3,8K подписчиков

Русские изобретения. Трамвай Пироцкого

03 сентября 2005 года жители Санкт-Петербурга стали свидетелями необычного праздничного мероприятия: по Садовой улице, Васильевскому острову и Петроградской стороне бежали друг за другом старинные...

03 сентября 2005 года жители Санкт-Петербурга стали свидетелями необычного праздничного мероприятия: по Садовой улице, Васильевскому острову и Петроградской стороне бежали друг за другом старинные трамваи. Они тормозили у каждой остановки, подбирали любопытных горожан, катали их с одной стороны Невы на другую. В этот день Санкт-Петербург отмечал 125 лет со дня появления первого трамвая. Некоторые удивлялись: «Что за странная дата? Первый трамвай в Питере появился в 1907 году, значит до юбилея, причём столетнего, ждать ещё два года». На что организаторы праздника отвечали: «В 1907 году был запущен регулярный маршрут, но сам трамвай в городе появился гораздо раньше, в 1880 году, и был этот трамвай самым первым в мире. Трамвай – вид уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Летопись изобретения первого в мире трамвая необычная: всё началось в 1860 году, когда в Санкт-Петербурге появился новый общественный транспорт — конно-железная дорога, а в просторечии — конка.

Конка
Конка

На нескольких проспектах были уложены чугунные рельсы, по ним бегали вагончики на конной тяге: две лошади в упряжке. Нельзя сказать, что бегали быстро – не более десяти километров в час. Сначала конки использовались для перевозки грузов, но в августе 1863 года в городе открылись пассажирские маршруты. Вагон конно-железной дороги представлял собой двухэтажную конструкцию, второй этаж был без крыши, именовался империалом, и забраться туда можно было с задней площадки по винтовой лестнице. Проезд на первом этаже стоил «пятак», а в империале три копейки, или, как тогда говорили, алтын. Управлял экипажем вожатый. Он сидел на передней площадке, держал в одной руке вожжи, а в другой кнут. В распоряжении вожатого был ещё и рычаг тормоза, но, обычно, водители конок им не пользовались, предпочитая тормозить лошадьми традиционным приёмом – натягиванием вожжей и громким окриком. Конно-железная дорога быстро завоевала популярность у жителей Санкт-Петербурга. Ежегодно открывались новые маршруты, и к лету 1879 года общая протяжённость путей в столице Российской Империи уже перевалила за сотню километров. Тогда же, в 1879 году в городскую управу пришёл человек в двубортном офицерском сюртуке и предложил весьма оригинальную идею: лошадей из конки выпрячь и заставить вагон двигаться с помощью электричества. Аргументы были предъявлены следующие: во-первых, улицы перестанут источать зловоние от конского помёта, во-вторых, можно будет открыть движение на крутых подъёмах и спусках, чего не могла осилить конная тяга, и, наконец, экономически городской транспорт окажется гораздо выгодней обычной конки. Человека, который обо всём этом рассказал, звали Пироцкий Фёдор Аполлонович, он взялся построить трамвай.

Пироцкий Фёдор Аполлонович
Пироцкий Фёдор Аполлонович

Судьба русского изобретателя Пироцкого Фёдора складывалась непросто. Родился он на Полтавщине в 1845 году в семье потомственных казаков. С рожденья Фёдору прочили военную карьеру, поэтому мальчишку, как только он достиг школьного возраста, родители отправили в Санкт-Петербург в кадетский корпус. Потом Пироцкий Фёдор окончил Михайловскую военную академию и получил предписание отправиться в Киев, в Печерский крепостной артиллерийский гарнизон. Прибыв на место службы, молодой офицер начал заниматься изобретательством, он придумал новую технологию изготовления пушечных стволов, а чуть позже увлёкся электротехникой. Постепенно тема электричества заполнила все мысли Пироцкого Фёдора, особенно после знакомства с изобретателем первой лампочки накаливания Яблочковым Павлом Николаевичем.

Яблочков Павел Николаевич
Яблочков Павел Николаевич

Во время одной из дискуссий, Яблочков Павел посетовал офицеру-артиллеристу, что современный город страдает от гужевого транспорта, за лошадьми не успевают убирать, а мостовые разбиты подковами и железными ободьями. Спасение только в электрической тяге! Эти слова Яблочкова Павла и натолкнули Пироцкого Фёдора на мысль о трамвае. В 1871 году Пироцкий Фёдор вернулся в Санкт-Петербург и поступил на службу в Главное артиллерийское управление. В свободное время Фёдор начал проводить опыты по передаче электрической энергии и преобразования её в механическую. На заброшенном под Сестрорецком участке железной дороги изобретатель подключил к рельсам электропитание, стремясь понять, можно ли их использовать вместо проводов. Затем самостоятельно собрал электромотор и попробовал его запустить, подав питание от железнодорожных рельсов. Мотор действовал! Вдохновлённый удачей, Пироцкий Фёдор опубликовал статью в журнале «Электричество», описал все свои опыты и подвёл итог полученным результатам: ток передаётся через рельсы без потерь, это значит, что для постройки и запуска нового вида транспорта, который впоследствии назовут трамваем, никаких препятствий нет. Летом 1880 года, получив разрешение от городской управы, Фёдор начал перестраивать огромный двухэтажный вагон конной железной дороги, рассчитанный на 40 пассажиров. Летопись сохранила даже номер вагона, который подвергся реконструкции, – 114. Под массивной рамой изобретатель установил тяговый электродвигатель, рассчитанный на постоянный ток. Мощность – 4 лошадиных силы. Питание мотор должен был получать через рельсы. Передачу вращения вала электродвигателя на колёса Фёдор решил с помощью двухступенчатого редуктора. Интересно, что этот механизм послужил прототипом для редукторов, которые устанавливают на современных локомотивах. Когда вагон был готов, Фёдор взялся за путь. Для экспериментов он выделил участок дороги на Болотной улице, длиной 85 метров. Изобретатель изолировал рельсы от стальных костылей и шпал пропитанным смолой брезентом. Рядом с вагонным парком под руководством Пироцкого Фёдора строители сколотили сарай, в котором был установлен электрогенератор постоянного тока. 3 сентября 1880 года начались испытания нового транспортного средства. На первый запуск чудо-техники пришли посмотреть все сотрудники администрации общества конно-железных дорог Санкт-Петербурга. Они встали шеренгой вдоль рельсового пути и с заметной долей скептицизма начали наблюдать, что же на самом деле произойдёт. А произошло вот что: огромный двухэтажный вагон конки плавно тронулся и начал набирать скорость без лошадей. Наблюдающая этот процесс публика сначала застыла в недоумении, а потом бурно зааплодировала.

03 сентября 2005 года жители Санкт-Петербурга стали свидетелями необычного праздничного мероприятия: по Садовой улице, Васильевскому острову и Петроградской стороне бежали друг за другом старинные...-5

Вагон разогнался до 12 километров в час, это была предельная скорость изобретённого Пироцким Фёдором транспортного средства, но она оказалась на целых два километра в час выше, чем скорость традиционной конки. Вагон ускорялся, тормозил, останавливался и двигался в обратном направлении. Все газеты с восторгом публиковали статьи об изобретении Пироцкого Фёдора. Например, вот такой репортаж: «Вчера, в 12 часов на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колёса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу». Испытание шло месяц и выявило различные недостатки, которые Пироцкий Фёдор был готов немедленно устранить и предложить своё изобретение для запуска в серийное производство, но это требовало немалых средств, которых у создателей вагона на электротяге просто не было. Пироцкий Фёдор обратился за помощью к городской управе. Чиновники наотрез отказались финансировать этот проект. Власти Санкт-Петербурга испугались судебных исков от владельцев конок, с которыми был заключён долгосрочный договор о том, что конно-железная дорога имеет исключительное право на пассажирские перевозки в городе, и такое право просуществовало ещё четверть века, мешая Петербургу обзавестись современным общественным транспортом. Тем временем об изобретении русского инженера-артиллериста стало известно Сименсу Карлу, немецкому инженеру и промышленнику. Он попросил Пироцкого поделиться своими наработками, а потом перечертил схемы и построил в Берлине первую электрическую дорогу. В 1881 году эта дорога начала регулярно возить пассажиров от центра немецкой столицы до местечка Лихтерфельде. Самого же Пироцкого Фёдора стала преследовать череда неудач — его неожиданно перевели на службу в Ивангород, где через год досрочно отправляют в отставку. Из-за этого офицер лишился пенсии, которая была положена после полной выслуги. Пироцкий Фёдор в подавленном состоянии уехал на Украину, там у него было имение, оставленное в наследство, но имение, как оказалось, было оформлено неверно, и Пироцкому Фёдору ничего не досталось. Фёдор вернулся в Петербург. Денег на еду, и тем более жильё, у него не было. Изобретатель первого в мире трамвая умер в марте 1898 года.

03 сентября 2005 года жители Санкт-Петербурга стали свидетелями необычного праздничного мероприятия: по Садовой улице, Васильевскому острову и Петроградской стороне бежали друг за другом старинные...-6

Чтобы наскрести денег на похороны, знакомым Пироцкого Фёдора пришлось взять кредит, который позже был возмещён выручкой от продажи одежды и личных вещей покойного на блошином рынке.

Первый трамвайный маршрут был открыт в Петербурге только в 1907 году, и хотя сами трамваи отличались от того электровагона, который построил Фёдор, основу их конструкций первым в мире предложил талантливый русский изобретатель Пироцкий Фёдор.

Ариград-Вести

30.11.2021