Сколько себя помню, меня всегда тянуло к воде. Довольно странно, если учесть то факт, что в моем роду, насколько мне известно, не было ни моряков, ни водолазов, ни даже сантехников. Возможно, мою привязанность к воде определил знак зодиака- Рыбы, но вернее всего, самую первую и самую долгую любовь я испытал к мало кому известной речке , тихо текущей на востоке Липецкой области - Становой Рясе. Мой прадед построил свой дом прямо на крутом берегу тогда еще полноводной реки, от края двора до пятнадцатиметрового обрыва, сплошь продырявленного гнездами стрижей, было не более 10 метров . Но прадед не зря выбрал это место- весной Ряса разливалась так, что к соседям можно было проехать только на лодке, но наш дом и скотный двор оставались вне власти стихии. Времена шли, река постепенно теряла свою мощь, разливы становились все слабее и слабее, природа как будто устала показывать человечеству свою силу, смирилась и успокоилась.
Каждое лето я проводил в деревне у бабушки, и самым первым делом после девятимесячного отсутствия я бежал на берег -поздороваться с рекой, сообщить ей, что я приехал, что очень скучал, что уж теперь то все лето мы проведем вместе, как закадычные друзья . И совсем неудивительно, что самым главным увлечением для меня стала рыбалка. К моему глубочайшему сожалению, отец не разделял моей страсти к рыбалке, считал ее бестолковым занятием, но дед, дедуля , дедушка , видя мои бесполезные попытки уговорить отца пойти со мной порыбачить, молча брал самодельную удочку из орешника и отправлялся со мной на берег. Сам он садился на расстеленную телогрейку, закуривал "Приму" и блаженно щурился на закатное солнце. Я же, размотав и закинув леску так далеко, насколько позволял мой маленький рост и корявое удилище, вытянувшись в струнку, тут же забывал и про комаров, и про передачу "Спокойной ночи, малыши", весь мир для меня переставал существовать, были только я , дед и река. Часто к нам присоединялся кот, он садился чуть поодаль и не моргая, смотрел вместе со мной на убегающий по течению поплавок, надеясь на бесхитростный ужин .
Устав от моих бесконечных просьб пойти со мной на рыбалку, отец сказал, что если я сам смогу переплыть речку , то он будет отпускать меня одного. Взяв деда в качестве тренера, я почти каждый вечер пытался побороть страх глубины и оттачивал технику плавания "по-собачьи". Где то через месяц я торжественно сообщил отцу, что готов к экзамену и , в присутствии всех родных, для такого случая собравшихся на берегу, я переплыл реку туда и обратно. А было мне тогда 6 лет... а река была метров 30 шириной.. Сейчас понимаю, что на тот момент это было мое первое серьезное достижение в жизни, цель, которой я добился ради осуществления своей мечты. (кстати, отец свое слово сдержал, и теперь я почти каждое утро пропадал на берегах своей Реки)
Плавать я научился достаточно хорошо, разумеется, для человека, никогда не занимавшегося этим профессионально . На наш мостик иногда приходили купаться ребята с другой деревни, место было глубокое , река здесь расширялась, и течение было не такое сильное. Обычно я лениво лежал на пляже на другом берегу, меж лопухов, на горячем сероватом песке , но если вдруг в компании были девочки, тут я старался проявить свой плавательный талант во всем его великолепии. Контролируя каждое движение рук, я четким кролем курсировал вдоль берега, стараясь привлечь внимание противоположного пола. Сейчас не вспомню уже, получилось ли у меня удивить кого-то своим безупречным стилем.Скорее всего нет, ибо был я в те годы не избалован женским вниманием, по причине малого роста и связанной с этим фактом застенчивостью.
Шли годы. Я взрослел. Река старела. Сначала заросли ивняком песчаные пляжи, куда-то пропали все стрижи, заросли ольхи подобрались к самой воде. В лихие 90-е , прорвало плотину, все ямы замыло песком. От былой рыбалки не осталось и воспоминаний. Перестали гонять щуки малька на мелководье, пропали голавли, которые раньше стояли целыми стаями под нависшими кустами, стаи вездесущей уклейки и те куда-то исчезли. Река болела, покрывалась язвами гниющих болотин, от воды пахло ржавчиной и тухлой рыбой. Из подмытых берегов в реку падали столетние деревья, перегораживая и захламляя и без того замусоренное русло. Река хирела и умирала, как и населявшие ее берега безымянные липецкие деревушки
Давно сгорел наш старый дом, сад зарос бурьяном, единственный сосед- дед Володя, спасая свой дом от весенних палов, получил сильные ожоги и скончался в больнице. У моих детей нет своей реки, нет деревни, они никогда не видели ,как изумрудной стрелой пролетает над водой зимородок, не знают, как пахнет сено в старой риге с соломенной крышей, не ощущали частое биение крохотного сердечка утенка в ладонях . У них есть интернет, есть тик ток, контакт и много чего еще..Есть 50 каналов в телевизоре и еще больше в телефоне .Мне трудно им объяснить, что такое настоящие чувства и эмоции, что такое настоящие поступки, которые идут из души, а не ради лайков...Мне трудно, но я стараюсь и верю...что однажды я смогу показать им Реку Моего Детства.