22 подписчика

Советские легендарные грузовики. "Снежный БАРС" Д - 470 (ЗИЛ-157Е).

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ

Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей. Хотя к автомобилям их можно отнести лишь формально — они не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к этому виду транспорта, и по факту являются самоходными транспортными средствами. Самым популярным и массовым снегоочистителем до сих пор остается Д-470. Даже не- смотря на то, что его выпуск прекращен более тридцати лет назад.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.

В конце пятидесятых годов ХХ века Северодвинскому механическому заводу № 6 Управления судостроительной и машиностроительной промышленности «Судомашпром» решили поручить создание нового шнекороторного снегоочистителя Д-470 на базе трехосного грузовика ЗИЛ-157. После войны предприятие занималось в основном выпуском запасных частей для строительных и дорожных машин. Первый снегоочиститель собрали к1 Мая 1959 года — он принял участие в праздничной демонстрации в Северодвинске. Всего за первый год производства удалось изготовить 12 снегоочистителей Д-470.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-2

Для Д-470 использовали модификацию ЗИЛ-157Е — это шасси под монтаж различных установок с двумя топливными баками, расположенными по обе стороны от рамы. С шасси демонтировали штатный двигатель с обслуживающими системами, а заднюю часть рамы делали больше путем приварки к лонжеронам специальных удлинителей. Это было необходимо для установки дизельного рядного 6-цилиндрового двигателя 2-Д6. Именно из-за танкового дизеля снегоочиститель переставал укладываться в автомобильные нормы по шуму и выхлопу.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-3

Кроме того, у него нарушалась развесовка по ведущим мостам и, следовательно, изменялись тормозные характеристики и управляемость машины. Но это не имело решающего значения, так как после всех переделок снегоочиститель получался очень тихоходным. Он приравнивался к тракторам или грейдерам, а для управления им требовались тракторные права. Крутящий момент от двигателя передавался через карданную передачу, снабженную промежуточной опорой, на демультипликатор.

Он в свою очередь служил для распределения крутящего момента на рабочий орган снегоочистителя и ходовую часть, а также для изменения передаточных чисел для получения рабочих и транспортных скоростей движения. На выходной транс- миссионный вал демультипликатора вместо автомобильного маховика устанавливался специальный диск, к которому крепилось штатное сцепление ЗИЛ-157Е. Остальные узлы трансмиссии сохранялись от базового автомобиля ЗИЛ-157Е.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-4

Базовое шасси подвергалось изменениям и под установку рабочего органа снегоочистителя. С шасси снимали передний бампер, дорабатывали переднюю поперечину рамы, а существующий кронштейн запасного колеса заменяли вертикальным и устанавливали его между кабиной водителя и капо- том силовой установки. Из-за консольного расположения шнекороторной установки приходилось усиливать переднюю подвеску, добавлять в каждый пакет рессор еще по три листа.

Иное расположение агрегатов на машине диктовало и изменение пневматической системы ЗИЛ-157Е. Рабочий орган снегоочистителя Д-470 состоял из двухшнекового питателя и шестилопастного ротора. Его привод осуществлялся карданной передачей от переднего вала демультипликатора. При расчистке снега рабочий орган опускался на очищаемую поверхность и опирался на лыжи, закрепленные по его краям. Срезаемый враща-ющимися шнеками снег поступал к ротору, захватывался его лопастями и через направляющий патрубок отбрасывался в сторону на 20-40 метров.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-5

Рабочий орган поднимался и опускался с помощью гидросистемы. Через нее же осуществлялся дистанционный поворот кожуха ротора для изменения угла бросания и направления струи снега вправо или влево по ходу машины. Для погрузки снега в транспортные средства предусматривался съемный желоб. Его ставили на выходной патрубок кожуха ротора и соединяли с корпусом рабочего органа тягами. Погрузка снега осуществлялась в транспортные средства, находящиеся справа от Д-470.

ПЕРИОД УСПЕХА

С 1961 года в качестве базы для Д-470 стали применять модернизиро- ванное автомобильное шасси ЗИЛ-157КЕ. На индексе снегоочистителя эта замена не отразилась. Однако с целью повышения эффективности отопления кабины на модернизированной машине внедрили независимую отопительную установку, работающую на бензине. Ее разместили под капотом автомобиля. Подверглась некоторым изменениям и гидравлическая система машины. В 1962 году в связи со специализацией завода как головного предприятия по выпуску шнекороторных снегоочистителей и запасных частей к ним его переименовали в Северодвинский завод дорожных машин «Севдормаш».

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-6

А из-за размещения оборонного заказа по решению Генерального штаба Министерства обороны СССР было создано военное представительство, на которое возложили задачи контроля опытного и серийного производства военной техники. Все снегоочистители Д-470 и запасные части к ним, поставляемые в Вооруженные силы, проходили тщательную проверку военным представительством. В результате эти машины отличались высоким качеством изготовления и надежностью.

В 1964 году заводу поручили важное правительственное задание — изготовить выставочный экземпляр Д-470 для участия в первой Московской международной выставке строительных и дорожных машин. Вскоре сверкающий свежей краской снегоочиститель отбыл в Москву. На международной выставке он получил Диплом 1-й степени и серебряную медаль, а группа работников северодвинского завода была награждена грамотами ВДНХ СССР. В начале 1966 года было образовано Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, в которое вошли все заводы и организации профильной отрасли. В системе министерства создали производственное Главное управление дорожного машиностроения (Главдормаш). К нему отнесли и Северодвинский завод дорожных машин.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-7

К 1964 году выпуск Д-470 составлял до 160 единиц в год, а в 1966 году на предприятии собрали юбилейный тысячный снегоочиститель. В конце 1970-х годов годовой выпуск машин достигал 925 штук, а уже к концу 1980-х годов — чуть менее 1600 штук. В эти годы снегоочистители Д-470 неоднократно показывали на ВДНХ, а также на международной выставке в Лейпциге (ГДР). В результате зарубежного участия появились иностранные покупатели. Заказы на по- ставку машин за рубеж оформляли через внешнеторговое объединение «Автоэкспорт».

Больше всех машин закупила Турция — 109 штук. Немногим меньше взяли ГДР (88 штук) и Польша (85 штук). 65 машин отправились в Чехословакию, 46 — в Румынию, 30 — в Болгарию, 20 — в Венгрию, 35 — в Иран, 3 — в Ирак, 10 — в Югославию и 15 — в Монголию. Отзывы о работе машин всегда были очень хорошие, а в Турцию даже пригласили специалистов завода для обучения местных водителей и организации сервисного центра для проведения технического обслуживания снегоочистителей Д-470, которые использовались в основном в горных районах страны.

НЕИЗБЕЖНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

С 1978 года в связи с заменой базового шасси на ЗИЛ-157КДЕ изменился индекс снегоочистителя — он стал именоваться Д-470А. Поскольку к концу семидесятых годов прошлого века Северодвинский завод дорожных машин значительно расширил гамму производимых моделей снегоуборочной техники, возник вопрос унификации Д-470А с другими машинами предприятия. Многие узлы и сборочные единицы были унифицированы с аналогичным по назначению шнекороторным снегоочистителем ДЭ-210, выполненным на шасси автомобиля повышенной проходимости орган машины, повышена долговечность шнеков и ротора, модернизирована гидравлическая система подъема и опускания рабочего органа и поворота кожуха ротора.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-8

Усовершенствования коснулись и демультипликатора — они также были направлены на повышение его надежности и долговечности. В качестве силовой установки применили модернизированную модификацию дизельного двигателя У2Д6-С4. Для облегчения запуска двигателя в условиях низких температур стали устанавливать более простой в устройстве и надежный в работе предпусковой подогреватель ПЖД-44, работающий на дизельном топливе. Были проведены и другие многочисленные усовершенствования, направленные на повышение надежности снегоочистителя в целом. В результате проведенных мероприятий масса снаряженной машины возросла с 8820 до 8900 килограммов, но увеличилась и производительность (720 тонн снега в час вместо 625).

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-9

Машины Д-470А по-прежнему пользовались устойчивым спросом. Правда, долю экспортных поставок теперь занимали более совершенные изделия. Да и военные несколько сократили свои заказы на снегоочистители. Зато существенная часть выпускаемых машин стала поступать в гражданские организации: дорожные эксплуатационные управления, коммунальные службы крупных городов, леспромхозы. Словом, всем, кто остро нуждался в подобных снегоочистителях.

В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ  Шнекороторные снегоочистители невольно привлекают внимание своей работой, и поэтому не остаются незамеченными среди других автомобилей.-10

Однако в условиях интенсивной гражданской эксплуатации стали выявляться некоторые слабые стороны шнекороторного снегоочистителя. В частности, низкая ремонтопригодность машины, а также большие расходы на ее обслуживание и эксплуатацию. Кроме того, дизель с довольно низким ресурсом потреблял много топлива. Производство снегоочистителя Д-470 прекратили в 1986 году.