ЧС7 и ЧС8. Уходящая эпоха российских железных дорог.

777 прочитали

Отправившись на очередную сьемку подвижного состава в район станции Подольск я увидел в тупиковом пути очень ценный экземпляр – электровоз ЧС7-104. Стоял он в том тупике, где обычно отстаиваться электропоезда МЦД-2 перед уходом в рейс. Данная «находка» и натолкнула меня на написание этой статьи. А именно, о том что эпоха чехословацких электровозов на РЖД подходит к своему завершению. Как грустно это бы не звучало.

ЧС7-104. В тупике. Фото Автора.
ЧС7-104. В тупике. Фото Автора.

Преамбула

С середины 60-х и примерно до середины 2000-х пассажирские поезда у граждан прочно ассоциировались с чехословацкими электровозами серии ЧС, - ЧС1, ЧС2, ЧС4, ЧС7 и ЧС8. Именно тогда на железные дороги МПС СССР массово стали поступать электровозы серия ЧС2 – ЧехоСловацкий Тип 2.

Да что там говорить, электровозы серии ЧС стали своеобразным культом, фетишем, объектом поклонения фанатов железных дорог. Можно сказать, что электровозы серии ЧС имеют своих поклонников, не менее преданных им, чем фанаты «Спартака» своей команде. А электровозам ЧС1-ЧС2-ЧС3 один очень хороший человек даже сайт целый посвятил. Где собирает про них полную информацию.

А особый пиетет у многих поклонников железной дороги и транспорта в вообще вызывают электровозы серии ЧС7(постоянный ток) и ЧС8(переменный ток). Это поистине двухсекционное красавцы-электровозы раскрашенные в зелено-желтые краски с завода, стали своего рода иконой, идолами(да простят меня религиозные деятели) для многих фанатов железных дорог. Если вообще не для большинства. Автор и сам большой поклонник электровозов этой серии.

В статье я не буду затрагивать технические характеристики локомотивов, историю их создания и появления в СССР. Плюсы и минусы их эксплуатации, ностальгические и детские воспоминания. Ибо этой информации полно в Сети и любой желающий может ее найти и ознакомится с ней. А дублировать – копировать одну и ту же информацию смысла нет никакого. Скажу лишь, что электровозы ЧС7 и ЧС8 нужны были для вождения длинно-составных пассажирских поездов.

ЧС7-104. Фото Автора.
ЧС7-104. Фото Автора.

Конец эпохи.

К сожалению эпоха чехословацких электровозов серии ЧС стала подходить к концу уже в 90-х годов. На Украине и в России стали потихоньку списываться электровозы ЧС2. Именно на территории этих двух стран и эксплуатировались локомотивы данной серии. ЧС1 и ЧС3 в расчет не беру, так как их было выпущено очень мало. И довольно быстро они были списаны.

К хорошим новостям можно отнести то, что в начале 2000-х на Украине и в России было принято решение о модернизации электровозов ЧС2 с продлением срока службы. Начиная с 2003 года, когда были выпущены первые модернизированные ЧС2, стали поступать в эксплуатации уже модернизированные ЧС2. Эксплуатировались они на ряду с обычными ЧС2. Добавлю, что в это же время на Украине приступили к модернизации электровозов серии ЧС4.

Эпоха обычных ЧС2 завершилась в России в 2015 году, именно тогда они перестали фактически водить пассажирские поезда. А оставшиеся экземпляры использовались исключительно с рабочими и служебными поездами. А с 2017 года началось и массовое списание ЧС2К. Списываемые электровозы заменяются новыми – электровозами ЭП2К.

На Украине, ЧС2 и ЧС2К работают до сих пор. Хотя и там много экземпляров ЧС2 тоже были списаны или отставлены от эксплуатации. Добавлю, что эпоха обычных ЧС4, на жаргоне «аквариумов», в России завершилась в 2008 году, когда были оставлены от эксплуатации последние ЧС4. В Украине обычные ЧС4 прекратили работу с пассажирскими поездами в 2011 году. Причина - истек пограничный срок их эксплуатации.

Списание ЧС7 и ЧС8.

Скажу сразу, что списанные в результате крушений и аварий электровозы не будут учитываться в этой статье. Так как понятно, что после крупных аварий локомотив редко когда бывает пригодным для дальнейшей эксплуатации.

Первым списанным ЧС7 не в результате крушений стал самый первый экземпляр – электровоз ЧС7-001. Машина была приписана к депо Челябинск куда и поступила с завода-изготовителя. Последний ремонт на Ярославском электровозоремонтном заводе (ЯЭРЗ) локомотив прошел в июне 2009 года. Больше крупных ремонтов не было. Спустя ровно 6 лет электровоз был списан и передан на ЯЭРЗ для разборки в на запчасти. По имеющейся информации запчасти и крупные узлы от ЧС7-001 использовались для восстановления ЧС7-319, который длительное время не работал вовсе. В конце 2017 года ЧС7-001 был порезан на металл, но не на территории завода а в другом месте. Завод не имел право его резать потому, что это была не его собственность.

Первым списанным ЧС8 на сети РЖД стал ЧС8-066. Машина должна было по плану пойти в ремонт , но по каким то причинам ремонт произведен не был и локомотив списали летом 2016 года. Про ЧС8 можно сказать, что это уже не уходящая эпоха, а скорее ушедшая. Потому, что последние оставшиеся на балансе «восьмерки» с 2020 года находятся на консервации. Вероятность того, что они куда-то и когда-то поедут стремится к нулю. В 2019-2020 годах были списаны ЧС8 – 033, 036, 037, 041, 043, 044, 046, 055, 056, 065.

Вернемся к ЧС7. Вторым списанным, не понятно по какой причине, стал ЧС7-224. Не старая во всех смыслах машина была оставлена к осени 2016. Разобрана и списана в 2017-2018 годах. Ну а в 2019-2021 году было списано около 30 электровозов этой серии. Списание их продолжится и в 2022 году. Перечислять номера их не буду. Желающие могут найти информацию о них на сайте – Trainpix.org

ЧС7-031 на порезке. Фото Trainpix.org.
ЧС7-031 на порезке. Фото Trainpix.org.

Пара слов об ЧС7-104. Изначально с завода электровоз поступил в депо Челябинск. В 2015 году передан в депо Москва-Пассажирская-Курская. Ну а после закрытия этого депо передан в депо Ожерелье. На осень 2021 года находится в работе.

Пара слов об ЧС7-104. Изначально с завода электровоз поступил в депо Челябинск. В 2015 году передан в депо Москва-Пассажирская-Курская. Ну а после закрытия этого депо передан в депо Ожерелье. На осень 2021 года находится в работе.

Заводская табличка электровоза. Фото Автора
Заводская табличка электровоза. Фото Автора

Почему списывают?

Многих фанатов Ж/Д волнует вопрос, почему списывают не старые и довольно хорошие машины?. Ведь на них еще как минимум лет десять можно ездить. Ответ до будет прост. Я не буду касаться в своих статьях политики, лишь немного иногда затрону ее в своих статьях.

С распадом СССР стали отменятся и сокращаться поезда по всему пост-советскому пространству. Как грузовые так и пассажирские. И большое количество тягового подвижного состава оказалась просто «не у дел» что называется. В том числе ЧС7 и ЧС8. Ведь они планировались для вождения длинно-составных поездов, под 30 вагонов. А много ли сегодня можно насчитать на сети РЖД пассажирских поездов такой длины? Думаю их практически нет уже. А водить ЧС7-ЧС8 с поездами в 10-15 вагонов не совсем выгодно экономически. Вот и списывают их за ненадобностью, по истечении определенного срока.

Вторая причина, состоит в том, что это машины чехословацкого производства. А значить достать запчасти для них довольно дорого. Вот и списывают электровозы для ремонта еще имеющегося парка ЧС7.

Тележка электровоза . Фото Автора.
Тележка электровоза . Фото Автора.

Подводя итоги.

Резюмируя скажу, что с распадом СССР железные дороги считайте тоже стали распадаться. То есть скатываться в глубокий кризис. Где то этот кризис приобрел катастрофические масштабы, например в Грузии, Украине, Молдавии, Прибалтике. Как обстоят дела в Средней Азии нет информации, но подразумеваю что не самым лучшим образом. Более менее ситуация нормальная с железными дорогами, только на сети РЖД, БЧ(Белоруссия) и Казахстане. И то далека от идеала.

Иными словами, после распада СССР, возить стало практически некого, нечего, некуда. И самое прискорбное не зачем уже. И это факт нынешней реальности. Соглашаться, не соглашаться с такими вещами ? Сложно сказать. Но можно констатировать тот факт, что железная дорога вряд ли вернется к советским показателям. Особенно в странах СНГ.

Возможно я заблуждаюсь говоря, что дорога в кризисе. Но глядя на базы запаса, до отказа забитые не старыми и вполне работоспособными локомотивами, задаешься вопросом а точно все в порядке. Для многих локомотивов база запаса, это последний этап перед списанием и порезкой.

Спасибо, что дочитали до конца. Делитесь своим мнением в комментариях. Если понравилась статья, с вас подписка и лайк.

С уважением, Автор.

#электровозы #чс7  #поезда #российские железные дороги #ЧС8