Найти тему
suburban

ОБЗОР ФИЛЬМА RESIDENT EVIL: WELCOME TO RACCOON CITY

Все хорроры разом:
Сюжет «Обитель зла: Раккун-Сити» (приветственное «Добро пожаловать» в отечественном переводе названия почему-то отбросили) базируется сразу на нескольких играх серии: он собран из событий, показанных в Resident Evil , Resident Evil 2 и ремейках этих частей. Получилась этакая мозаика: вот вроде идёт сцена из первой части, как вдруг в её декорации внезапно врезается (в буквальном смысле) крупногабаритный объект, как это было во второй.

Наверное, сильнее всего в этой компиляции смущает то, что события Resident Evil и Resident Evil 2 происходят в один день (вернее, ночь) — 30 сентября 1998 года. Пока одна группа персонажей отправляется наводить порядок в особняке Спенсера, другая остаётся в полицейском участке Раккун-Сити. Впрочем, с такой хронологией быстро свыкаешься. Она даже придаёт истории динамичность, ведь сюжет регулярно переключается то на одних героев, то на других — заскучать точно не получится.

История всё же начинается не с того злополучного сентября, а намного раньше: с детства двух главных героев — Клэр и Криса Редфилдов. По версии фильма, брат и сестра выросли в приюте (том самом, что нам показывали в ремейке Resident Evil 2). В этот момент я, конечно, закатила глаза, но потом быстро вернула их на исходную позицию: а почему, собственно, и нет? Детство этих героев никогда особо и не освещалось, ну приют и приют, такая предыстория тоже имеет право на существование.

-2

Благодаря стартовой локации Welcome to Raccoon City сразу же ощущается как хоррор. Мрачные, гнетущие коридоры, одинокая медсестра в красной кофте, розовый игрушечный заяц. А это точно Раккун-Сити, а не Сайлент-Хилл? Но когда действие переносится в 98-й, обстановка начинает куда лучше соответствовать городку, который вот-вот уничтожат.

Карусель фансервиса

-3

«Обитель зла: Раккун-Сити» по самое не балуй напичкана отсылками к оригинальным играм, так что поклоннику серии наверняка будет сложно не тыкать в экран пальцем с фразой I understood that reference. Иногда намеренное заигрывание с фанатами начинало откровенно вгонять в краску, но, знаете, это было такое приятное смущение.

Например, вокруг фразы Itchy, tasty из первого «Резидента» выстроили целую сцену: зомби кровью написал этот текст на стекле. Когда-то это была просто мемная выдержка из дневника, а теперь вот получилась такая вот живопись. В нашем варианте перевода, правда, «чешется» опустили, оставив только «вкуснятину». Кстати, о ней — из «Джилл-сэндвича» тоже сделали отдельную сценку, и не прыснуть на этом моменте было решительно невозможно.

Да, фансервис. Да, зритель со стороны вообще не поймёт, что же в этом такого забавного. Но мне было чертовски приятно это всё это узнавать. Особенно учитывая, что от фильма я вообще ничего не ждала — от экранизаций Resident Evil я в принципе давно ничего хорошего не жду!

Вот герои играют Лунную сонату Бетховена, чтобы стенка отъехала и открыла тайный путь. Вот медленно поворачивающий голову зомби. Вот Крис, зажигалкой освещающий себе путь. Вот чувак играет в «Змейку» на старом телефоне, а в игре его убивает гигантская змея… Так, стоп, это ж не его убила, а Ричарда. Эх, а какая могла бы быть отсылка! Но ничего, со змеёй другой неплохой момент был! Единственное, что расстроило, — это отсутствие какого-нибудь тирана (Мистера Икс или Немезиса, например). Вообще, с монстрами в фильме скудненько — зомби, вороны, доберманы, всего один ликер; остальное спойлерить не хочется, но, поверьте, врагов не хватает.

Действие фильма разворачивается в девяностых, и дух времени в нём отлично передан с помощью соответствующей музыки. Так, Клэр едет с дальнобойщиком под песню The Cardigans — My Favourite Game (буду считать это признанием режиссёра, ну или музыкального супервайзера, на худой конец). А сцена в полицейском участке под Crush от Дженнифер Пейдж (Jennifer Paige) — это вообще идеальное комбо. Уверена, для тех, кто вырос в то время, саундтрек новой «Обители зла» будет как бальзам на душу. Остальным подборка попсовых песен может показаться странной: всё-таки «Обитель зла» — это вам не «Стражи Галактики».

Больше никакой Миллы

И раз уж речь зашла о режиссёре — снял фильм Йоханнес Робертс (Johannes Roberts). Всю свою жизнь он выпускал низкобюджетные хорроры, которые, при средних оценках, всё же умудрялись окупаться. Бюджетами крупнее, чем у Welcome to Raccoon City (40 млн долларов), он ещё не ворочал. Для сравнения — в 2002-м Полу Андерсону на его адаптацию выделили 33 млн, что при пересчёте на сегодняшний день составляет где-то 51 млн, если верить онлайн-калькуляторам.

-4

Понятно, что при таких суммах не стоит ждать ни именитых актёров в главных ролях, ни дорогого экшена. Продюсеры с помощью «Обитель зла: Раккун-Сити», скорее всего, просто хотели прощупать почву, узнать, как люди отнесутся к перезапуску киновселенной. И в рамках заложенного бюджета Йоханнес Робертс с задачей-минимум справился. Он, слава богам, не стал делать драму, а просто бодро рассказал хорошо знакомую геймерам историю. Рассказал не без своих прикрас, конечно, — где-то он поломал хронологию, где-то переписал биографию героев, а кого-то вообще убрал.

При этом я бы не сказала, что откровенной отсебятины в фильме чересчур много. Всё показанное смотрелось в рамках сюжета вполне уместно. По сравнению с работами того же Андерсона, эта лента куда ближе и бережнее относится к первоисточнику. Проще говоря, сага Пола — это кино по мотивам, а здесь мы видим самую настоящую адаптацию видеоигры. Даже когда в фильмах Андерсона пересказывались события игр, как это было, например, в «Обитель зла 2: Апокалипсис», чувствовалось, что плевать он хотел на канон, несмотря на все отсылки. В качестве главного примера я всегда привожу Немезиса, у которого в конце пробуждались человеческие чувства. В фильме Йоханнеса Робертса такой откровенной пошлости ради драмы, к счастью, нет.

-5

И хоть у Андерсона все игровые персонажи — это просто камео на фоне неустрашимой Миллы Йовович (Milla Jovovich), которая всех всегда побеждает, ему всё же стоит отдать должное за подбор актёров. Видимо, в перерывах между восхвалением своей жены у него всё-таки нашлось время найти в Интернете картинки с героями игр. У Андерсона были каноничная Джилл в голубом топике, очень крутой Вескер в солнцезащитных очках и Леон с чёлкой. Но, как оказалось, одного этого явно не хватило, чтобы сделать фильмы интересными и качественными.

В перезапуске Робертса актёры куда меньше походят на своих игровых прототипов. Особенно это касается Джилл и Леона, но и тот же Вескер стал совсем другим. Поставив его рядом с Крисом, их можно ненароком перепутать — больно уж типажи похожи. До похода в кинотеатр я игнорировала все промоматериалы и трейлеры фильма, так что такой каст стал для меня сюрпризом. Но удивление очень быстро угасло: к персонажам в новом облике привыкаешь, и их внешность на протяжении всего сеанса не вызывала у меня никакого дискомфорта. Зато дискомфорт вызвали комментарии к трейлеру, который я посмотрела, вернувшись с премьеры. Я, конечно, ожидала, что зритель будет негодовать, но чтобы негатив был настолько силён, вплоть до призывов бойкотировать фильм?.. Это выше моего понимания.

-6

Наверняка среди читателей этого обзора тоже есть люди, которых сильно резанул подбор актёров. И разумеется, никакие мои слова о том, что фильм-то классный, сделан с любовью и знанием материала, их не переубедят. Так что да, если вас оскорбляет смена внешности персонажей, то лучше поберечь себе нервы и не смотреть фильм. Всем остальным я бы рекомендовала Welcome to Raccoon City без всяких сомнений — на данный момент это лучшее, что происходило с серией Resident Evil на киноэкране.

После CGI-мультфильмов и киносаги Пола Андерсона планка для того, чтобы снять лучшую экранизацию «Обители зла», была задрана не сказать чтобы высоко. Нужно было всего лишь бережно отнестись к первоисточнику, дать героям эффектно разобраться с монстрами и не высасывать из пальца лишнюю драму.

Мне сложно оценить то, насколько фильм будет интересен случайному зрителю, незнакомому с франшизой, насколько логичным и уместным ему всё покажется. В первую очередь Resident Evil: Welcome to Raccoon City — это всё-таки экранизация, рассчитанная на фанатов. Чуть ли не в каждой сцене видно, что Йоханнес Робертс и его команда старались, придумывая, как вплести игровые мемы, фразы и ситуации в свой фильм, сохранив при этом дух оригинала, в котором было место и юмору, и пафосу, и дурацкому трешу.