27 подписчиков

Почему хороший портрет не может быть маленьким.

Любой художник на вопрос, что заказывают чаще всего - одним из первых пунктов назовет портреты. Из готовых работ чаще всего покупают пейзажи, чуть менее популярны натюрморты и анималистика. Но из заказов портрет, конечно, настоящий король.

Преподаватели в художке стараются донести до учеников истину - чем меньше портрет, тем более примитивным он получается. На своих первых шагах в живописи я была рада-радешенька любым заказам. И да – бралась за любой размер. Правда, даже тогда хватало ума не брать хотя бы групповые портреты крохотного размера.

"Евгения", холст. масло 40х30 см
"Евгения", холст. масло 40х30 см

На снимке портрет моей двоюродной сестры, сделанный по моему же фото. Написан этюдно а-ла-прима (в один прием) – пастозно (крупными густыми мазками) лет 10-12 назад. Размер холста очень небольшой, а если учесть, что это поясной портрет – то «места» для лица не так уж и много. На первый взгляд кажется даже, что девушка не похожа на фото, но лицо сестрицы я знаю, «как облупленное». Поэтому те, кто видел Женю в реале, со стопроцентной уверенностью скажут, что это она. А вот человека, которого в первый раз увидел только на фото (а именно по фото чаще всего в наше время и заказывается портрет), написать будет сложнее.

Обычно, когда художник озвучивает цену, она первоначально действительно «танцует» от размера, но многое еще зависит от сложности работы. Скорее всего вам скажут: «холст 30х40 цена от… до….» Для холста 40Х50 цена «от» будет уже немного повыше. Многие молодые художники попадают в этот "капкан". Тут впору вспомнить мультфильм про жадного заказчика, который принес скорняку шкурку и требовал сделать из нее как можно больше шапок. В итоге получил семь крохотных декоративных изделий, ибо "больших семь шапок из овцы не выкроишь никак". В живописи очень похоже. Естественно, люди любят экономить, и будут пытаться получить желаюмую картину подешевле, а значит поменьше. Но не стоит писать семейный портрет из трех человек на холсте 30х40. Лица в этом случае получатся условными – сходство будет, но передать глубину и весь спектр оттенков, сделать лицо живым вряд ли получится.

Сейчас я пишу уже совсем по-другому, от этюдного письма полностью отказалась в пользу многослойного. При этом способе картина пишется в несколько этапов – делаются несколько «подмалевков», каждый из которых должен полностью просохнуть. Такая живопись позволяет гораздо лучше проработать детализацию и цветопередачу. К сожалению, показать готовые работы не могу, потому что портрет вещь еще более индивидуальная, чем фото, и показывать его можно только с разрешения заказчиков. Но могу показать небольшую (это та художница, которая целую статью проповедовала не заказывать и не писать небольшие портреты) картину, написанную в прошлом году. Размер снова «смешной» - 40х40 см. Но на этой работе важен сам сюжет, а лицо девушки выдуманное, цели придать ей сходство с каким-то живым человеком не было. Просто романтический портрет, стилизованный под старину, подаренный, кстати, холостому мужчине.

"Девушка с кувшином вина" холст, масло 40Х40 см, 2020 г.
"Девушка с кувшином вина" холст, масло 40Х40 см, 2020 г.

Но, конечно, я не отговариваю молодых художников писать портреты, а любителей живописи их заказывать. До сих, несмотря на обилие технологий, картина, написанная художником, остается самой яркой деталью интерьера - его изюминкой.

А вы хотели бы заказать свой протрет у настоящего художника? Или, может быть, вы тоже художник? Были у вас какие-то интересные случаи, связанные с заказами портретов?