В данном цикле статей я предлагаю поговорить о таком событии средневековой истории как крестовые походы. Зачем западноевропейские рыцари отправлялись в далёкую Палестину? Были ли удачными эти походы? И можно ли назвать крестоносцев благородными паладинами христианства?
Содержание статьи:
- Что такое крестовые походы?
- Хронологические рамки
- Причины крестовых походов
- Задачи крестовых походов и цели участников
1.Что такое крестовые походы?
Крестовые походы – серия военных походов западноевропейских рыцарей против неверных (мусульман, еретиков, православных государств и язычников). Если быть точнее, то крестовые походы – особое событие средневековой истории, которое имеет множество значений. В узком смысле – походы 1096-1272 годов в Палестину, с целью освобождения святынь христианства. Но если брать шире, то это и другие походы, проводившиеся под эгидой Римской-Католической церкви, для подавления еретических движений (например - гуситы, катары и другие).
2.Хронологические рамки
1096-1099 – первый крестовый поход
1147-1149 – второй крестовый поход
1189-1192 – третий крестовый поход
1202-1204 – четвёртый крестовый поход
Не имели особого значения походы: 1217-1221,1228-1229,1248-1254,1270
3.Причины походов и их задачи
Для того чтобы понять причины крестовых походов необходимо разобраться в том, что представляла собой Европа XI века. Это множество государств, где, порой, крупные вассалы короля значили намного больше, чем сам король. Каждый герцог и граф был весьма самостоятелен, ведь у каждого из них была своя армия и земля. Швеция и Великобритания ещё не являлись единым государством. Испания и большая часть Иберийского (более знакомое название – Пиренейский) полуострова захвачена маврами - так называли жителей, исповедовавших ислам, западного Средиземноморья и Западной Сахары в средние века.
Христианская вера хоть и была главенствующей, и территория её распространения была довольно большой, были государства как Швеция и Норвегия, которые оставались отчасти языческими. Местное население не принимало конунгов и ярлов, принявших католическую веру, в качестве правителей.
Обобщая можно сделать вывод, что Европа XI века была феодально раздроблена, пребывала в междоусобных войнах, страдала от неурожаев и голода, а её население было необразованным и верующим. Церковь занимала главенствующее положение в жизни человека, а папа римский, проще говоря, был вторым человеком после Бога, ибо именно папа короновал правителей государств и имел реальную власть. Короли также считались наместниками Бога, и существовала доктрина, которая утверждала легитимность власти монарха («Божией милостью», именно так она называлась). Наивысшего политического могущества власть римского папы достигла при папе Иннокентии III (1198–1216).
Следующим аспектом, определяющим обстановку в XI веке, являются те самые турки-сельджуки. Так называемая исламизированная ветвь огузов захватила всю Малую Азию и подчинила себе все местные народы. Сельджуки хорошо владели математикой, искусством врачевания и зодчеством. В развитии своей культуры сельджуки опережали Европу, они даже называли европейцев «франками» и «латинянами», говоря о них, как о варварах.
Говоря о крестовых походах, многие вспоминают такой народ, как сарацины. Сарацины это не совсем народ, а скорее обобщающее название народов Ближнего Востока. Крестоносцам было удобно употреблять общее название, ибо они имели явно смутные познания о различиях в верованиях и происхождении различных народностей Ближнего Востока. «Сарацины», иногда встречается вариант произношения «саракены», с латыни обозначает –«восточные люди», т.е. все жители Востока.
Также стоит упомянуть об обстановке в Византии. Она нуждалась в помощи, ведь на неё нападали нормандцы с Сицилии (это потомки норманнов, но ни в коем случае не те самые викинги), половцы и печенеги, а также те самые турки-сельджуки. Константинополь вот-вот возьмут турки, поэтому правитель Византии Алексей I Комнин обратился к папе римскому с просьбой о помощи. Урбан II, тогдашний папа римский, согласился. Существует версия, что он согласился лишь на условии объединения церквей под папской властью, ведь в 1054 году произошёл церковный раскол, церковь разделилась на католическую и православную. У данной версии недостаточно доказательств, но всё же она существует.
Говоря о предпосылках крестовых походов можно выделить следующие предпосылки:
1)Желание папы римского иметь больше власти, чем у него уже имеется. Тогда ему хотелось не только влияния на некоторые вопросы государств, но и также иметь подчинённых этой самой власти. Так называемая «борьба за инвеституру», за право лично назначать епископов и аббатов, выражала это стремление к власти. Почему это так важно? Конфликт между папским престолом и престолом Священной Римской империи является наиболее значительным конфликтом между Католической церковью и светской властью в средневековой Европе. Если папа римский будет лично назначать епископов и аббатов, то они и будут подчиняться ему лично, а не представителям Салической династии Священной Римской империи.
2)Майорат, действующий ещё со времён Карла Великого. Это система наследования, при которой всё имущество переходило безраздельно к старшему сыну или старшему в роду. Многие сыновья знатных семей оставались ни с чем, и у них было немного путей в жизни: сбиваться в банды и грабить местноe население либо пойти воевать, а воевать было где – в той же Испании с маврами. Проблема бандитизма среди безземельных рыцарей «голяков» стояла особо остро.
Причины крестовых походов тесно связаны с предпосылками:
1) В середине XI века большая часть арабских владений была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Малой Азии.
2) После захвата турками-сельджуками Иерусалима и святыни – Гроба Господня - в Западной Европе распространяются слухи о притеснении паломников в Иерусалиме.
3) В конце XI века Европа переживала голод и эпидемии.
4) Духовенство желало распространить своё влияние и католическую веру на Восток.
5) Крестьяне желали получить земли в Палестине, избавившись от хозяев.
6) Бедственное положение в самой Европе и необходимость направить воинствующих, но бедных рыцарей на благое дело, вместо того чтобы они занимались бандитизмом. Но и безземельные рыцари желали обогатиться за счёт грабежа.
27 ноября 1095 – папа римский Урбан II в своей речи перед огромной толпой близ города Клермон (это во Франции) призвал христиан «опоясаться мечом» и направиться в Палестину, чтобы освободить от мусульман Гроб Господень в городе Иерусалиме. Участники имели возможность искупить свои грехи.
Так и началась эпоха крестовых походов.
4. Задачи крестовых походов и цели участников
Все знают, почему крестоносцев называли именно так. Но есть интересная деталь, а именно то, что все участники походов нашивали крест себе на грудь, а когда возвращались, то нашивали и на спину.
В крестовых походах принимали участие: духовенство, крестьяне, безземельные рыцари-«голяки», нарушители закона и даже дети.
Участники походов преследовали следующие цели:
o Духовенство – захват земель и расширение собственной сферы влияния и влияния католической церкви.
o Безземельные рыцари – захват земель и обогащение за счёт грабежа.
o Крестьяне – захват земель для ведения сельского хозяйства.
o Обычные рыцари – слава, деньги и отпущение грехов.
o Нарушители закона – отпущение грехов и укрытие от преследования закона.
o Дети – поиск дома, т.к. большинство из них были сироты и беспризорники.
Основные задачи крестовых походов: освобождение Палестины от турок-сельджуков, обращение в католическую веру язычников Прибалтики, ликвидация еретических движений в Европе.
О начале крестовых походов и духовно-рыцарских орденах предлагаю поговорить в следующей части этого цикла статей, посвящённых крестовым походам. Большое спасибо Вам за внимание, до новых встреч в других статьях!