Реинкарнация. Часть 3, Пантеизм

из интернета. я бы лучше нарисовал, если бы умел рисовать)
из интернета. я бы лучше нарисовал, если бы умел рисовать)

Учение о реинкарнации, как правило, культивируется в пантеистических системах. Поэтому, часто разговор со сторонниками реинкарнационных теорий может коснуться вопроса: "является ли Бог личностью?". В связи с этим, необходимо иметь представление, что такое "пантеизм" и какие аргументы можно использовать против данного мировоззрения.

Что такое пантеизм?

Пантеизм (греч. PAN - "все, всякий" и греч. ТHEOS - "бог, божество") - учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу, утверждающее идентичность Бога и мира. Пантеизм имеет много разновидностей, которые сложно свести в одно общее определение. Основным для всех видов пантеизма, является отрицание Бога как разумной личности.

Из утверждения идентичности Бога и мира, в пантеизме выделяются два понимания этой идентичности:

1) Бог растворяется в мире, во Вселенной. В этом случае пантеизм тяготеет к материализму.

2) Мир и Вселенная являются способом Божественного проявления; все, что существует во Вселенной, является только инобытием безличностной Божественной энергии.

Поскольку Бог отвергается как Личность, существующая Сама по Себе, вне зависимости от мира, то в системах пантеизма невозможно построений личных отношений с Богом.

Согласно пантеистическим религиям, молиться попросту не кому. Все, что может человек, это через медитацию соприкосаться с безличностной божественной реальностью, и стремиться вновь в ней исчезнуть, подобно тому, как капля произошедшая из океана, вновь в нем растворяется.

Религии и религиозные движения, в которых исповедуют пантеистическое понимание Бога -

Индуизм (основные направления) Буддизм Даосизм Теософия Нью-эйдж

Аргументы против пантеизма

1. Представим себе безличный Абсолют. Это некая абсолютная субстанция, которая не знает себя, не контролирует себя, не обладает самосознанием и волей.

И представим личный Абсолют: столь же всесовершенная сущность, но которая знает себя, владеет всеми своими проявлениями и действиями, обладает самосознанием и волей.

Какой из этих двух образов бытия кажется более совершенным и достойным Бога?

2. Если мы мыслим Абсолют, мы должны Его мыслить как совокупность всех совершенств. Относятся ли самосознание и самоконтроль к числу совершенств? Да. Следовательно, и при мышлении об Абсолюте необходимо быть уверенным, что Абсолют знает Сам Себя. Входит ли в число совершенств свобода? Очевидно, что из двух состояний бытия совершеннее то, которое может действовать свободно, исходя из самого себя, сознательно и с разумным целеполаганием. Следовательно, и при мышлении Абсолюта достойнее представить, что каждое Его действие происходит по Его свободной воле, а не по какой-либо неосознаваемой необходимости.

Понимание Бога, как свободной и разумной Личности более достойно, чем утверждение безликой Субстанции.

3. Если создавать гипотезу о некоем «Совершенном Бытии», то более глубокой и последовательной будет та, которая отнесет самосознание и свободу к совершенствам и потому в Абсолюте увидит Личность.

Непонятна и необязательна логика пантеистов, полагающих, будто при последовательном мышлении о таком Бытии нужно лишать Его способности самостоятельно мыслить, свободно и осознанно действовать, любить и творить.

Божество не должно быть мыслимым безличным, безвольным, бессознательным и бесцельно действующим… Признавать Бога безличным, безвольным и т.д. невозможно потому, что это значило бы ставить его ниже человека. Например, называя мебель или камни безвольными, безличными и бессознательными, мы тем самым утверждаем превосходство над ними личного, сознательного и действующего целенаправленно человеческого существа.

4. Пантеисты говорят, что мыслить Бога как Личность – значит делать Его слишком антропоморфным, занижать Божество.

Но ведь сами пантеисты считают, что Бог является одним целым со всем бытием. А если Божество вбирает в Себя все, что только существует, то почему же Оно неотличимо тождественное, согласно представлениям пантеистов, с любым камнем, деревом, кометой и т.д., не может быть похоже на человека? Если, по уверению пантеизма, Божество едино со всем и является единственным субъектом всех мировых свойств и всех мировых процессов, – то почему бы не быть Ему и носителем высших человеческих свойств: сознания, разума, любви и гнева, целеполагания? Почему при мышлении об Абсолюте надо умножать на бесконечность свойства бессознательного мира, т.е. низшие свойства, а не возводить в бесконечную степень такие совершенства, как свобода, разум и любовь?

5. Утверждение Личности в Боге есть утверждение полноты Божественного бытия. Отрицание этой личностности означает не «расширение», но, напротив, обеднение наших представлений о Боге. В конце концов, если разумное бытие мы считаем выше бытия лишенного разума, если свободное

бытие мы полагаем более достойным, чем бытие не свободное, то как же Бога, т.е. Бытие, Которое мы считаем превосходящим нас самих, мы должны мыслить лишенным этих достоинств?

6. Пантеизм является безнравственным учением. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему.

Добро и зло оказываются одинаковыми атрибутами божества, и злу приписывается божественнная природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения невозможно найти почву. Если всё есть Бог, значит, и зло имеет своим источником Бога, добро и зло едины, отсюда следует, что нравственность становится относительным понятием. А там, где нравственность относительна, там и справедливости не может быть, потому что нет эталона, на основании которого можно выносить решение о справедливости или несправедливости деяний. Божество пантеистов является источником и добра и зла одновременно.

7. Вселенная, как состоящая из вещей, имеющих причину своего бытия вне себя, должна иметь причину своего бытия вне себя, а именно в Боге. Вселенная не явление Творца, но явление мудрости и любви Творца. Окружающие нас мироздание не замыкает в себе Бога, но указывает на Него.

Если архитектор построил дом, то здание будет проявлением не архитектора, а проявлением его талантов, его разума и вкуса. Указывая на дом, нельзя буквально сказать: "это Казаков". Точно также, указывая на мир, некорректно говорить: "это Бог". Бог творит мир, а не превращается в него (ср. Евр 3.4).

8. Человек не может быть равным миру, т.к. стремится прочь от него в порыве к Богу. И Бог не может быть равным миру, т.к. человек, живя в мире, тяготится им. И человек не может быть равным Богу, т.к стремится к Нему, ищет Его, а значит ощущает свою отдаленность от Него и нетождественность Ему. Но также есть люди, которые сопротивляются Богу, идут прочь от Него. А чтобы сопротивляться Единому, сознание человека должно быть уже иным, чем Единое.

9. Сложное устройство и организация Вселенной указывает на интеллект, на замысел. Следовательно та сила, которая сотворила Вселенную, должна обладать личностным бытием, потому что интеллект является проявлением личностного бытия.

10. Разумное существо, обладающие самосознанием и волей, может произойти только от другого разумного существа, обладающим самосозанием и волей. Поэтому сила, сотворившая человека, должна обладать самосознанием и волей т.е. быть личностью.

11. Пантеизм радикально отрицает существование человека. По пантеистическому учению - человек является всего лишь частицей божества, только на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем со смертью навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. Это ощущение не возвышает человека. Напротив, его принятие приводит к неизбежному выводу: если я есть частица Абсолюта, то Оно-то есть, а вот меня нет...

Пантеизм требует не только отказа от моего непосредственного опыта самобытия; он требует признать, что вообще мне не с кем встретится в этом мире. Их, других, тоже нет, как нет по большому счету и меня. По пантеистическому воззрению - у отдельного человека, как личности, нет будущего. Со смертью (или достижении нирваны), каждый человек неизбежно исчезнет в безликой божественной субстанции.

12. Если вне человека существует Бог - высшая, всемогущая, вечная, любящая личность - можно тогда ожидать вести от Него, встречи с Ним (как это делают христиане). В пантеизме же идти просто некуда. В бытии нет ничего, что превосходило бы космос и человека. Выбирая пантеизм, человек выбирает космическое одиночество.

Христианин же за симфонией мира ощущает именно живую любовь любящей Личности. Не просто безликий Закон, не просто «гравитацию», не просто «космическое электричество», но – личную и любящую Волю Небесного Отца.

Литература:

Норман Л. Гайслер. Реинкарнация.

Морей Роберт. Реинкарнация и христианство.

А. Мень. История религии, III. У врат Молчания.

Сергей Худиев. Переселение кого?

Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ//Сатанизм для интеллигенции.