22,4K подписчиков

Отсмотренное в ноябре: кино Европы

1K прочитали

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам. Ноябрь выдался удачным для кино Европы и, пожалуй, самым разноплановым с начала написания подобных отчетов. В минувшем месяце посмотрел 4 голландских, 6 немецких, 3 итальянских, 5 французских, 1 советский, 1 шведский, 1 испанский, 1 британский и 1 португальский фильм.

Новый Вавилон (1929), режиссеры - Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.

Советский революционный авангард, посвященный образованию и разгрому парижской коммуны. Хорошо, но просмотренные в этом году "Арсенал" и "Мать" были значительно сильнее. Хотя к немому кино вообще и советскому авангарду в частности у меня всегда завышенные ожидания. Не без этого.

Скука (La noia), 1963, режиссер - Дамиано Дамиани

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-2

Еще один фильм, просмотренный в рамках вялотекущей ретроспективы Дамиани. Экранизация произведения Альберто Моравии - это все еще буржуазная мелодрама, в которой не чувствуется искренней горечи социального кино, которое Дамиани начнет снимать в 70-х. Но фильм компетентный.

Джимми Орфей (Jimmy Orpheus), 1966, режиссер - Роланд Клик

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-3

Полнометражный дебют Роланда Клика (ну, почти, продолжительность чуть больше 50 минут) представляет собой почти бездиалоговый "годаровский" фильм. Вообще влияние Годара на молодых режиссеров 60-х трудно переоценить. Если смотреть на дебютные работы, почти все так или иначе цитирует ранние фильмы Жан-Люка.

Одален 31 (Ådalen 31), 1969, режиссер - Бу Видерберг

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-4

Фильм главного шведского режиссера (Бергман - главный киноэкспорт Швеции; Видерберг - народный режиссер), посвященный реальной стачке, имевшей место в Швеции в начале 20 века. Деликатно, тонко, но нудновато. Работая с темой, Видерберг намеренно не нагнетает драматизма, отчего появляется ощущение многочисленных не выстреливших сюжетных ружей. Точнее они стреляют, но где-то за кадром и эмоционального отклика не вызывают.

О.К. (O.K.), 1970, режиссер - Михаэль Ферхёвен

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-5

Посмотрел по наводке Корецкого, который включил данное кино в "10 главных фильмов 70-х" в своей рубрике на КП. Особо сильного впечатления не произвело, так как фильм оказался ровно тем, что я от него ждал. А это далеко не всегда хорошо. Особенно, когда речь идет об экспериментальном кино.

Дело есть дело (Wat zien ik), 1971, режиссер - Пол Верхувен

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-6

Полнометражный дебют Верхувена представляет собой незамысловатую комедию из жизни обитательниц квартала красных фонарей. Если не знать, что это Верхувен, можно воспринимать просто как эксплуатационное кино, Впрочем, так он и есть.

Кити-вертихвостка (Keetje Tippel), 1975, режиссер - Пол Верхувен

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-7

Историческая биографическая драма. Нормальный средний уровень для Верхувена, но поразило другое. Запрещенная в этом году "Бенедетта" и "Китти-вертихвоска" выглядят не как фильмы, которые разделяют почти 50 лет: Верхувен - один из редких режиссеров, которые и в 35 и в 80 держат один уровень.

Вознесение матушки Кюстерс (Mutter Küsters' Fahrt zum Himmel), 1975, режиссер - Райнер Вернер Фассбиндер

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-8

Давно не смотрел Фассбиндера. Решил исправить ситуацию. С одной стороны, получил самое сильное киновпечатление месяца, с другой - остальные драмы стали выглядеть блёкло. Вроде смотришь фильм Фассбиндера.. ничего особенно, а в финале ощущение, что тебе под дых заехали. Мощное кино, снятое человеком, который умел снимать мощно буквально на ровном месте.

Солдаты королевы (Soldaat van Oranje), 1977, режиссер - Пол Верхувен

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-9

Даже немного странно, что добрался до этого фильма только сейчас. Классика голландского кино и один из самых кассовых фильмов в истории страны. Посвящен фильм истории голландского сопротивления во время германской оккупации и демонстрирует, что Верхувен может снимать одновременно европейское и голливудское с точки зрения киноязыка кино. Пожалуй, лучший из голландских фильмов режиссера.

Мужчина, женщина и зверь (L'uomo, la donna e la bestia - Spell (Dolce mattatoio)), 1977, режиссер - Альберто Каваллоне

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-10

Первый фильм Каваллоне, который посмотрел и вероятно последний. В узких синефильских кругах режиссер пользуется определенной популярностью, и это его самый известный (если к такому режиссеру можно применить данное прилагательное) фильм. Представляет собой нечто среднее между софткорной эротикой Жюста Жакэна и последователей, с одной стороны; и антибуржуазных сюрреалистических экспериментов Бунюэля и Феррери, с другой. Главная проблема фильма (для меня) - промежуточное положение между эксплуатационным и арт-кино.

Послушай… (Écoute voir...), 1979, режиссер - Юго Сантьяго

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-11

Немного удивляют запредельно низкий рейтинг этого фильма на КП, так как кино достаточно внятное. Да, он далеко не идеален, но вполне работает. "Послушай..." - это такой нуар с перевернутыми гендерными ролями. Частного детектива богартовского типа здесь играет Катрин Денев, что придает зрелищу известную степень условности (драться Денев определенно не умеет), но если принять допущение, можно увидеть неплохой фантастический неонуар.

Лакрима Кристи (Lacrima Christi), 1980, режиссер - Тео Эрнандез

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-12

Еще один новый для меня режиссер в ноябре. Тео Эрнандез - мексиканский авангардист, живший и снимавший во Франции. Приехал учиться, и так и остался. "Лакрима Кристи" напоминает сразу множество авангардных работ США 50-х и 60-х. Чувствуется влияние буквально всех, от Брэкиджа и Мекаса до Оуэна Лэнда и Ричарда майерса. При этом замешано всё на католической символике. Не проникся. Выглядит как копирование чужих идей, причем с противоречивым результатом.

Обнаженная любовь (L'amour nu), 1981, режиссер - Янник Беллон

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-13

Еще один фильм фильм Беллон в этом году. Пока что наименее впечатляющий из виденных. Режиссура лаконичная и уверенная, но в этот раз получилась слишком патетично, а местами кажется, что смотришь кино, снятое специально для групп психологической поддержки онкобольных или их родственников. Гражданский пафос доминирует над эстетикой.

Поклонница (Der Fan), 1982, режиссер - Экхард Шмидт

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-14

Неожиданно приятная находка месяца - трансгрессивный немецкий хоррор, который ощущается непосредственным предшественником "новой новой французской жести". Как фильм Джулии Дюкорно, но лучше. Во-первых, есть внятный и логичный сюжет. С рядом условностей, но в них можно поверить. Во-вторых, с отличным саундтреком, написанным группой Rheingold - представителями немецкой новой волны (музыкальной). Что-то среднее между Kraftwerk и ранним дарквейвом.

Крик камня (Cerro Torre: Schrei aus Stein), 1991, режиссер -Вернер Херцог

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-15

Пока что один из самых слабых игровых фильмов Херцога, что доводилось видеть. Вроде бы и история херцогсковская: альпинисты пытаются покорить опаснейший пик в Патагонии. Но кино получилось сюжетно рыхлым с несостоятельным монтажом и странно расставленными акцентами. Выглядит больше как подражание Херцогу, чем как фильм Херцога.

Органный пункт (Point d'orgue), 1993, режиссер - Поль Веккиали

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-16

Известный пианист приезжает по приглашению своего менеджера во французский пригород, но из-за отсутствия хозяина и рояля (не подвезли) мучается от скуки и вмешивается в дела местных селян. В главной роли любимый актер Вендерса Рюдигер Фоглер. Если не знать, кто такой Веккиали, можно смотреть фильм как обычную драму, а не как арт-кино.

Посмотри на меня (Guardami), 1999, режиссер - Давиде Феррарио

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-17

Не авторизованный биопик Моаны Поцци. Понятно о ком речь, но имена и обстоятельства изменены. Типичное европейское кино конца 90-х на грани арта и мейнстрима.

Далекая синяя высь (The Wild Blue Yonder), 2005, режиссер - Вернер Херцог

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-18

Экспериментальный мокьюментари Вернера Херцога. Документальные кадры земли и космоса сопровождаются закадровым голосом Брэда Дурифа, рассказывающего историю о прилетевших на Землю инопланетянах. К сожалению, из такого потенциально богатого материала, Херцог извлек не так уж много. Построенные на аналогичной идее "Два Капитана 2" остается вне конкуренции.

Q: Загадка женщины (Q), 2011, режиссер - Лоран Буник

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-19

Французский арткор. Традиционная мелодрама с уровнем откровенности, соответствующим фильмам категории X. Примерно как "Любовь" Гаспара Ноэ, с последней фильм сближает и исполнительница главной роли: Дебора Реви, но, увы, Бунику до Ноэ как до луны.

Одураченный (Steekspel), 2012, режиссер - Пол Верхувен

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-20

Симпатичный 55-минутный эксперимент Верхувена, снятый для голландского телевидения. Практически комедия положений, лишь чуть-чуть более откровенная, чем принято снимать по подобным сценарием. Мило, но ничего особенного.

Благословение (Benediction), 2021, режиссер - Теренс Дэвис

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-21

Вообще режиссерский стиль Дэвиса мне симпатичен. Он такой очень британский неоклассицист. Но в "Благословении" он выбрал не самый удачный подход. Биопик британского поэта первой половины 20 века Зигфрида Сассуна снят слишком мейнстримно для Дэвиса. Кроме того, Дэвис сосредоточил свое внимание на гей-теме. В прошлых фильмах режиссера она была на периферии сюжета.

Параллельные матери (Madres paralelas), 2021, режиссер - Педро Альмадовар

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-22

Не стал ждать и посмотрел экранку. Тем более, что Альмадовар для меня сродни Ридли Скотту: экс-классик, вышедший в тираж. Однако, "Параллельные матери" скорее приятно удивили. Это не винтажный Альмадовар, но гораздо более сильная работа, чем три его предыдущих фильма.

Дневники Цугуа (Diários de Otsoga), 2021, режиссеры - Мигель Гомиш, Морин Фазендейро

Третья и заключительная часть традиционного обзора, посвященного впервые увиденным в отчетном месяце фильмам.-23

Первый настоящий ковидный артхаус прямиком из Португалии. Гомиш вместе со своей подругой решают снять фильм, но случается всем известная пандемия, и актеры со съемочной группой оказываются заперты на фазенде. Вместо фильма получается кино о попытках снять кино во время пандемии, где грань между постановочным и документальным оказывается размыта. Еще один чрезвычайно скучный фильм Гомиша, у которого в отличие от, скажем, Апитчатпона не получается создать внутрикадровое напряжение.