После сложных «революционных» событий в Украине в 1918-1920 годах для установленной после того советской власти кинематограф приобретает вдвое важное значение: агитационно-пропагандистского и культурно-просветительского. В годы гражданской войны спрос на кинохронику и революционные картины постоянно повышался, особенно в армии. Во многих городах стихийно и при разных учреждениях были организованы фотокиносекции, отделы, подотделы и т.п.
Начало формирования системы государственного управления украинским киноматографом относится к 1918 г . С 1918 г., до начала 1922 г . киноотрасль в Украине претерпела три особые организационные стадии своего развития. Первая стадия — переход кинотеатров и складов в отдельных городах к губнообразованиям и губполитосвитам, а также в наросвітам и политобразованиям, в составе которых со временем образовались киносекции. Этот период характеризуется отсутствием государственных задач в области кинематографии, подходом к киноделу как к доходной статье и разнобоем в работе кино. В это же время часть кинотеатров распределилась между различными организациями и учреждениями, не имеющими ничего общего с культомирными задачами . Первая попытка «взять под свой надзор все театры, особенно театры миниатюр и кинематографы, следить за их деятельностью, направлять ее в сторону культурных сил народа и закрывать их, если они разрушают творческую работу Советской власти в области народного образования», была сделана 17 марта 1918 г. коллегией Народного Просвещения.
Обратим внимание на то, что фактически основные процессы, которые наблюдались в кинематографии в этот период, проходили в Украине без участия исполнительной власти. Объясняется это достаточно простой причиной – до 1919 г . у тогдашних формальных и преимущественно временных руководителей Украинской республики еще не могли сформироваться представления о конкретных задачах в этой области, что подтверждается отсутствием каких-либо регламентирующих законодательных актов, определяющих ее функционирование. 8 января 1919 г. была предпринята первая попытка принудительно вмешаться в процесс, на правительственном уровне систематизировать работу кинотеатров. Временное рабоче-крестьянское правительство УССР издает обязывающее постановление:
«1. Все театры и кинематографы передать в ведение Отдела Просвещения
2 . Возложить на Отдел Образования обязанность разработать инструкцию местным советам о порядке заведования театрами и кинематографами»7.