Найти тему

Как восстановить остекление кабины МиГ-15 и кто умеет это делать?

Полгода назад я впервые посетил «Музей Авиационной Техники» 325 АРЗ в Таганроге. О своих восторгах я уже писал ранее в отдельной публикации «Что получается, когда лётчики и авиатехники создают авиамузей?».

Каждый самолёт в коллекции музея заслуживает внимания. Но Миг-15 произвёл на меня особенное впечатление.

До этого я видел много МиГ-15 и МиГ-17 на памятниках и на музейных площадках в удручающем состоянии – разбитые фонари, облупившаяся краска, в коррозии и ржавчине, отсутствие внешних элементов конструкции, а о внутреннем оборудовании можно забыть.

Отсутствующее остекление фонарей прикрывалось металлическими листами, чтобы избежать проникновения вандалов. Эти листы зверски прикручивались саморезами к корпусу. Внешний вид у самолёта становился ещё хуже, чем если бы была просто разбитая кабина.

Примеры таких изуродованных «памятников» я собрал в конце публикации.

В музее Таганрога МиГ-15УТИ выглядел безупречно, в идеальном состоянии. Ухожен, выкрашен, со всеми надписями на эксплуатационных лючках. С остеклением кабины, приборной доской внутри и катапультными креслами.

Я был поражен и удивлён. Практически новый самолёт. Поинтересовался, откуда в музее появился такой экземпляр самолёта?. Может, он ещё и летает? (в галерее 2 фото)

Оказалось, всё было не так просто. Руководитель и создатель музея Владимир Ильич Стоянов рассказал его историю.

Во времена Советского Союза он был установлен и долго находился возле «Школы юных лётчиков» в районе «Военвед» города Ростова-на-Дону вместе с несколькими другими летательными аппаратами. Хулиганы его раскурочили, разукрасили графити, разбили кабину пилотов и нанесли много других повреждений. (в галерее 2 фото)

В таком плачевном состоянии самолёт разрешили забрать в музей. Как его восстанавливали, я расскажу чуть позже в отдельной последующей публикации.

Сейчас я хочу показать, как восстанавливали остекление фонарей кабины пилотов. Мне казалось, что если они утрачены, то восстановить их вновь невозможно. Только если взять фонари от какого-нибудь другого самолёта - донора, тем самым разрушив другой самолёт.

Но это не так. Музейные «кулибины» нашли способ восстановить кабину пилотов Вначале были изготовлены каркасы фонарей в соответствии с размерами реальной конструкции.

Каркас для будущего фонаря кабины МиГ-15 (фото предоставил В. Стоянов)
Каркас для будущего фонаря кабины МиГ-15 (фото предоставил В. Стоянов)

Затем его обшили деревянными рейками и обработали наружную поверхность. В результате получился пуансон двойной кривизны.

Подготовка каркаса для изготовления остекления кабины (фото предоставил В. Стоянов)
Подготовка каркаса для изготовления остекления кабины (фото предоставил В. Стоянов)

По этой оснастке разогретому плексигласу придали требуемую форму в соответствии с обводами кабины.

Придание плексигласу требуемой формы (фото предоставил В. Стоянов)
Придание плексигласу требуемой формы (фото предоставил В. Стоянов)

С каркаса фонаря удалили деревянные рейки, обрезали края и закрепили остекление на каркасе.

Обрезка лишних краёв и закрепление остекления на каркасе (фото предоставил В. Стоянов)
Обрезка лишних краёв и закрепление остекления на каркасе (фото предоставил В. Стоянов)

После всех проведенных работ получили результат, который можно посмотреть на фото ниже.

Так выглядит готовое остекление кабины МиГ-15 (фото предоставил В. Стоянов)
Так выглядит готовое остекление кабины МиГ-15 (фото предоставил В. Стоянов)

Теперь можно сравнить, как выглядела кабина до и после восстановительных работ.

Кабина МиГ-15УТИ в «Музее Авиационной Техники» в Таганроге до и после восстановительных работ (фото предоставил В. Стоянов)
Кабина МиГ-15УТИ в «Музее Авиационной Техники» в Таганроге до и после восстановительных работ (фото предоставил В. Стоянов)

Примеры изуродованных самолётов можно наблюдать в музее под открытым небом в Темрюке. Несколько фотографий приведу ниже. Подробнее читайте в отдельной публикации «Музей «Военная горка»: Самолёты по-прежнему в плачевном состоянии». (в галерее 3 фото)

Недалеко от Темрюка, перед въездом в Тамань на памятнике установлен МиГ-17. Фонарь остекления отсутствует вместе с каркасом. В лобовой части бронестекло повреждено и разбиты боковые. Пара фотографий из публикации о нём ниже. (в галерее 2 фото)

В украинском селе Слоут обнаружил МиГ-15УТИ с отсутствующим остеклением кабины. Кабина накрыта металлическими листами, которые приварены к корпусу самолёта. Пара фотографий ниже. Остальные можно посмотреть в публикации по ссылке. (в галерее 2 фото)

Подобных самолётов в изуродованном состоянии очень много. Галерею других примеров я собрал в небольшом видеоролике ниже «История одного МиГ-15УТИ».

ВИДЕО (2 мин 30 сек)

Если кому-то требуется восстановить остекление кабины самолёта или провести какие-либо другие восстановительные работы по нему, то можно обратиться к руководителю таганрогского «Музея Авиационной Техники» Стоянову Владимиру Ильичу и его помощнику Шейкину Геннадию Геннадьевичу по телефону +7(960)462-40-91. Музей работает с понедельника по пятницу с 8 до 17 часов. Летом возможно посещение в субботу.

Конечно, для проведения работ необходимы затраты на материалы и другие попутные расходы, которые нужно компенсировать. Для этого, возможно, потребуется привлечение спонсоров, выделение бюджета в казённых организациях или пожертвования от небезразличных людей.

Среди сотрудников музея есть специалисты, обладающие требуемой квалификацией, знаниями, опытом, необходимым инструментом и оснасткой. Как минимум, они всегда готовы проконсультировать и сделают это совершенно бесплатно.

О таганрогском «Музее Авиационной Техники» в целом читайте в публикации по ссылке «Что получается, когда лётчики и авиатехники создают авиамузей?»

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить истории остальных самолётов таганрогского «Музея Авиационной Техники».