кто едет впереди вас на близком расстоянии.

Пункт 19.2 ПДД - водители обязаны выключить дальний свет при наступлении следующих условий:

в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

В светлое время суток применение света дальних фар запрещено. Однако моргание фарами “дальнего” совместно со звуковым сигналом или без него при совершении обгона разрешено.

А я еду, а я еду за туманом

Большинство водителей уверены, что противотуманки надо использовать только во время тумана (название как бы намекает) но это не так. Плохая видимость на дороге, плохое освещение трассы ночью или как альтернатива для ближнего света или ДХО днем, да, оказывается так.

Пункт 19.4 ПДД. гласит, что:

Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости совместно с ближним или дальним светом фар;
Допускается применение в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
Противотуманные фары можно использовать вместо дневных ходовых огней и ближнего света фар в светлое время суток.

Не забудем и противотуманных фонарях, но это не замена противотуманным фарам их применение узкоспециализированно - условия недостаточной видимости.

Пункт 19.3 ПДД - задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости – как при движении, так и при остановке и стоянке.
Пункт 19.7 ПДД - нельзя применять противотуманные фонари в качестве габаритных огней, а также подключать к стоп-сигналам.

Габариты попутал

Касательно “габариток”, то ПДД регламентирует их включение ночью во время остановок на неосвещенных дорогах, в условиях плохой видимости, а также, когда ваша машина едет на буксире.

Пункт 19.3 ПДД - габаритные огни применяются при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости.
Пункт 19.1 ПДД - габаритные огни должны быть включены на буксируемых механических транспортных средствах вдобавок к аварийной сигнализации в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.

Назначение таких световых приборов - обозначение габаритов ТС, не более. Днем их очень плохо видно и альтернативой ДХО они быть не могут.

Итак, основные моменты по использованию светосигнализации:

  • День: ДХО, ближний свет или противотуманные фары;
  • Ночь: ближний свет;
  • Ночь неосвещенные дороги и без встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары;
  • Тоннель: ближний свет, а на буксируемых автомобилях – габаритные огни;
  • Тоннель без ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары;
  • Недостаточная видимость: ближний или дальний свет, противотуманные фары и противотуманные фонари.

Небольшое дополнение от автоэкспертов.

«Дальний свет необходимо применять в темное время суток. Обратите особое внимание на леса. Как правило, именно там появляются дикие животные. Во время миграции они могут оказаться на дороге, - никто от такой ситуации не застрахован. А чтобы их вовремя увидеть, как раз следует пользоваться фарами дальнего света.
При этом важно помнить, что при включенном дальнем свете можно помешать другим водителям. И не только встречного потока. Например, не следует слепить попутные машины, обгоняющие вас. Салонное зеркало сильно отражает лучи, поэтому, если ваше авто обгоняют, дальний свет лучше выключить».

инструкторы компании «Автонакат».