Найти тему
Семь Ирин

Глупости не бывает, бывает отсутствие навыков

Безобидная вроде фраза "сколько глупостей ты пишешь", а вот позвала она меня в поход. Я не только исследователь языка, речи, в силу преподавательской деятельности, но я вообще пытливый человек. Люблю прежде разобраться, выяснить, перепроверить. Даже если склоняюсь к какой-то точке зрения, то это не значит, что я не смогу ее изменить, если появятся твердые аргументы и факты, радикально меняющие прежний взгляд. Но до  тех пор, пока таких убедительных фактов нет, я ограничиваюсь тем, что оставляю определенный процент сомнению и продолжаю изучать и слушать специалистов. Только ведь и специалисты могут быть с разными взглядами на один и тот же аргумент. И у каждого своя логика. Относительно логики, если она понятна и последовательна, можно любого человека считать умным и компетентным. То есть нет повода считать никого глупым. А вот, собственно, и главный герой моего размышления – термин “глупость".

Определение слова "глупость", согласно толковому словарю Дмитриева
Определение слова "глупость", согласно толковому словарю Дмитриева

То есть глупость – это недостаток ума, сообразительности, согласно данному словарю Дмитриева. Полагаю, другие словари пишут более или менее похожие вещи.

Глупостями даже вороны не занимаются
Глупостями даже вороны не занимаются

Так нужно ли говорить кому-либо "сколько глупостей ты пишешь?" без единого доказательства? А вы сможете доказать кому-либо, что у него присутствует недостаток ума? Недостаток сообразительности доказать гораздо легче. А недостаток ума чем можно доказать? Какое мерило можно использовать? Какой критерий? С какой целью вообще хочется сказать кому-то, что он глуп? Не для того ли, чтобы приподнять собственную значимость? Я не против большей значимости кого-то. Совсем не против. Но значимость могут иметь аргументы, тезисы, доказательства, а не сам человек, если говорить в общем. Человек может терять значимость или приобретать ее только конкретно для кого-то, и то не по причине "глупости", а по причине, например, иной точки зрения, неспособности познать какой-то вопрос, понять его. И это всегда будет субъективным. Сегодня человек значим, а завтра нивелирован.

Встречали ли вы людей высокого статуса в обществе или в какой-то профессии, которые были не слишком сообразительны и проницательны в каких-то иных вопросах? Профессор может быть сильным в науке и слабым, например, в отношениях с женщинами.

Мой вывод

Говорить о чьей-то глупости не дает пользы в общении, не дает радости тому, кому это говорят, и тем более не делает "глупого" умным. Потому что он уже и так умный. Настолько, насколько способен. Весь наш багаж знаний и способностей похож на шахматное поле с белыми и черными квадратами. В одних квадратах есть признаки навыков, есть знания, а в других навыков и знаний не хватает или нет вообще. Но если человек получает их, то черный квадрат превращается в белый. И если это происходит, то это как раз признак ума, а не глупости.

Нет глупости, а есть недостаток навыков, опыта, есть эмоциональные проблемы и многое другое, что не позволяет делать из опыта более глубокие выводы. И даже если у кого-то не очень высокий IQ, то все равно в пределах своих возможностей человек совершает не глупости (скудоумие, недоумие – именно так пишут в некоторых словарях), а поступки, согласованные с его умозаключениями, его логикой.

Глупостями люди спешат называть то, что не отражает собственное мнение и этим раздражает. Люди часто спешат называть глупыми тех, кто не комфортен, не созвучен по какому-то конкретному вопросу. И вместо того чтобы выразить несогласие по одному конкретному аргументу и при этом увидеть двадцать других, в которых есть единогласие, человека отрезают и вешают клеймо "глупец".

А умен ли тот, кто называет глупостями непонятные ему поступки других?