Найти тему
SPIK.KZ

Заслуживают ли казахстанские акимы свои «золотые» оклады?

Ставшие недавно достоянием общественности размеры окладов акимов областей заставили вспомнить сакраментальную фразу – «Кто как работает, тот так и содержится». Как оказалось, главы наших регионов в среднем ежемесячно получают порядка двух миллионов тенге. Эта сумма буквально шокировала казахстанских обывателей, в массе своей перебивающихся с хлеба на картошку, а уж природа ее возникновения, особенно с учетом КПД деятельности некоторых хозяев областей, оказалась для них просто необъяснимой.Мы, в свою очередь, тоже задались отнюдь не риторическим вопросом: такими ли уж вызывающими являются на самом деле официальные доходы казахстанских акимов или же они, напротив, недополучают за труды свои праведные?

Бигельды Габдуллин, президент казахстанского отделения международного ПЕН-клуба:

– Все познается в сравнении. Так, если сопоставить зарплату акима области, размеры которой приближаются к двум миллионам тенге, и пенсию среднестатистического пенсионера, получающего около 65 тысяч тенге в месяц, то поучается колоссальная разница. Почти в 30 раз! Но если зарплату акима области сравнить с месячной зарплатой топ-менеджера какой-нибудь национальной компании, то эта разница окажется в разы меньше.

На самом деле зарплата в два миллиона тенге для акима области – это сущий пустяк, как говорится, деньги на карманные расходы. Уверен, что большинство из них даже не замечают этой суммы, потому что чиновник, проработавший в качестве акима одной области в течение 3–5 лет, становится обладателем огромного состояния, исчисляющегося 100–500 миллионами долларов. И объяснять, как так получается, я думаю, излишне.

Павел Шумкин, профсоюзный лидер:

– Любой общественный и государственный деятель должен получать ровно столько, «сколько ему выделит народ, которому он служит». Однако так уж повелось, что эта простая и ясная закономерность у нас «исторически отсутствует» в силу многих, в том числе и опять же исторических, причин. И пока у нас в стране не будет прочно внедрен институт выборности акимов, они будут служить тем, кто их «поставил на кормежку» и определил размер заработной платы, а не гражданам, проживающим в управляемых ими регионах. Учитывая казахстанские реалии, обсуждать оклады акимов – унизительная глупость.

Но если вы все-таки хотите помечтать о социальной и общественной справедливости, учтите, что механизм назначения оплаты труда акимов все-таки может быть пересмотрен без изменения Конституции. Для этого всего лишь нужно использовать такие современные механизмы, как социальные сети, СМИ, студии ТВ, где граждане смогут открыто заявить, сколько, по их мнению, «стоит» тот или иной аким, а программисты подсчитают среднюю величину общих высказываний. И тут надо понимать, что для самих акимов, как это ни странно сейчас прозвучит, такая процедура установления размеров зарплаты очень выгодна, потому что любой индивидуум зависит от общества – семьи, соседей, знакомых, а уж человек служивый, находящийся при должности, – тем более.

Любому акиму всегда интересно, что реально думают о нем и его работе простые люди, а не купленные им самим или его пиар-службами «статисты».

Так, например, узнав, что люди сегодня «положили» ему меньшую зарплату, чем он ожидал, любой аким, конечно, расстроится и наверняка постарается исправиться. Если же ему выделят больше ожидаемого, то это вдохновит его и заставит стараться и дальше. Не забывайте, что акимы – тоже люди и к ним так же, как и к среднестатистическому человеку, применимы все законы личной и массовой психологии. Так что назначение зарплат нашим акимам узким кругом лиц, как показало время, – это унизительная (в первую очередь – для самих акимов), скучная и совершенно бесперспективная традиция. Что же до той самой суммы, о которой идет речь, то она может быть и больше – вопрос лишь в том, дадут ли ее люди.

Возможно, предложенная схема обсуждения гражданами размеров зарплат акимов станет первым в мире подобным опытом и даже прославит наше отечество, что, согласитесь, всегда и лестно, и приятно.

Токжан Кожалиева, инициатор создания незарегистрированной партии HAQ:

– Такие зарплаты акимов можно было бы считать обоснованными только в том случае, если бы был проведен аудит государственных функций, исполняемых акимом и акиматом, его управлениями. Мы, кстати, сейчас такой работой занимаемся – хотим понять, какие из них должны быть оставлены в государственном управлении, а какие могут быть переданы на самоуправление либо и вовсе – в конкурентную среду, что приведет к сокращению государственных функций, а следовательно, и численности аппаратов акиматов. В свое время это было сделано в Грузии, сейчас по такому же пути идет Украина. Если бы у нас на практике был реализован подобный подход и шла речь об эффективном и толковом акиме региона, то я была бы только рада наличию у региональных управленцев большой зарплаты. Изменения, о которых я говорю, давали бы понимание того, что акимы действительно выполняют государственные функции, способствующие развитию «правильного государства», а бюджеты не разбазариваются на содержание раздутых штатов. Компактный и результативный государственный аппарат действительно может рассчитывать на высокие оклады, что в свою очередь позволит снизить коррупционный фактор, отбив у самих чиновников охоту воровать, которая, как правило, продиктована желанием компенсировать низкие доходы. Не секрет, что в нашей стране, для того чтобы попасть на государственную службу (даже на маленькую должность), нужно заплатить большие деньги, которые потом и «отбиваются» в ходе несения этой самой службы. Пусть уж у чиновников будут большие зарплаты и обязательное декларирование доходов, чем они продолжат воровать из наших карманов. Всем нам будет спокойнее осознавать, что они живут на широкую ногу за счет своей собственной зарплаты.

Сегодня же мы видим, что зарплаты акимов доходят до двух миллионов тенге, в то время как их KPI не совсем понятен. И к чему они должны стремиться? К каким результатам? В корпоративном секторе никто никогда не назначит высокую зарплату без KPI и при имеющихся невыполненных обязательствах. А ведь работа чиновников по большому счету мало чем отличается от работы корпоративного сектора. Однако система оплаты их труда в нашей стране напоминает, скорее, благотворительный фонд…