802 подписчика

Николай Козырев. Время и судьба во времени

291 прочитал

Что можно сказать о человеке всерьёз убеждавшим светил советского научного сообщества, что ему удалось в ходе эксперимента увидеть отражение времени алюминиевой фольгой? Очередной сумасшедший, свихнувшийся на почве науки, или обычный шарлатан, возжелавший известности? Астроном Николай Александрович Козырев был ни тем и ни другим, а ученым с мировым именем. В 1969 году Международная академия астронавтики наградила его Золотой медалью за открытие вулканов на Луне. Нескольким годами ранее подобная медаль была вручена еще одному нашему соотечественнику – первопроходцу космоса Юрию Гагарину. На этом список оказался исчерпан.

Зарубежных академиков ни сколь не смутили уже ставшими известными утверждения советского ученого про свойство времени выделять энергию или его способности «втягиваться причиной и уплотняться следствием». Так уж в России заведено – к знаниям, сущность которых неизвестна относятся, как к мистике. А это уже не наука, а идеологическая диверсия. Диктатура материализма во всех сферах деятельности давала о себе знать. На Козыреве был поставлен штамп апологета «псевдонауки» со всеми вытекающими из этого звания последствиями. Этой «славой» Козырева потом воспользовались настоящие шарлатаны-эзотерики, назвавшие некую свою метафизическую колдовскую утварь «зеркалами Козырева», к которым он конечно же не имел никакого отношения.

Небольшая брошюра «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении», изданная Пулковской обсерваторией в 1958 году, и еще несколько коротеньких статей составляют все научное наследие ученого, изучавшего свойства времени. В молодости выпускник физико-математического факультета Ленинградского университета читал лекции по теории относительности. Вероятно с того времени у него развилась способность очень просто излагать фундаментальные основы любой теории.

Николай Козырев Фото: Life.ru
Николай Козырев Фото: Life.ru

Начал Козырев с утверждения о том, что в физическом мире причина и следствие разделены в пространстве сколь угодно малым, но не равным нулю расстоянием. Также любую причину и следствие разделяет сколь угодно малый промежуток времени. Третье и последнее утверждение – время обладает направленностью от причины к следствию.

Это базис новой теории, из которых потом появилиськазалось бы парадоксальные выводы. «Вся материальная Вселенная – лишь точка на оси времени, направленной из прошлого в будущее» или «ход времени нашего Мира равен 700 км/сек споворотом по часовой стрелке, если смотреть из следствия на причину».

Николай Козырев был настоящим ученым и прекрасно понимал, что любая теория должна быть в обязательном порядке подтверждена результатами экспериментальных исследований. Астроном и астрофизик доказал свою репутацию экспериментатора-практика.

Доказательством теории могли стать только многократно повторяющееся результаты. Козырев сразу решил, что поставленные опыты должны быть максимально простыми. Проще элементарной механики для понимания ничего нет. Простота постановки опыта не должна быть компенсирована погрешностью измерений, а тут оказался непочатый край работы для ума экспериментатора. Необходимо было устранить влияние многих побочных явлений, начиная от влияния гравитации и до неуловимой конвекции воздушной среды в экспериментальной установке.

Решения Козырева оказались просто оригинальными, неповторимыми по простоте. Он использовал все, что было у него под рукой – гироскоп-игрушку из магазина, замененный потом на авиационный, рычажные и крутильные весы, маятник, электродвигатель с эксцентриком, ведро с водой. Не хватало только веревки и палки. Приходилось проявлять изобретательность по одной очень простой, но веской причине. Ученый занимался исследованиями в инициативном порядке, не рассчитывая на помощь государства или той же Пулковской обсерватории, где трудился всю свою жизнь.

До сих пор академические круги отечественной науки продолжают обвинять исследователя времени в «псевдонаучости» его труда. Однако настоящие адепты «псевдонауки»-алхимики творили в привилегированном положении. Труды Иоганна Бёттгера, открывшего рецепт получения саксонского фарфора вместо искомого «философского камня», щедро оплачивал курфюрст Август. Другие коллеги Бёттгера также без труда находили спонсоров. Свойства времени не особо интересовали советскую науку, а ее грандам претензии пусть известного астронома на создание фундаментальной теории вообще казались наглыми.

Подробное описание постановки своих опытов и полученные результаты Николай Козырев описал в статье с тривиальным названием «Об исследовании физических свойств времени». Для неспециалистов, интересующихся наукой, ученый специально создал демо-версию «Неизведанный мир», опубликованную в журнале «Октябрь» в 1964 году. Философское и общенаучное обобщение своих открытий он изложил в другом труде – «О воздействии времени». Все статьи Козырева максимально конкретны, легко читаемы и крохотные по объему.

Опыты позволили определить наличие у времени следующих свойств: хода времени и плотности времени. В этом прослеживается аналогия с физическими свойствами света, обладающего скоростью и интенсивностью. Другими важными понятиями в теории Козырева стали причина и следствие. Причины и следствия, возникающие в одной и той же точке пространства, различаться не могут и представляют собой тождественные понятия. Время же связано принципиальными отличиями причин от следствий. Скорость превращения причин в следствие – это мера хода времени. Обращаясь к классической механике исследователь проиллюстрировал это определение простым рассуждением. Сила инерции всегда появляется под воздействием внешней силы. В механике Ньютона ход времени равен бесконечности.

Другое дело квантовая теория. Из неравноценности в возможностях предсказаний прошедшего и будущего следует, что существует временное различие между будущим и прошедшим, не равное нулю. В мире атомной механики нет течения времени и причинно-следственные связи не имеют никакой прочности. Проще говоря – отсутствуют. С точки зрения физики время является таким же псевдоскаляром, как постоянная Планка.

В 1936 году молодого ленинградского ученого «замели» в застенки НКВД по сфабрикованному делу об организации антисоветской террористической группы, выполнявшей задание германских фашистов. Ничего нового «люди в сапогах» придумать не могли. Возглавлял эту псевдо-группу еще один астроном из Ленинграда Б. Нумеров. Дело так и осталось в истории под названием «дело ленинградских астрономов». Фантазии чекистов хватило на то, чтобы Козырев вышел на свободу только в самом конце послевоенного 1946 года. Карты могли лечь так, что воли ему не пришлось бы увидать. В Норильлаге его повторно осудили за антисоветскую агитацию, выражавшуюся в презрительных высказываниях о классике коммунистической теории Энгельсе и вообще о степени развития гуманитарных наук в СССР, попавших под пресс воззрений марксизма-ленинизма. Козыреву грозила «вышка». Обошлось прибавкой еще десяти лет лагерей.

Будущему первооткрывателю свойств времени пришлось вдоволь попутешествовавать по «архипелагу Гулаг». Его принимали, как сейчас принято называть, пенитенциарные учреждения Питера, Курска, Таймыра, Дудинки, Нижней Тунгуски. Способности и знания «зэка» Козырева использовались «на полную катушку». Кем только бесправному арестанту не пришлось быть –геодезистом, теплотехником, геофизиком, прорабом. Наука ни на минуту не уходила из его головы. Этому способствовала компания по несчастью, в которую входили весьма образованные и эрудированные люди. Одно время Козырев жил в лагере бок о бок с создателем теории пассионарности Львом Гумилевым – еще одним ленинградцем, ставшим жертвой обостряющейся классовой борьбы. За ленинградского ученого просили известные академики-астрономы. Перед советской астрономией стояла задача восстановить утраченный за годы войны потенциал. Козырев начал работать в крымской астрофизической лаборатории, а затем вернулся в родной Ленинград в Пулково.

Через три месяца после освобождения Николай Козырев, еще не полностью привыкший к свободной жизни, сумеет защитить докторскую диссертацию по теме «Теория внутреннего строения звезд, как основа исследования природы звездной энергии». Он сумел компенсировать часть безвозвратно потерянного для себя времени. Логическим продолжением докторской диссертации, как раз и явились многолетние исследования свойств времени. Последней научная работа Николая Козырева называлась «Астрономические наблюдения посредством свойств времени». Она была опубликована в 1976 году.

Прошло менее трех лет, как в апреле 1979 года ученого отправили на пенсию из Пулковской обсерватории, полностью лишив возможности дальше продолжать свои исследования. Формулировка приказа была краткой – «в связи с сокращение штатов». Обладателю Золотой медали международной научной ассоциации, доктору физико-математических наук, разработчику теорий протяженных атмосфер и солнечных пятен, первым обнаружившему азот на Венере, водород на Меркурии и вулканическую активность на Луне не нашлось места. В феврале 1983 года Николая Александровича Козырева не стало. Ему шел 75-ый год.

#наукаитехника #альтернативнаянаука #лженаука #астрономы