Найти в Дзене

Работа с неговорящими детьми на начальном этапе

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь

Древняя китайская мудрость

Коррекционная работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска , гибкости в применении образовательных технологий.

Давайте будем разбираться!

Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС.

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.

У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие , ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком. (из опыта работы , можно сказать , что с ребенком нужно разговаривать на всех этапах его жизни)

В своей работе мы используем следующие средства: — игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции ребенка; — игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус детей, позволяющие корректировать поведение детей, воздействовать на эмоциональноличностную сферу; — самостоятельной игровой деятельности; — игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационнопобудительного до исполнительного); — особым образом организованной коррекционно развивающей среды.

Задачи, принципы работы с неговорящими детьми.

Основными целями работы дефектолога с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона ; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана , программы высказывания

( по началу – примитивного).

Обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

  1. Стимуляция речевой и психической активности.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым
  3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников
  4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности : разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
  5. Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности
  6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение
  7. Формирование первоначальных навыков грамматического ( морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
  8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов:

  • систематичность проведения занятий
  • опора на разные модальности ( зрительную, слуховую, тактильную и т.д.)
  • опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия
  • вариативность наглядного и дидактического материала для детей и др.
  • Реализация задач и принципов происходит в процессе использования следующих средств:
  • игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;
  • самостоятельной игровой деятельности;
  • игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях ( от мотивационно - побудительного до исполнительного);
  • особым образом организованной коррекционно-развивающей среды.

«Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми»

2. Использование метода пиктограмм, картинок – символов.

3. Нетрадиционные методы работы с неговорящими детьми

4. Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

https://vk.com/lepectok82