Как инженер-конструктор он знает, что эти самолёты кардинально отличаются уже на этапе проектирования. Ведь прежде проект чертили на ватмане, а сейчас же используют 3D-моделирование, например, при разработке воздушного корабля Т-50. Это — своеобразный летающий компьютер. Его отличительными чертами являются сверх манёвренность — возможность управляемого полёта на малых скоростях и больших углах атаки, способность поражать воздушные, наземные цели в любую погоду и время суток, а также малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. К тому же российская боевая машина может взлетать и садиться на короткие взлётно-посадочные полосы.
Юрий Ващук родился в Барнауле и много лет спустя вновь наведался на малую родину.
ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА
Я познакомился с Юрием Михайловичем во время Вахты Героев Отчизны, которая проводилась в Барнауле в конце октября 2014 года. Открытый, улыбчивый, располагающий к разговору человек. Мне уже было известно, что он родился в краевом центре 12 июня 1963 года, летит по нелёгкой орбите лётчика-испытателя, является Героем России.
— На какой улице ваша семья жила в Барнауле?
— Родители у меня работали на шинном заводе. И жили рядом.
— Этот микрорайон у нас называется Потоком.
— Наверное, да.
То, что Юрий Ващук неточно помнит своё прежнее место жительства неудивительно — он прожил в Барнауле всего лишь первые четыре года жизни.
Его родители — люди деревенские. Предки матери перебрались из Мордовии в село Мереть Сузунского района теперешней Новосибирской области. Там-то сибирячка Полина Баргова и встретила гарного украинского хлопца Михаила Ващука. После свадьбы молодожёны переехали в город Барнаул, где трудились на рядовых должностях на шинном заводе. А их второй ребёнок Юрий стал Героем России. Кроме него в семье росли две сестры Елена и Ольга.
— Имя Юрий вам, наверняка, вам дали потому что накануне вашего рождения полетел в космос Юрий Гагарин.
— Есть такая семейная легенда.
— А вы о полёте в космос мечтали?
— Конечно. Но моя профессия лётчика-испытателя тоже связана с небом и с полётами. В принципе, почти всё детство я провёл неподалёку от места рождения, на границе с Алтайским краем, в селе Мереть. Я очень часто гостил, жил у бабушки с дедушкой. Дедушка там похоронен. Перед 9-м мая 2013 года я ездил туда — памятник ему поставил.
Помните, была такая считалка: «Самолёт, самолёт, посади меня в полёт». В Мерети мне впервые довелось увидеть «кукурузник» АН-2, пролетавший над головой. Мне было всего годика три-четыре, но этот эпизод решил мою судьбу.
Много лет спустя, я выяснил, что над Меретью был поворотный пункт на полигон Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Ту-24 пролетали очень быстро — их толком не рассмотришь. А мне нравился Ан-2, потому что он летал довольно низко, и за ним можно было долго бежать вдоль деревни.
Потом из книг я узнал, что самая героическая профессия — это военный лётчик. Но так как войны не было, я решил стать лётчиком-испытателем.
Правда, мама об этом моём желании даже и слышать не хотела.
— Почему?
— Она твердила, что я должен учиться только на инженера. Потому что инженеры всегда ходят в костюмах, в рубашках с галстуками, их все уважают.
И всё же в городе Нижневартовске Тюменской области, где наша семья жила с 1967 года, я занимался парашютным спортом. А летом 1980 года вновь оказался в Барнауле — поступал в высшее военное авиационное училище лётчиков.
— И что — провалились на экзамене?
— Не прошёл медкомиссию. Врачи обнаружили у меня увеличенные нёбные миндалины или гланды. Возвратился домой, быстро их удалил. Не стал ждать ещё год для нового поступления — поехал в Омск. И тем же летом 1980 года поступил в Кинель-Черкасский учебно-авиационный центр ДОСААФ. Позже окончил Московский авиационный институт, стал лётчиком-испытателем. Так что моя мечта сбылась. А сейчас сбылась ещё одна — я вновь, в третий раз в жизни оказался в Барнауле — городе, где появился на свет.
Высшая степень эволюции
По словам Ващука, профессия лётчика-испытателя является самой высокой степенью эволюции пилота.
Сначала Юрий Михайлович работал в лётно-исследовательском институте имени Михаила Громова, затем — в Центральном аэроклубе России имени Валерия Чкалова, а с 1992 года является лётчиком-испытателем опытно-конструкторского бюро «Сухой».
Он пришёл в лётчики-испытатели из гражданской авиации, из ДОСААФ, из сборной СССР по высшему пилотажу. Раньше в эту профессию брали только из ВВС. В 1980 годах ряды избранных покорителей небес стали пополняться членами сборной страны по высшему пилотажу. Призёрами чемпионатов СССР, Европы и мира были будущие Герои России Евгений Фролов и Юрий Ващук, президент Литвы Роландас Паксас, космонавт Светлана Савицкая и многие другие.
Специальность, которую Ващук получил в МАИ, называется «самолётостроение». Он убеждён, что сегодня технически грамотным лётчиком может стать тот, что имеет не только навыки вождения, но понимает, из чего сделано воздушное судно, как оно летает. Сам же Юрий Михайлович не только учит летать самолёты, но и участвует в их проектировании. Он был ведущим лётчиком истребителя Су-35 — модифицированного Су-27. Эта машина оборудована экспериментальной системой дистанционного управления, благодаря чему судно творит в небе небывалые чудеса сверх манёвренности, совершает фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов. Такое не под силу ни одному летательному аппарату в мире. Однако это — не просто акробатика, а принципиально новые боевые качества, которые в воздушном бою способны обеспечивать боевым машинам превосходство над врагом и гарантировать надёжную защиту просторов страны.
Специфика лётной работы, по словам Юрия Ващука, подразумевает, что испытатель по своим качествам должен быть яркой индивидуальностью, однако обязан ставить интересы коллектива выше личных.
— У нас команда единомышленников, каждый из которых работает на общий результат, — подчёркивает он. — Авиация — это мир, где все про всех всё знают, – считает Юрий Михайлович, поскольку является заместителем начальника лётной службы в ОКБ «Сухой». — При этом не имеет особого значения, военный ты или гражданский специалист. Как правило, не составляет особого труда получить объективную и разностороннюю характеристику на любого лётчика. На первом месте стоят рекомендации коллег, после чего рассматриваются профессиональные качества: образование, налёт по типам воздушных кораблей и умение действовать в нестандартной обстановке.
Первым самолётом самого Ващука был спортивный Су-29. Потом он освоил Л-39, МиГи —15-й, 17-й, 21-й, 23-й, Як-55, Су-24-й, 27-й, 29-й, 31-й. На его глазах Ан-24 и Як-40 заменили современным Су-80. Он впервые поднял в небо и провёл испытания самолётов Су-35УБ, Су-80ГП (в качестве второго пилота), двух летающих лабораторий Су-27М с опытным оборудованием для самолётов пятого поколения. Словом, Юрий Михайлович летает на всех типах изделий «Сухого», в том числе и на Т-50 или ПАК ФА — перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации — многоцелевом российском истребителе пятого поколения, чья эксплуатация запланирована на ближайшее время. Заслуженный лётчик-испытатель, мастер спорта международного класса по высшему пилотажу — участник всех международных авиасалонов МАКС с 1993 года, а также авиасалонов в Берлине, Сеуле, Ле-Бурже, Джухае и Бахрейне.
За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, указом президента России от 27 ноября 2003 года Юрию Ващуку присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
По его оценке, существенная перемена произошла в системах управления: теперь они не аналоговые, как раньше, а цифровые. В итоге пилотирование истребителей вышло на принципиально новый уровень, что требует иной подготовки лётного состава. Истребители советского производства и современные разработки не идут ни в какое сравнение. За последние годы, несмотря на известные трудности, сделан колоссальный технологический и технический рывок.
Как инженер-конструктор он знает, что эти самолёты кардинально отличаются уже на этапе проектирования. Ведь прежде проект чертили на ватмане, а сейчас же используют 3D-моделирование, например, при разработке воздушного корабля Т-50. Это — своеобразный летающий компьютер. Его отличительными чертами являются сверх манёвренность — возможность управляемого полёта на малых скоростях и больших углах атаки, способность поражать воздушные, наземные цели в любую погоду и время суток, а также малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. К тому же российская боевая машина может взлетать и садиться на короткие взлётно-посадочные полосы.
На пределе возможностей
У испытателей не принято катапультироваться. Они до последнего пытаются вытянуть самолёт, испытать его на пределе возможностей. Однако в инструкциях прописаны случаи, когда это делать необходимо. Например, из-за отказа техники, грозящей неминуемой гибелью пилота.
В лётной практике Юрия Ващука было три аварии, в том числе две — с катапультированием. Причём, обе произошли в одном, 2002 году.
15 апреля того злополучного года на спортивном СУ-29 он проводил исследование возможности полёта со снятым, неуправляемым элероном — рулевой поверхностью крыла, управляющей креном самолёта. Ващук сумел поднять машину в воздух, но в полёте её повело в сторону и закрутило. В это мгновение он вспомнил описанные советским пилотом Михаилом Громовым случаи, когда в 1930 годы лётчики срывались в штопор, падали, как правило, отделывались травмами, но оставались живыми. И он поступил также: ушёл в штопор, жёстко приземлившись рядом с взлётной полосой. В итоге у испытателя был сломан палец и разрублена пятка. «Палец сросся, пятку пришили», — улыбаясь, говорит сегодня лётчик, словно речь идёт о пустяковой царапине.
Вскоре он вновь вернулся к лётной работе. 19 декабря 2002 года во время испытательного полёта случилась ещё одна авария — в этот раз на боевом Су-35. Позже специальная комиссия установила, что ЧП произошло не по вине авиатора — при производстве истребителя был допущен технологический брак во время обработки оси стабилизатора. В итоге машина разрушилась прямо в полёте, началась утечка в гидросистеме, приведшая к полному отказу системы управления. Су-35 перешла в штопор. Юрий Ващук боролся за живучесть машины, что называется, до последнего. Покинул обречённый Су-35 лишь тогда, когда убедился, что в районе предполагаемого падения гибнущего судна отсутствуют населённые пункты. 20-тонный самолёт, стоимостью около 33 миллионов долларов, способный обнаруживать и сопровождать до 20 целей, а по восьми вести одновременный огонь, упал в 80 километрах от города Раменского, на территории Егорьевского района Подмосковья. А лётчик-испытатель, прижав к себе блок контрольно-записывающей аппаратуры, приземлился в лесу, в пяти километрах юго-восточнее Шатуры. Его парашют зацепился за верхушку дерева и Ващук повис примерно на высоте пятого этажа. На зимнем морозе он провисел больше часа, пока к нему на сигналы маячка не добрались спасатели.
Выводы, сделанные в ходе расследования причин аварии, позволили определить причины неполадки, разработать комплекс мер по увеличению ресурса боевых самолётов. Благодаря хладнокровию Юрия Ващука была получена ценная информация о поведении машины в экстремальных условиях. Недаром же говорят, что инструкции часто пишут кровью.
Подобные мгновения — неизбежная часть отважной профессии лётчика-испытателя. Он-то знает, что поведение машины в небе можно проверить только в полёте. Увы, конструкторы, использующие компьютерное моделирование и аэродинамические трубы, не могут учесть всё многообразие факторов.
…Наш земляк приезжал на свою малую родину из города Жуковского. Кстати, в этом подмосковном городке в разное время жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического труда. Такого сонмища кавалеров высших наград, нет, пожалуй, ни в одном населённом пункте мира, за исключением мегаполисов. Сейчас, к примеру, его жителями являются 73 героя.
А Юрий Ващук известен среди равных себе ещё и тем, что занимается лётным обучением подростков от 13 до 17 лет ставшего родным для него городка. Специально для этого он купил лёгкий самолёт Bristell NG-5. Недаром же наш земляк возглавляет Федерацию авиамодельного спорта России.
Из книги «Высшая доблесть» — о 35 Героях Российской Федерации, судьбы которых связаны с Алтайским краем.