Найти тему
Андрей пахомов

Мои многочисленные прегрешения срываются, как одежда!

Боже мой, мои грехи семь раз по семь; прости мои грехи!

Моя богиня, мои грехи семь раз по семь; прости мои грехи! . . .

Прости мои грехи, и я смирюсь перед Тобой.

Пусть твое сердце, как сердце матери, родившей детей, будет радостно;

Как мать, родившая детей, как отец, родивший, да будет это радостно!95

Такие псалмы и гимны пели иногда священники, иногда прихожане, иногда как в строфе, так и в антистрофе. Возможно, самым странным обстоятельством в них является то, что—как и вся религиозная литература Вавилона—они были написаны на древнем шумерском языке, который служил вавилонской и ассирийской церквям точно так же, как латынь сегодня служит Римско-католической церкви. И точно так же, как католический гимн может сопоставлять латинский текст с переводом на местный язык, так и некоторые гимны, дошедшие до нас из Месопотамии, имеют вавилонский или ассирийский перевод между строк “классического” шумерского оригинала, в стиле “подстрочного” современного школьника. И как форма этих гимнов и ритуалов привела к Псалмам евреев и литургии Римской церкви, так и их содержание предвосхитило пессимистические и пораженные грехом жалобы евреев, ранних христиан и современных пуритан. Чувство греха, хотя оно и не победоносно вмешивалось в вавилонскую жизнь, наполняло вавилонские песнопения и вызывало ноту, которая сохранилась во всех семитских литургиях и их антисемитских производных. “Господи, - восклицает один гимн, - грехов моих много, велики проступки мои! ... Я погружаюсь в скорбь, я больше не могу поднять голову; я обращаюсь к моему милосердному Богу, чтобы призвать его, и я стону! ... Господи, не отвергай раба твоего!”96

Эти стенания стали более искренними благодаря вавилонской концепции греха. Грех был не просто теоретическим состоянием души; подобно болезни, он был одержимостью тела демоном, который мог его уничтожить. Молитва была по своей природе заклинанием против демона, сошедшего на индивидуума из океана магических сил, в котором жил и двигался древний Восток. Повсюду, по мнению вавилонян, таились эти враждебные демоны: они прятались в странных закоулках, проскальзывали через двери или даже через засовы и розетки, и набрасывались на своих жертв в виде болезни или безумия всякий раз, когда какой-нибудь грех на мгновение лишал их благодетельной опеки богов. Великаны, карлики, калеки, прежде всего женщины, иногда обладали силой, даже одним взглядом“дурного глаза”, вселять такой разрушительный дух в тела тех, к кому они были недоброжелательны. Частичная защита от этих демонов обеспечивалась использованием магических амулетов, талисманов и родственных талисманов; изображений богов, носимых на теле, обычно было достаточно, чтобы отпугнуть дьяволов. Маленькие камешки, нанизанные на нитку или цепочка и подвешенная на шее были особенно эффективны, но нужно было позаботиться о том, чтобы камни были такими, как традиция, связанная с удачей, а нить должна была быть черной, белой или красной в зависимости от поставленной цели. Нить, сплетенная из девственных детей, была особенно мощной.97 Но в дополнение к таким средствам было разумно также изгнать демона с помощью пылких заклинаний и магического ритуала—например, окропив тело водой, взятой из священных потоков—Тигра или Евфрата. Или можно было бы создать изображение демона, поместить его на лодку и отправить по воде с соответствующей формулой; если бы лодку можно было перевернуть, тем лучше. Демона можно было бы убедить, с помощью соответствующего заклинания, оставить свою человеческую жертву и войти в животное—птицу, свинью, чаще всего ягненка98.

Магические формулы для уничтожения демонов, предотвращения зла и предсказания будущего составляют самую большую категорию вавилонских писаний, найденных в библиотеке Ашшурбанипала. Некоторые из табличек-это руководства по астрологии; другие-это списки предзнаменований небесных и земных, с экспертными советами по их прочтению; другие-трактаты по толкованию снов, соперничающие в своей гениальной невероятности с самыми передовыми продуктами современной психологии; третьи предлагают инструкции по предсказанию будущего с помощью исследование внутренностей животных или наблюдение за формой и положением капли масла, упавшей в банку с водой.99 Гепатоскопия—наблюдение за печенью животных—была излюбленным методом гадания у вавилонских жрецов и перешла от них в классический мир; ибо считалось, что печень является вместилищем разума как у животных, так и у людей. Ни один царь не предпринял бы кампанию или не пошел бы на битву, ни один вавилонянин не рискнул бы принять решающее решение или начать важное предприятие, не наняв священника или прорицателя, который прочитал бы для него знамения тем или иным из этих таинственных способов.

Никогда еще цивилизация не была богаче суевериями. Каждый поворот судьбы, от аномалий рождения до разновидностей смерти, получал популярную, иногда официальную и жреческую интерпретацию в магических или сверхъестественных терминах. Каждое движение рек, каждый аспект звезд, каждый сон, каждое необычное поведение человека или животного открывали будущее должным образом обученному вавилонянину. Судьбу короля можно было предсказать,наблюдая за передвижениями собакы100, точно так же, как мы предсказываем продолжительность зимы, наблюдая за сурком. Суеверия Вавилонии кажутся нам смешными, потому что они внешне отличаются от наших собственных. Едва ли существует абсурд прошлого, который не мог бы процветать где-то в настоящем. Под всей цивилизацией, древней или современной, двигалось и все еще движется море магии, суеверий и колдовства. Возможно, они останутся, когда труды нашего разума уйдут в прошлое.

V. НРАВЫ ВАВИЛОНА

Религия, отделенная от морали—Священная проституция—Свободная любовь—Брак—Супружеская измена—Развод—Положение женщины—Ослабление морали

Эта религия, со всеми ее недостатками, вероятно, помогла подтолкнуть простых вавилонян к некоторой степени порядочности и гражданской покорности, иначе нам было бы трудно объяснить щедрость царей священникам. По-видимому, однако, это не оказало никакого влияния на нравственность высших классов в более поздние века, ибо (в глазах и словах ее предубежденных врагов)“вавилонская блудница” была “бездной беззакония” и скандальным примером роскошной распущенности для всего древнего мира. Даже Александр, который был не прочь умереть от пьянства, был потрясен нравственностью Вавилона 101.

Самой поразительной чертой вавилонской жизни для постороннего наблюдателя был обычай, известный нам главным образом со знаменитой страницы Геродота:

Каждая туземная женщина обязана хоть раз в жизни посидеть в храме Венеры и вступить в половую связь с каким-нибудь незнакомцем. И многие, не желая смешиваться с остальными, гордясь своим богатством, приезжают в крытых экипажах и занимают свое место в храме в сопровождении многочисленной свиты слуг. Но гораздо большая часть поступает так: многие садятся в храме Венеры, надев на голову шнуровую корону; некоторые постоянно входят, а другие выходят. Проходы, отмеченные овсом по прямой линии, ведут в каждую направление через женщин, вдоль которых проходят незнакомые люди и делают свой выбор. Когда женщина однажды сядет, она не должна возвращаться домой, пока какой-нибудь незнакомец не бросит ей на колени кусок серебра и не ляжет с ней снаружи храма. Тот, кто бросает серебро, должен сказать так:“Я умоляю богиню Милитту оказать тебе Милитту”, ибо ассирийцы называют Венеру Милиттой.* Серебро может быть очень маленьким, потому что она не отвергнет его, поскольку для нее это незаконно, потому что такое серебро считается священным. Женщина следует за первым мужчиной, которого бросает, и никому не отказывает.Но когда она вступит в половую связь и освободит себя от своих обязательств перед богиней, она вернется домой; и по прошествии этого времени, какую бы большую сумму вы ей ни дали, вы не овладеете ею. Те, кто наделен красотой и симметрией формы, вскоре освобождаются; но деформированные задерживаются надолго из-за неспособности удовлетворить закон, некоторые ждут в течение трех или четырех лет 102.

Каково было происхождение этого странного обряда? Было ли это пережитком древнего сексуального коммунизма, уступкой будущим женихом jus primae noctis или правом первой ночи сообществу, представленному любым случайным и анонимным гражданином?103 Было ли это вызвано страхом жениха перед вредом от нарушения табу на пролитие крови?104 Была ли это физическая подготовка к браку, как это все еще практикуется среди некоторых австралийских племен?105 Или это было просто жертвоприношение богине—приношение первых плодов?106 Мы не знаем.

Такие женщины, конечно, не были проститутками. Но различные классы проституток жили в пределах храма, занимались там своим ремеслом и сколотили, некоторые из них, огромные состояния. Такие храмовые проститутки были распространены в Западной Азии: мы находим их в Израиле,107 Фригии, Финикии, Сирии и т.д.; в Лидии и на Кипре девушки таким образом зарабатывали свое приданое. 108“Священная проституция” продолжалась в Вавилонии до тех пор, пока Константин не отменил ее (около 325 года н. э.).109 Наряду с этим, в винных лавках, которые содержали женщины, процветала светская проституция109.

В целом вавилонянам был разрешен значительный добрачный опыт. Это считается допустимым для мужчин и женщин в форме нелицензионного союзов,“пробные браки”, досрочно прекращено по инициативе любой из сторон, но женщина в таких случаях был обязан носить оливковые в камне orterra Котта—как знак того, что она была наложницей.111 таблетки свидетельствуют о том, что вавилоняне писали стихи, и пели песни, о любви; но все, что осталось от них-это случайные первой строке, как“моя любовь-это свет,” или “Мое сердце полно веселья и песни”.112 одна буква, начиная с 2100 Б.С., в тоне ранних посланий Наполеона Жозефине: “Бибии: . . . Пусть Шамаш и Мардук навеки даруют тебе здоровье. . . . Я послал (спросить) о твоем здоровье; дай мне знать, как ты. Я прибыл в Вавилон и не вижу тебя; я очень опечален”113.