Найти тему

Литература как культура

Философская антропология

Книга посвящена осмыслению культурологической проблематики в ХХ в. в контексте философско-антропологического и естественнонаучного поиска. В центре внимания авторов — современники — философы, культурологи, историки, ученые, получившие философское образование, аналитики разных направлений, в числе которых — представители гуманитарной и естественно-научной школ. Вместе с тем философское осмысление философско–антропологических и естественно–научных идей в книге представлено через их историческое соотнесение с историческими и культурными свершениями человечества. Книга, создаваемая по материалам богатейших архивов, сохраняет свою актуальность, благодаря изучению столь разных по своей направленности мировоззренческих и культурно-антро– и гуманитарных концепций.

А

 А

 АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

«[Античность] — это эпоха, в которой сознательное восприятие, осознание исторически связанного того или иного явления воспринималось как обязанность, как свидетельство о принадлежности к роду человеческому» (К. Ясперс).

Согласно различению, предложенному М.М. Бахтиным, античная культура — это культура, постигающая человека как самодовлеющую ценность, постижение же человека как существа духовно и телесно немощного оставляет после себя, по мысли философа, «скучность и оболочку цивилизации».

Первая античная философия — и это подтверждается лексико-семантическим анализом термина «философия» — возникает и развивается в связи с развитием рационального и, прежде всего, платоновского (александрийского) стиля мышления, традиционного для Греции в ее ранней истории. О ней Пифагор пишет: «Имеется разграничение между философией и наукой. Философия — это основа наук и искусства, наука — это, наоборот, основание философии» (Платон, «Республика», кн.6, гл.5). Пифагорова разработка метода научного познания и логическое развитие этой разработки вплоть до Аристотеля — это и есть философия; Апулей, который, по некоторым сведениям, принадлежал к школе пифагорейцев, по поводу чрезмерной зависимости мышления человека от его чувств говорит: «Постоянная, истинная философия — это знание, которое есть любовь, а совершенна