Доброго всем дня, рада приветствовать на канале "Человек в мире людей"!
После предыдущих публикаций об исторических достопримечательностях, находящихся на территории современной Турции, один из комментаторов высказался так: "Только не следует забывать, что все это достояние Греции, отнятое турками!"
На самом деле, все не совсем так. Коренное население этих мест не греки и не турки. Это те самые ликийцы, фракийцы, лидийцы....про которых мы читали в учебниках истории древнего мира.
Греки, как и тюркские племена, переселялись на эти земли постепенно: где-то путем захватнических войн (Александра Македонского, например), где-то относительно мирно заселяя пустующие участки земли.
Население этих мест всегда было весьма неоднородным. В окрестностях Эфеса пировал Лукулл и собирал войска Ганнибал, здесь гостил Цицерон, а Гераклит произнес знаменитое: "Все течет, все меняется...", словно предсказывая судьбу самого города.
Когда Эфеса достигла проповедь Евангелия, это был многонациональный и богатый город, юридически вот уже более столетия принадлежащий Риму .
Три года в эфесском амфитеатре проповедовал апостол Павел. Кстати, сцена театра, на которой стоял Апостол, сохранилась почти в первозданном виде.
А позже на арене того же театра, на 24 тыс. посадочных мест для любопытных зрителей, казнили христиан, отдавая их на растерзание диким животным или убивая самыми изощренными способами.
Но делали это вовсе не турки. Казни христиан были спровоцированы иудеями, не принявшими Христа, язычниками-греками и, наконец, самими римлянами.
Так моя тезка, Ирина Македонская (в язычестве Пенелопа), став в Эфесе ученицей апостола Тимофея, за проповедь христианства была казнена в болгарском Несебре, но потом чудесным образом воскресла и вновь появилась в Эфесе.
Гонения за веру она претерпела от язычников, в том числе - собственной семьи.
Сам апостол Павел, проповедуя в Эфесе, не раз подвергался гонениям от соотечественников иудеев и язычников греков.
Но самыми знаменитыми являются, конечно, Семь отроков эфесских. Один из юношей был сыном правителя Эфеса, да и остальные вполне себе "золотая молодежь".
Именно поэтому, римский император Траян не казнил их сразу за отказ принести жертвы языческим богам, а, сняв знаки отличия, отпустил по домам одуматься.
Интересно, что в исламе тоже есть упоминание об Асхаб аль-кахф - уснувших отроках, отказавшихся предать своего Бога.
В 462 году Эфес был практически полностью уничтожен готами - это германские племена скандинавского происхождения. То есть опять не турки. Несколько раз город подвергался арабским набегам.
Тогда же прекратила свое существование и христианская община. Но апостольский эфесский период навсегда остался особым звеном в становлении Христианской Церкви.
Когда же в 1090 году сюда пришли турки-сельджуки они с удивлением обнаружили на месте великого города лишь небольшую деревню.
"Все течет, все меняется," - сказал здесь когда-то Гераклит. Спустя столетия новое государство Турция, созданное лишь в 1923 году, вернуло древний Эфес в число памятников мировой культуры.