Найти тему
Я рисую этот мир

Военный плакат "Родина-мать зовёт!", иллюстрации к "Войне и миру": история русской графики середины XX века

Ведущее место в графике 1930х годов занимали книжные иллюстраторы. Гравюра на дереве уходит на второй план. Вперёд выходят литография, рисунок углем и чёрной акварелью.

Н. В. Алексеев. Часиков на улице.  Иллюстрации к поэме Н. В.  Гоголя "Мёртвые души ". 1930. Бумага, ксилография. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Н. В. Алексеев. Часиков на улице. Иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души ". 1930. Бумага, ксилография. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Георгий Семёнович Верейский (1886-1962) - художник, работавший в техниках офорта и литографии. Он изобразил актёра В. П. Ершова, добиваясь глубины психологической характеристики.

Г. С. Верейский. Портрет матери. 1930. Бумага, чёрная акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Г. С. Верейский. Портрет матери. 1930. Бумага, чёрная акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Д. А. Шмаринов. Пётр на закладке Петербурга. Иллюстрация к роману А. Толстого "Петр I" 1940-1945 гг. Бумага, чёрная акварель,  уголь. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Д. А. Шмаринов. Пётр на закладке Петербурга. Иллюстрация к роману А. Толстого "Петр I" 1940-1945 гг. Бумага, чёрная акварель, уголь. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В это время молодые художники-графики создают иллюстрации к русской и советской классике. Ж. Шаров делал иллюстрации к "Преступлению и наказанию", полные сурового трагического чувства (1935-1936), а так же рисунки к "Повести Белкина", серию рисунков к "Петру I".

Евгений Адольфович Кибрик (1906-1978) - создал литографии к роману Кола Брюньон(1936), которые восхитили самого автора произведения, Ромена Роллана.

Е. А. Кибрик. Кола Брюньон.  Иллюстрация к роману Р. Роллана "Кола Брюньон ". Бумага,  цветная литография. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
Е. А. Кибрик. Кола Брюньон. Иллюстрация к роману Р. Роллана "Кола Брюньон ". Бумага, цветная литография. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Е. А. Кибрик. Кола и герцог. 1936. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Е. А. Кибрик. Кола и герцог. 1936. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В это же время С. В. Герасимов в чёрных акварелях изобразил сильные характеры героев "Дела Артамоновых" А. М. Горького (1938-1939). Кукрыниксы иллюстрировали в основном сатирические произведения (к "Господам Головлевым " Салтыкова-Щедрина). А В. Лебедев и Е. Чарушин работали на детской иллюстрацией.

Кукрыниксы. Иллюстрация к "История одного города, " Салтыковп-Щедриеа. 1939. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Кукрыниксы. Иллюстрация к "История одного города, " Салтыковп-Щедриеа. 1939. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Е. И. Чарушин . Мужик. 1928. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Е. И. Чарушин . Мужик. 1928. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Н. А. Тырса. Портрет Анны Ахматовой.  1928. Бумага, ламповая копоть. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Н. А. Тырса. Портрет Анны Ахматовой. 1928. Бумага, ламповая копоть. Москва. Государственная Третьяковская галерея
М. Я. Конашевич. Портрет дочери. 1938. Бумага, тушь, акварель.  Москва. Государственная Третьяковская галерея
М. Я. Конашевич. Портрет дочери. 1938. Бумага, тушь, акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Юбилей Пушкина в 1937 вызвал к жизни целую "Пушкиниаду": многие художники взялись за работы над иллюстрациями к произведениям великого поэта.

С. С. Кобуладзе. Автандил и Тинатин. Иллюстрация к поэме Ш. Руставели "Витязь в тигров шкуре". 1937. Бумага,  гуашь, тушь. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
С. С. Кобуладзе. Автандил и Тинатин. Иллюстрация к поэме Ш. Руставели "Витязь в тигров шкуре". 1937. Бумага, гуашь, тушь. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В графике военных лет первое место занимал плакат. В первые два года войны плакат имел трагическое звучание.

Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!".

Кукрыниксы. Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941. Плакат
Кукрыниксы. Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941. Плакат

Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985) создал плакат "Родина-мать зовёт!" (1941).

Призывом к мщению звучал плакат В. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942), в котором использован фотомонтаж.

После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката. Оптимизмом, народным юмором был проникнут плакат Л. Голованова "Дойдём до Берлина!"(1944).

Л. В. Сойфертис. Последние действия. 1942. Акварель.  Москва.  Дирекция выставок Союза Художников
Л. В. Сойфертис. Последние действия. 1942. Акварель. Москва. Дирекция выставок Союза Художников
Л. В. Сойфертис. Воздушный бой. 1942. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Л. В. Сойфертис. Воздушный бой. 1942. Москва. Государственная Третьяковская галерея

С первых дней войны по примеру Окон РОСТА стали выходить Окна ТАСС. Создаваемые вручную (нанесением ярких красок на бумагу через трафарет), они мгновенно откликались на все военные и политические события. Большую известность получила карикатура Кукрыниксов "Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии" , созданная на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В годы войны появились значительные произведения станковой графики: быстрые документально точные фронтовые зарисовки, разные по технике стилю и художественному уровню, а так же портретные зарисовки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров. Создавали и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда ("Ленинград в дни блокады и освобождения " А. Ф. Пахомова).

А. Ф. Пахомов. За водой. Из серии "Ленинград в дни блокады" 1942. Автолитография. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
А. Ф. Пахомов. За водой. Из серии "Ленинград в дни блокады" 1942. Автолитография. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
А. Ф. Пахомов. Салют в честь снятия блокады.  Литография.  1942-1944. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
А. Ф. Пахомов. Салют в честь снятия блокады. Литография. 1942-1944. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В сериях работ "Севастополь " и "Кавказ" (1943-1944) Л. В. Сойфертиса, черноморского моряка, изображены не трагические стороны войны, а только бытовая её сторона.

После войны развивается станковая графика, иллюстрация и политический плакат. Художники, сами прошедшие войну, играют в этом периоде развития графики особую роль. Борис Иванович Пророков (1911-1972)- создал серию сатирических листов на стихи Маяковского. Так же выдающимися его работами считаются серия "За мир!" и "Это не должно повториться!".

Б. И. Пророков.  Мать. Санкт-Петербург. 1958-1959. Государственный Русский музей
Б. И. Пророков. Мать. Санкт-Петербург. 1958-1959. Государственный Русский музей
Б. И. Пророков.  У барьеров ядра. Из серии "Это не должно повториться!". 1958-1959. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
Б. И. Пророков. У барьеров ядра. Из серии "Это не должно повториться!". 1958-1959. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Б. И. Пророков.  Иллюстрация к стихотворения Маяковского "Сифилис". 1954. Бумага, тушь. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Б. И. Пророков. Иллюстрация к стихотворения Маяковского "Сифилис". 1954. Бумага, тушь. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Плакат послевоенных лет был посвящён трудовой теме. На фоне казённой лакированный действительности наступает заметный упадок искусства.

1950е годы-расцвет ксилографии, линогравюры, офорта в различной тематике: натюрморте, бытовых, трудовых, сельскохозяйственных темах и пейзажах. Как и живопись тех лет, графика не была прямолинейной и описательной.

Кукрыниксы.  В Славянском базаре. Иллюстрация к рассказу Чехова "Дама с собачкой". 2945-1946. Бумага,  чёрная акварель.  Москва.  Государственная Третьяковская галерея.
Кукрыниксы. В Славянском базаре. Иллюстрация к рассказу Чехова "Дама с собачкой". 2945-1946. Бумага, чёрная акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
В. А. Фаворский.  Плач Ярославля. Иллюстрация к "Слову о полку Игореве " . 1950. Ксилография.
В. А. Фаворский. Плач Ярославля. Иллюстрация к "Слову о полку Игореве " . 1950. Ксилография.
О. Г. Верейский. Возвращение Григория. Иллюстрация к роману М. Шолохова. "Тихий Дон". 1952. Бумага, чёрная акварель.  Москва.  Государственная Третьяковская галерея
О. Г. Верейский. Возвращение Григория. Иллюстрация к роману М. Шолохова. "Тихий Дон". 1952. Бумага, чёрная акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Развивалась после войны и книжная иллюстрация (работы А. Пластова к произведениям Н. Некрасова, С. Герасимов- А. Островскому, Горькому; А. Лаптева и А. Каневского - к Н. Гоголю. Д. Шмаринов проиллюстрировал "Войну и мир", Е. Кибрик - "Тараса Бульбу", Д. Дубинский - А. Гайдара и А. Куприна.

В. А. Фаворский.  Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" Пушкина. Пир во время чумы. 1959-1960. Бумага,  гравюра на дереве.
В. А. Фаворский. Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" Пушкина. Пир во время чумы. 1959-1960. Бумага, гравюра на дереве.
Д. А. Шмиринов. Пьер Безусловно. Иллюстрация к роману Л. Толстого "Война и мир". Бумага, чёрная акварель. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Д. А. Шмиринов. Пьер Безусловно. Иллюстрация к роману Л. Толстого "Война и мир". Бумага, чёрная акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея
В. А. Фаворский.  Иллюстрация к "Маленьким трагедиям ". Пушкина.  Каменный гость. 1961. Ксилография.
В. А. Фаворский. Иллюстрация к "Маленьким трагедиям ". Пушкина. Каменный гость. 1961. Ксилография.
В. А. Фаворский. Иллюстрация к "Маленьким трагедиям " Пушкина.  Пир во время чумы. 1959-1960 гг. Бумага,  гравюра на дереве.
В. А. Фаворский. Иллюстрация к "Маленьким трагедиям " Пушкина. Пир во время чумы. 1959-1960 гг. Бумага, гравюра на дереве.

В эти годы В. Фаворский заканчивается ксилографии к "Слову о полку Игореве" (1950) и "Борису Годунову" (1954). А. Гончаров создаёт иллюстрации к ВУ. Шекспиру и И. Гёте.

Иллюстрация и текст книги в работах мастеров становятся единым целым, составляющим искусство книги.

О дальнейших этапах развития русской графики я расскажу в следующих статьях! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#история искусства #графика #военный плакат #плакат #русская графика

#иллюстрация #книжная иллюстрация