Любой художник на вопрос, что заказывают чаще всего - одним из первых пунктов назовет портреты. Из готовых работ чаще всего покупают пейзажи, чуть менее популярны натюрморты и анималистика. Но из заказов портрет, конечно, настоящий король.
Преподаватели в художке стараются донести до учеников истину - чем меньше портрет, тем более примитивным он получается. На своих первых шагах в живописи я была рада-радешенька любым заказам. И да – бралась за любой размер. Правда, даже тогда хватало ума не брать хотя бы групповые портреты крохотного размера.
На снимке портрет моей двоюродной сестры, сделанный по моему же фото. Написан этюдно а-ла-прима (в один прием) – пастозно (крупными густыми мазками) лет 10-12 назад. Размер холста очень небольшой, а если учесть, что это поясной портрет – то «места» для лица не так уж и много. На первый взгляд кажется даже, что девушка не похожа на фото, но лицо сестрицы я знаю, «как облупленное». Поэтому те, кто видел Женю в реале, со стопроцентной уверенностью скажут, что это она. А вот человека, которого в первый раз увидел только на фото (а именно по фото чаще всего в наше время и заказывается портрет), написать будет сложнее.
Обычно, когда художник озвучивает цену, она первоначально действительно «танцует» от размера, но многое еще зависит от сложности работы. Скорее всего вам скажут: «холст 30х40 цена от… до….» Для холста 40Х50 цена «от» будет уже немного повыше. Многие молодые художники попадают в этот "капкан". Тут впору вспомнить мультфильм про жадного заказчика, который принес скорняку шкурку и требовал сделать из нее как можно больше шапок. В итоге получил семь крохотных декоративных изделий, ибо "больших семь шапок из овцы не выкроишь никак". В живописи очень похоже. Естественно, люди любят экономить, и будут пытаться получить желаюмую картину подешевле, а значит поменьше. Но не стоит писать семейный портрет из трех человек на холсте 30х40. Лица в этом случае получатся условными – сходство будет, но передать глубину и весь спектр оттенков, сделать лицо живым вряд ли получится.
Сейчас я пишу уже совсем по-другому, от этюдного письма полностью отказалась в пользу многослойного. При этом способе картина пишется в несколько этапов – делаются несколько «подмалевков», каждый из которых должен полностью просохнуть. Такая живопись позволяет гораздо лучше проработать детализацию и цветопередачу. К сожалению, показать готовые работы не могу, потому что портрет вещь еще более индивидуальная, чем фото, и показывать его можно только с разрешения заказчиков. Но могу показать небольшую (это та художница, которая целую статью проповедовала не заказывать и не писать небольшие портреты) картину, написанную в прошлом году. Размер снова «смешной» - 40х40 см. Но на этой работе важен сам сюжет, а лицо девушки выдуманное, цели придать ей сходство с каким-то живым человеком не было. Просто романтический портрет, стилизованный под старину, подаренный, кстати, холостому мужчине.
Но, конечно, я не отговариваю молодых художников писать портреты, а любителей живописи их заказывать. До сих, несмотря на обилие технологий, картина, написанная художником, остается самой яркой деталью интерьера - его изюминкой.
А вы хотели бы заказать свой протрет у настоящего художника? Или, может быть, вы тоже художник? Были у вас какие-то интересные случаи, связанные с заказами портретов?