522 подписчика

Солнечная Балтика

1981 год. Лето. Каникулы (типа отпуск) после 3-го курса училища. Ну совсем уже моряками стали и всё знаем!
Захотелось нам на яхте моего папы сходить в Клайпеду и обратно. Ну, папа был на ней капитаном на общественных началах, а судовладельцем был Калининградский Технический институт рыбной промышленности и хозяйства. Яхта «Тюлень» польской постройки типа «Смарагд». Длина 9,7 м. Пластиковый корпус, тиковая палуба, рангоут из сосны, рубка и всё внутри из красного дерева под лаком. Есть гальюн, газовая плита на кардановом подвесе, двигатель “Volvo Penta” 24 л/с, запас топлива 50 литров.

Яхта  "Тюлень".  Фото друзей.
Яхта "Тюлень". Фото друзей.

По тем временам - это очень комфортабельная яхта. Однако тихоходная. Длинный киль и гельмпорт с баллером вдоль киля обеспечивали высочайшую остойчивость, за которую требовалось жертвовать скоростью и управляемостью. Яхта была создана не для мореплавания, а для жизни на ней как на плавучей даче у причала.

     1981 год. Лето. Каникулы (типа отпуск) после 3-го курса училища. Ну совсем уже моряками стали и всё знаем! 
    Захотелось  нам на яхте моего папы   сходить в Клайпеду и обратно.-2

У меня уже были права яхтенного капитана. Почему бы и не сходить?
Напоминаю, что при СССР Литва, Латвия и Эстония входили в состав нашего многонационального государства, и мы были все едины без каких-либо виз и деклараций.
Прибалтика отличалась тем, что там было будто за границу попал. В нашем случае мы планировали в Клайпеде погулять по городу, сходить в океанариум «АтлантНИРО», посетить кафе «Смилтон» на Куршской косе, чтобы нам там на мангале приготовили шашлык. Сейчас трудно поверить, что в 1981 году в Калининграде на улице не жарили шашлыков на мангале! С кетчупом многие не были знакомы. Надо было приехать в Литву для получения этого удовольствия. А ещё, чего я и теперь нигде не вижу, а там есть - это свиные ножки или свиные ушки. Они так умеют их готовить, что облизывая пальцы надо быть особенно осторожным, чтобы ненароком не откусить их.

Экипаж в составе меня – капитана, а также двух сэйлоров – Евген и Сергей, отчалил от стенки Калининградского яхт-клуба 6-го августа в 18.00 и взял курс на Балтийск, потому что только там можно выйти в море из Калининградского (Вислинского) залива. В 1981 году не было не только погодных сайтов, но и вовсе не было такого понятия, как «интернет». Погоду «ловили» на радиоприёмник типа ВЭФ и запрашивали у пограничников, оформляя документы. Надо было предъявлять яхту, паспорта и судовую роль, на которой пограничники ставили штамп «каботаж» и внизу дописывали «вышло три чел.». Соответственно, в Клайпеде пограничники снова изучат паспорта и поставят штамп «каботаж» с припиской, что пришли те же три чел. Вот у них мы и брали «самый достоверный» прогноз! Погода на всю неделю ожидалась ласковая, и нас это неслыханно радовало.

     1981 год. Лето. Каникулы (типа отпуск) после 3-го курса училища. Ну совсем уже моряками стали и всё знаем! 
    Захотелось  нам на яхте моего папы   сходить в Клайпеду и обратно.-3

Балтийский берег.
Балтийский берег.

К утру 7-го августа мы пришли в Балтийск и оформили выход. Сразу вышли в море. Ветер стихал, и к полудню вовсе заштилело. Поверхность моря напоминала утреннее озеро, не было даже намёка на волнение или ветер. Мы стояли и было солнечно, тепло и нечего делать. Купались по-очереди. Наработав аппетит, пообедали картошкой с тушёнкой и жаренным луком. Затем до вечера томились на Солнце, убрав паруса в ожидании хоть какого-нибудь ветерка… Я мог запустить двигатель, но впереди было много времени и было предчувствие, что ветер вскоре задует, и мы продолжим наше комфортное плавание без запаха дизельного топлива и тарахтения мотора.
Но ветра не было.
В 23 часа к нам под двигателем приблизилась литовская яхта «Банга» класса «Арктурус-II». Это – большая яхта по сравнению с нашей. Они выключили двигатель, мы примкнулись бортами, пообщались. Они тоже шли в Клайпеду - это их родной порт. Пообщались и разошлись. Долго еще дрейфовали рядом в безветрии. Наступило 8 августа.
Приблизительно в 00.30 вдруг задул свежий попутный ветер. Мы поставили паруса и с шумом воды под форштевнем поехали по глади моря. Ветер наполнил паруса и гнал яхту скоростью 7 узлов, а поверхность моря оставалась гладкой: ветер её не касался. Так мы шли относительно долго – минут двадцать. Затем ветер выключился и паруса повисли. А минут через десять задуло навстречу с усилением. Приблизительно через полчаса мы начали уменьшать площадь парусов, и к трём часам ночи у нас уже был глухо зарифлен грот, на форштаге установлен стаксель №3. Мы шли в лавировку. Начался шторм, и яхту качало и брызгало. Из всех нас троих Женя вообще не укачивался, а нас с Сергеем морская болезнь буквально мочила. Но надо было держаться несмотря ни на что.
При планировании похода мы предусматривали заход в Пионерск. Там хорошая гавань, прикрытая молом, и еще там хорошая рыбоперерабатывающая фабрика, работницы которой нам - яхтсменам бесплатно дарили мешок копченой скумбрии или сардинеллы. А какой там стоял запах!!! Конечно, мы им тоже везли какие-нибудь подарки типа пары-тройки коробок конфет. … Советский Союз!
Но там непростой заход: cначала по створам надо идти перпендикулярно берегу, а затем у самого перепада глубин с мелями повернуть на другой створ, параллельно берегу, и по нему входить в гавань.
Учитывая штормовой северный ветер, сильное волнение и темную ночь, я принял решение не заходить в Пионерск, а лавироваться до Клайпеды. Решение было трудным с учетом страданий от морской болезни, но я не был уверен в безопасном входе в гавань Пионерска. Мы пошли дальше.
Около 4-х часов ночи обнаружили объект, на котором было много разных огней. Мы не могли по огням идентифицировать, что это такое. Сергей предложил: «Давайте запустим белую ракету. Она осветит и мы увидим, что это». Достали ракету, выстрелили.
Оказалось - плавучий док буксируют: один буксир бортом к доку, а другой cпереди его тянет за собой. Но самое потрясающее другое: мы совсем не ожидали при свете ракеты увидеть такие большие волны! Следующий гребень был где-то очень далеко и высоко! До этого мы в темноте просто шли, качало, брызгало, а тут вдруг мы увидели волны, которые не ожидали увидеть!
Сергей произнёс: «Ну нафиг! Давайте больше не будем освещать это море! Так хорошо шли!»
Весь следующий день было пасмурно, мы лавировались в Клайпеду, видели те же волны, ветер свистел в вантах, мы с Сергеем ничего не ели со вчерашнего дня, а у Жени напротив проснулся беспощадный аппетит. Когда я с тошнотными мучениями стоял за рулем, Женя кушал за троих, и я искренне радовался за него.
От Нидского маяка (Нида) до входа в канал Клайпеды по прямой 30 миль. Это расстояние против ветра и волн мы преодолевали в течение 18 часов. Вроде на галсе шли неплохо, хоть и под такой малой парусностью, лавируясь против северного ветра и высокой волны, но по генеральному курсу продвигались со средней скоростью 1,7 узла. Силу ветра определяли «на глаз и слух». Думаю, что в течение всего дня 8 августа ветер был относительно ровный 15-18 м/с с порывами до 20-22 м/с, а вот волну он разогнал приличную - метра три высотой. Я не имею склонности преувеличивать высоту волны и силу ветра практически и в моих рассказах. Если повествую о волне высотой три метра, то её высота - три метра. Трёхметровая волна серьёзно останавливает яхту и укачивает экипаж, особенно если из-за дождевых зарядов или ночью не видно горизонт. Визуально такие волны видятся высотой 7-9 метров - и это тоже круто, так как есть что вспомнить и о чём рассказать !!!

ночной  шторм.  Картина  автора.
ночной шторм. Картина автора.

Когда вошли в морской канал Клайпеды, все были рады. Пограничники - паспорта – штамп на судовой роли. Ошвартовались в яхт-клубе на Куршской Косе. А какой там запах!!! Сосны и песок!!! И шашлык!...
Внутри яхты все было мокрое. Удивительная способность воды проникать всюду во время шторма, какой бы водонепроницаемой яхта ни была. Всё вынули и развесили сушиться.
Подводя итоги, мы пришли к единому мнению, что слишком доверились прогнозу погоды и не контролировали внешние признаки. Эти признаки были: быстрое падение температуры воздуха, отсутствие чаек, резкая перемена ветра. Я обратил на это внимание, но не придал значения, так как не было никаких волн, и море было гладким, поэтому и осталось доверие к прогнозу. То, что в прогнозе не было плохой погоды, а также отсутствие волнения вплоть до начала усиления ветра, говорит о том, что этот шторм не пришел откуда-то, а зародился в нашем районе и «работал» в течение 20 часов.
Времени было много. В СССР отпуска были от 30 суток и больше, и никто не опасался потерять работу или «выпасть из темы». Мы оставили яхту в Клайпеде (в те времена за стоянку никто не платил. Яхта стояла бесплатно) и на автобусе вернулись в Калининград.
Надо было ещё идти обратно в Калининград, поэтому мы решили сгладить в памяти впечатления от шторма. Обратный переход был вполне спокойным и с попутными ветрами.

О Клайпеде у меня остались самые теплые воспоминания, мы там бывали каждое лето, иногда и зимой. Яхтсменам, оказавшимся в тех местах, рекомендую не проходить мимо.