Начнем с того, что на сюжет сна и его образы сильно влияет место проживания сновидца, характерные "атрибуты" для этого времени, культура, традиции, семья и многие другие факторы.
Лошадь в древнеславянские времена являлось одним из самых почитаемых животных. Она была незаменима на пашне, в бою, охоте, путешествиях и в мирно- житейской жизни. Поэтому неудивительно, что это животное было частым гостем в сновидениях.
Этнографы и фольклористы изучали народную традицию толкования снов. Они обнаружили, что жители разных уголков России, Белоруссии, Украины и других государств (преимущественно славянский народ) имеют в большинстве случаев одинаковое толкование одного символа.
В народном соннике имеется устойчивое толкование, что черный конь - к болезни, а белый - к смерти. Давайте разбираться почему так.
В народной культуре считалось , что многие животные являются оборотнями и относятся к иным мирах, об этом говорится во многих народных быличках, рассказах. Считалось, что животное во сне приходит, как посланник с иного мира.
Черный и белый цвет считались цветом траура, смерти и загробной жизни , особенно в дохристианском периоде.
Белый цвет одежды во сне являлся характерным признаком умершего персонажа, считалось, что это неупокоенные души. В русских быличках «белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет", "смерть бела, как снег, и ходит одетой, как любая другая женщина».
Черный цвет считался мертвым цветом, владычицей смерти и зла, подземного мира. Черный цвет для славянской культуры - это ночь, мрак, тьма – время сна и временного небытия. Даже чёрные животные считались опасными и слугами нечистой силы, вспомните примету про черную кошку.
Раньше существовала такая традиция везти умершего на кладбище в санях или повозке, запряженной лошадьми. Поэтому лошадь ассоциировалась с транспортом, перевозящий покойника в иной мир.
Сохранились пересказы сновидцев того времени о том, что покойники во сне приезжали на конях забирать кого - то и в скорости этот человек умирал. И неизменным объектом этих снов была повозка или сани. Эти сны были яркими и особенно четко они запоминали коня (черный или белый) и покойника. Ниже несколько подобных снов.
Мы видим, что покойный дед Борис появился во сне на конях и рассказчик неоднократно возвращается к этому образу и ставит на первый план в рассказе коней.
А вот другой сон . "Сон этот приснился мне два года назад. Снится мне, будто бы я иду по полевой дороге, а вокруг меня золотистые пшеничные поля, и нет им конца и краю. Небо ясное-ясное, голубое-голубое — и эти ядовито-желтые поля. Вот иду будто бы я по этой полевой дороге одна, и вокруг меня ни живой душеньки нет. Вдруг, откуда ни возьмись, вижу, летит мне навстречу по полям белый конь, а в санях, именно в санях, стоит мой недавно умерший сосед — Кузьмич. Он такой радостный, смеется и говорит мне: “Ну, Петровна, как жизнь? К нам в гости не собираешься?” А я напугалась и говорю: “Нет, нет, что ты, мне еще Витьку — сына моего — надо увидеть”. И вижу, будто у него в санях два мальчика лежат. Один большой, а другой младенчик. Я и говорю: “Кузьмич, куда ребят повез, оставь, зачем они тебе? Оставь”. А сосед мой дерзко улыбается и ничего не говорит. Лошадь бежит, бежит и потом исчезает. И тут я проснулась.
И думаю: не к добру мне это приснилось. Ну и точно. Через три дня утонул мальчик, сын женщины одной, она со мной раньше работала. Девять лет ему тогда было. Я еще думаю: неужто это мой сон сбывается? И что ты думаешь, ровно через девять дней, как схоронили Пашку, еще один мальчик утонул, в этой же речке. А тому тогда двенадцать лет было. Выходит, сон-то мой был вещим. Забрал Кузьмич двух мальчиков к себе»
Характерные признаки иного мира во сне:
- неестественные цвета природы: ярко зеленая трава, ярко голубое небо, ядовитые цвета;
- то, что сновидец знает во сне, что покойник уже мертв и боится его;
- внезапность событий, часто можно услышать фразы : вдруг, откуда не возьмись...;
Записанных пересказы снов с различных уголков, где покойник увозит "на тот свет живых" нельзя назвать единичным. Поэтому не подтверждено влияние различных примет, переходящие из уст в уста, так как многие районы сильно были удалены друг от друга.
Сны в то время в большей степени трактовались по значению примет, по рассказам быличек, историй и поверий. В быличках славянского народа покойники и нечистая сила стремятся завлечь человека к себе в телегу или сани, иногда принимая облик родных людей. Это совпадает с ролью покойника в сновидении , который может ехать в санях, запряженной лошадью.
по мотивам исследований этнографов и фольклористов
Продолжение в следующем выпуске...
Если Вам понравилась статья, подпишитесь на наш канал и Вы сможете читать их каждый день.
Советуем также прочитать статьи: