Те, кто сдавал выпускные экзамены в школе и вступительные - в вузы, мечтали о ЕГЭ. А теперь винят ЕГЭ во всех бедах. Но я считаю, что вернуться к советской школьной системе в современных условиях невозможно.
Отменить ЕГЭ - мечта всех старшеклассников и их родителей. Ещё бы. Чтоб поступить в топовые вузы на бюджет необходимо сдать ЕГЭ на баллы, близкие к ста, а иногда и их недостаточно. В "Вышку" на специальность «прикладная математика и информатика» проходной в этом году был 303 при трёх экзаменах, а в другой и вовсе не было приёма по ЕГЭ, так как все имеющиеся места заняли олимпиадники.
Казалось бы, что все поступившие - чуть ли не гении. Но почему тогда, каждый год преподаватели хватаются за голову от их вопиюще низкого уровня знаний очередных первокурсников?
Возьмем, к примеру, факультет журналистики МГУ. Каждый год первокурсники пишут входной диктант. По статистике, в последнее десятилетие менее чем 8 ошибок на страницу делает лишь одна пятая из всех пишущих. У подавляющего большинства, включая «стобалльников» ЕГЭ – в среднем по 25 ошибок. Некоторые умудряются сделать аж по 3-4 ошибки в одном слове. И это люди, для которых писать - их будущая профессия.
На других специальностях ситуация не лучше.
В чём же причина?
Большинство считает, что причина – это введение ЕГЭ, думая: отменим ЕГЭ, вернём советскую систему выпускных экзаменов в школе, и всё станет как прежде. Не станет.
Нужно не ЕГЭ отменять, а менять всю систему оценивания знаний
В современной школе что ни урок, то самостоятельная, проверочная, тест, контрольная или пробная контрольная. По версии учителей, что этого требует программа и поурочные планы ФГОС, и отступать от них они не могут.
В итоге время, которое могло бы быть потрачено на закрепление знаний по теме тратится на их проверку. А что там проверять? Знаний нет, потому что без закрепления материала мы имеем классический результат - «в одно ухо влетело – в другое вылетело»
Домашние задания девяносто процентов учащихся просто-напросто списывает с приложения ГДЗ в телефоне или со сборника "Все домашние задания", которых навалом в любом книжном.
Контрольные, самостоятельные и проверочные работы списываются интернета или опят же из сборников.
Ну а причина вопиющей орфографической и пунктуационной безграмотности, на мой взгляд, только в одном: раньше в свободное время дети читали книжки, а теперь смотрят ролики в Тик-токе. Если человек не читает, то можно сколько угодно долбить с ним орфорграммы и правила пунктуации. Грамотнее он не станет.
Убрать тестовую систему из проверочных работ?
А чем это поможет? Так же, как списывают ответы к тестам, спишут и решения к вопросам, задачам или темам самостоятельной.
Вернуться к советской системе?
Я считаю, что это попросту невозможно. Не были тогда учебники лучше или задания "умнее". Просто-напросто дети работали над этими заданиями, домашнюю работу делали, а не списывали. Чтобы написать докладо, проводили несколько часов в библиотеке, а не скачивали его из интернета.
А учителя - обьясняли материал, а не включали в классе видеоуроки. И уроки были уроками, а не "образовательным продуктом".
Поэтому не ЕГЭ отменять надо, а учить детей учиться, а учителей - преподавать. Мне кажется, что за последние пару десятилетий и у тех, и у других эта способность изрядно утратилась.