Какие две инициативы по канонизации имеют место в современной русской православной церкви в России? И кто их инициатор?
У патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гундяева, есть два заместителя: митрополит Иларион Алфеев и митрополит Тихон Шевкунов (они же - кадровый резерв патриархии, кандидаты на роль патриарха в будущем).
Алфеев – талантливый, одаренный человек (богослов, философ, композитор, писатель, телеведущий, режиссер), с большими амбициями по карьере. По своим богословским мировоззренческим взглядам его именуют «модернистом». Митрополит Иларион Алфеев возглавляет отдел по внешним церковным связям, строит диалог русского православия с другими деноминациями мира (роль, в чем-то похожая на министра иностранных дел в государстве).
Шевкунов является духовником Президента России Путина и исповедником ФСБ-ков и чиновников, духовным сыном архимандрита Иоанна Крестьянкина, автором «Несвятых святых». По своему богословскому мировоззрению его причисляют ближе к староверам.
Оба названных человека являются достаточно инициативными в своем служении. Инициативы эти разные.
Не буду уходить в тему их различий, скажу по теме статьи.
Митрополит Иларион Алфеев поднимает вопрос по канонизации, в чине священномученика, священника, богослова и проповедника – Александра Меня. И это находит отклик у части людей как в России, так и за рубежом.
В качестве аргументов Алфеев говорит, что Александр Мень, в трудные для церкви времена был ее ярким и искренним проповедником, живым проповедником Христа и не боялся нести эту проповедь людям. Александра Меня по праву называют «апостолом советской интеллигенции». Если будут официально подтверждены факты мученической гибели отца Александра за веру, говорит митр. Иларион Алфеев, то такая канонизация вполне вероятна.
Есть ряд фактов, работающих против нее: богословие Александра Меня признается не чисто православным, оно несколько шире. Но этот пункт для канонизации, именно в православной церкви, считается одним из значимых. Однако, в России есть опыт изменения Конституций, понимания истории по диаметрально разному, под «нужды момента». Поэтому изменить положения о канонизации – может быть является хоть и не простой, но реальной возможностью.
Выскажу свое мнение по поводу этому.
Я очень люблю отца Александра Меня, мне нравятся его книги, много статей канала посвящено ему. Но святым я его не вижу. Тогда можно канонизировать и Николая Бердяева, и Сергия Булгакова, и Федора Достоевского, и многих других духовных писателей, в чем-то великих. Но стоять у иконы Меня и возносить молитвы, мне кажется, перебор. Думается, что он и сам, как человек объективный, скромный и умный, был бы против такой канонизации. Ему было бы приятно, чтобы его помнили, читали книги, и кому-то они помогали открыться Богу.
К слову сказать, я никогда не подхожу к иконе Николая 2 и царской семьи и не признаю его святость. Хотя мне, по – человечески, жаль его и его семью.
Император Николай 2 был убит не потому что он христианин (об этом когда-то заметил, кстати, Александр Мень в своих лекциях), а потому что был императором. Мотивы убийства были политическими. Если каждого убиенного делать святым, то иконописцам будет много работы, храмы будут наполнены иконами, но это умалит сам чин святости. Все-таки истинные святые – это особые и крайне редкие люди.
Здесь, я бы подумал о другом: адмирал Федор Ушаков – в лике святых, а другой истинный христианин, глубоко верующий человек, большой постник, создатель канона, патриот и гениальный полководец Александр Суворов – нет. Странно. Я послушал доводы, почему его не канонизировали, мне показались они неубедительными.
Митрополит Тихон Шевкунов предлагает другие кандидатуры для канонизации: архимандрит Иоанн Крестьянкин, Кирилл Павлов. И ряд других монахов и монахинь, подвижников.
Это предложение мне кажется более реалистичным. Как-то эти люди мягко и плавно вписываются в канон православных святых, как бы в некой имплицитной закономерности. Есть и ряд других подвижников, в душе народной уже признаваемых святыми.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.