Найти тему
Романтика окраин

Памяти Виндавской улицы

Приветствую вас, друзья!

Все мы знаем, что в последние годы количество московских улиц и новых названий различных бывших проектируемых проездов существенно выросло и продолжает расти. Однако, почти ничего не пишут и не говорят об обратном процессе. Он не столь бросается в глаза, но он есть. И иногда мы теряем весьма интересные топонимы. И об одной из таких улиц, которым не повезло, я сегодня и хочу поведать вам.

Слышали ли вы, что ещё совсем недавно в Москве официально существовала Виндавская улица, которую теперь не обозначают даже на картах? Знаете ли вы где она располагалась и почему носила такое название? Если не знаете, то эта статья для вас. Ну, а для тех, кто что-то слышал, статья всё равно может открыть что-то новое.

В начале октября, когда закончилась череда проливных дождей и начала потихоньку буйствовать красками золотая осень, я, вернувшись в Москву из небольшой поездки за город, вырвался пройтись хотя бы где-нибудь неподалёку и что-нибудь поснимать. И выбор мой пал на соседнее Щукино, где я планировал через бывшую Виндавскую улицу прогуляться до закрытой платформы Покровское-Стрешнево, но в итоге забрёл и ещё дальше. Собственно эти два пункта, перечисленные выше и были моими главными целями, но почему бы попутно не поснимать что-то ещё? В общем, хватит предисловий, лучше расскажу обо всём по порядку. Сегодня будет первая часть повествования про собственно Виндавскую улицу.

1. По пути от метро "Щукинская" к бывшей Виндавской улице, я не смог отказать себе в удовольствии немножко поснимать трамваи на особенно живописной в это время года Авиационной улице. Тем более тогда там ещё были Татрочки! Сейчас, говорят, их-таки вывели из эксплуатации с пассажирами в Москве.

2. И не только они.

-2

3. Но тогда Татр было ещё достаточно много и казалось, что их эпоха уйдёт в прошлое не столь быстро... Впрочем, посмотрим ещё, сдюжат ли в мороз тяговые подстанции Строгинской сети такое количество нового подвижного состава. Возможно, Татры мы ещё увидим.

-3

4. А сама Авиационная улица, хоть и прекрасна в любое время года, но осенью особенно.

-4

5. Остановка «Диспансер». Ранее она носила название «Виндавская улица». Так что мы собственно пришли куда надо. В былые времена здесь располагалось трамвайное кольцо «Покровское-Стрешнево», которое было открыто в 1924 году. С 1940 года стало использоваловаться как служебное. Сюда, в частности, перенаправлялись трамвайные маршруты в дни авиационных праздников. Здесь же тренировались вагоновожатые. Как пишут очевидцы, в 1960-х гг. был ликвидирован путь по улице Академика Курчатова вокруг жилых кварталов и кольцо, как я понял, уменьшилось в размерах.

В 1980-е гг. при строительстве больничных корпусов нынешнего Центрального клинического военного госпиталя ФСБ РФ кольцо было ликвидировано окончательно. На безымянном проезде рядом даже сохранились опоры, некогда державшие контактную сеть. Как пишут, до недавнего времени также местами торчали рельсы, пока их не заасфальтировали под тротуар. Здесь оборачивались маршруты №№ 13 (1924–38) и 23 (1932–40), а также курсировал трамвай № 6 в 1944–45 гг. Теперь здесь остался лишь небольшой изгиб трамвайной линии. Кстати, вот
здесь есть фото времён строительства этой линии.

-5

6. Ну, а теперь поворачиваем на саму бывшую Виндавскую улицу. Вот что она из себя представляет сейчас. Я уже некогда в другой статье про трамваи упоминал о ней, но очень вскользь, поэтому решил, что невредно будет сделать полноценную прогулку по ней.

Улица получила своё название в начале XX века по проходящей поблизости Московско-Виндавской железной дороге (ныне Рижское направление Московской железной дороги). Во времена Российской Империи название Виндава носил нынешний латышский портовый город Вентспилс, куда и была проложена стальная магистраль. Рижский вокзал, к слову, со времён постройки и до 1930-го года также носил название Виндавский. Официально улица упразднена, в реестре московских улиц уже не числится, но на некоторых картах обозначалась вплоть до недавнего времени.

-6

7. Первоначально проходила от ныне упразднённой Чеховской аллеи до Центральной (ныне - Авиационной) улицы. Вот, например, Виндавская улица на знаменитой карте Москвы 1952-го года. На карте даже присутствуют какие-то строения вдоль неё.

-7

8. А вот карта из Справочника сотрудника милиции 1980-го года. Здесь улица также присутствует и, как пишут, последний раз на печатных картах она обозначалась в каком-то справочнике середины нулевых. Но его мне найти не удалось. Зато я хорошо помню, что на заре Яндекс-Карт, она была там отмечена и легко находилась по запросу. Теперь же поиск выдаёт лишь одноимённую улицу в Санкт-Петербурге.

-8

9. В настоящее время Виндавская улица представляет собой безымянную неосвещённую просеку в парке от трамвайной линии у улицы Академика Курчатова до Щукинской улицы. Сохранился также восточный отрезок улицы, внешне очень похожий на западный — левее Волоколамского шоссе восточнее улицы Академика Курчатова, в лесополосе, которая относится к Всехсвятской роще.

-9

10. Ещё лет 10 назад дорожное покрытие отдалённо напоминало очень старый асфальт, теперь это уже просто грунтовая парковая аллея.

-10

11. А это единственное строение, которое можно встретить здесь в наше время. И судя по всему, оно ещё советское. Правда, не знаю, имела ли когда-нибудь эта подстанция адрес по Виндавской улице или нет. Размышляя об этом, я подумал, что неплохо было бы заказать или сделать какую-нибудь табличку, которая увековичила бы Виндавскую улицу в истории.

-11

12. С закрытием платформы Покровское-Стрешнево на Рижском направлении здесь стало совсем безлюдно. Раньше, особенно днём, этой дорогой пользовалось довольно приличное количество людей, а теперь мне за всю прогулку встретились всего три человека.

-12

13. "Переулок" в сторону Авиационной.

-13

14. Тем временем, продвигаясь вперёд, я продолжал размышлять об исторической несправедливости и необходимости увековечить улицу для истории и вдруг я увидел...

-14

15. А увидел я вот это! Какой-то хороший и неравнодушный человек уже сделал всё за меня, причём, явно своими руками, методом выжигания по дереву, как мы когда-то делали всякие подобные, но куда более простые поделки на уроках труда. А тут автор прямо очень хорошо и явно с душой потрудился. И я хотел бы выразить этому человеку своё глубочайшее уважение и пусть виртуально, но пожать ему руку. Надеюсь, что он это прочитает или кто-то из его знакомых и передаст ему.

-15

16. Тем временем западный кусок бывшей улицы, несколько отдалившись от Авиационной улицы на север в сторону Волоколамки упирается в трамвайные пути линии в Тушино и Братцево, а также новую эстакаду развязки Волоколамки и улицы Академика Курчатова. Раньше Виндавская улица шла здесь приблизительно насквозь и пересекала улицу Академика Курчатова.

-16

17. Строго говоря, мы стоим на месте бывшего перекрёстка улицы и трамвайных путей. Но теперь о тех далёких временах уже ничто не напоминает. А старые-добрые Татрочки, наверное, ещё помнили те времена и, если бы они могли говорить, то поделились бы с нами воспоминаниями.

-17

18. А вот Витязи тех времён уже не застали.

-18

19. Красивая линия. По ней я как-нибудь тоже обязательно пройдусь. Но в этот раз я направился правее, чтобы под эстакадой пересечь автодорогу.

-19

20. АЗС "Татнефть" стоит примерно как раз на том месте, где Виндавская улица пересекала улицу Академика Курчатова.

-20

21. Примерно как-то так. А затем наискосок возвращалась чуть южнее. Вид со стороны Всехсвятской рощи.

-21

22. В Роще упразднённая улица продолжается ещё примерно 250 метров в виде такой же грунтовой аллеи.

-22

23. А вон и бывший перекрёсток на горизонте.

-23

24. Это бывшая Чеховская аллея. Здесь, немного не дойдя до Пехотной улицы, и заканчивалась Виндавская улица. Направо - Авиационная улица, налево - Волоколамское шоссе.

-24

25. Взгляд назад.

-25

26. Ну, а затем я направился к Волоколамке, чтобы пересечь её и осмотреть, как сейчас выглядит закрытая платформа Покровское-Стрешнево и окрестности...

-26

...но это, как любит говорить Леонид Каневский, уже совсем другая история, с которой вы можете ознакомиться здесь . А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

#москва #улицы москвы #история москвы #щукино #покровское-стрешнево #старая москва #транспорт #трамвай #сзао #прогулки по москве