Аннотация. Статья посвящена вопросу развития рынка услуг обработки данных в США. Основное содержание статьи включает в себя рассмотрение уровня затрат на машинную обработку информации, субъектов оказывающих услуги обработки данных, доход на одного занятого в сфере обработки информации, а так же изменение цены на услуги. Период исследования выбран не случайно, так как учитывает постепенное формирование рынка за счёт образования всё новых и новых его сегментов на базе развития и распространения информационных технологий (ИТ). Таким образом, 70-е 80-е годы можно охарактеризовать как предпоследний этап формирования рынка обработки данных в XX-веке. Последний этап начавшийся в 90-е годы и связанный с развитием и использованием Интернета для поиска необходимой информации выходит за временные рамки данной статьи и требует самостоятельного рассмотрения.
Введение. Представленный в статье материал кратко отражает рынок услуг обработки данных в США в 70-80-е годы XX-века. Развитие указанного сегмента, как и других в анализируемый период, предвосхищает некоторые черты общего рынка ИТ, которые оформились к настоящему времени.
Во-первых, для рынка ИТ характерна очень тесная связь между его сегментами. Можно говорить о том, что без развития одного не возможно развитие другого сегмента, что не всегда свойственно для рынков других товаров.
Во-вторых, первоначально услуги или товары дополняющие продукт (услугу) основных сегментов рынка ИТ, затем сами становятся важными частями этого рынка.
Актуальность исследования обуславливается целесообразностью изучения и понимания механизма функционирования и организации, как целого рынка ИТ, так и его отдельных элементов, обладающих своими особенностями и характером развития.
Основная часть. Услуги обработки данных, как правило, оказываются специализированными организациями вычислительными центрами (ВЦ) и включают:
- обработку данных в пакетном режиме;
- обработку данных в диалоговом режиме.
В начале 80-х годов в режиме диалога решалось лишь около 15% всех задач, а в пакетном режиме – около 85% [8].
Первоначально основным поставщиком данных услуг на рынок были компании-производители вычислительной техники. В 1973г. в рамках антитрестовского законодательства IBM, которая успела к этому времени завоевать на данном рынке основные позиции, был запрещён сбыт услуг обработки данных [8]. Однако с 1982г., после того, как администрация президента Р.Рейгана эти ограничения отменила, компания IBM объявила о возобновлении деятельности на рынке услуг.
На долю фирм, специализирующихся на предоставлении услуг обработки данных и использующих преимущественно собственное вычислительное оборудование для пакетной и диалоговой обработки, в начале 80-х годов приходилось приблизительно 60% продаж на данном рынке [8]. В США в начале 80-х годов насчитывалось около 6 тыс. специализированных фирм, оказывающих эти услуги, как правило, среднего размера [12], а по другим данным в 1987г. таких фирмы было около 20 тыс. [17].
В таблице №1 представлены данные о затратах на машинную обработку информации и услугах в этой области. Следует отметить, что в статистике США и некоторых других стран данные о продажах вычислительных услуг не выделяются из данных о продажах услуг, связанных с использованием ЭВМ.
Анализ таблицы №1 показывает, что «Затраты» на машинную обработку информации с 1970 по 1980 год выросли в 4 раза. Доля «Затрат» в ВНП увеличилась за тот же период в два раза с 1,0% до 2,0%.
Рынок услуг обработки данных, как следует из таблицы №1, существенно меняется в значениях в зависимости от источника информации. Таким образом, используя для анализа данные за 1982 год можно отметить, что на США, Японию и Западную Европу приходилось 38,45 млрд.долл. (96%) мирового рынка услуг по обработке данных. Оставшиеся 4% приходились на все оставшиеся капиталистические страны. Так же неравномерно выглядит распределение выше указанной тройки лидеров, не забывая о том, что Западная Европа не страна, а территория, включающая десятки стран. Получается, что внутри лидеров в 1982 году на США приходилось 68,67%, на Японию 10,27% и на Западную Европу 21,06% рынка услуг обработки данных. На мировом рынке услуг обработки данных в 1982 году США занимали 66%.
При анализе характеристик рынка услуг, связанных с использованием ЭВМ в анализируемом в статье периоде, следует учитывать, что помимо собственно услуг обработки данных, они включают услуги подготовки заказного программного обеспечения (custom programming) и проектирования информационных систем (system integration), которые к настоящему времени выделяют, как элементы рынка ИТ-услуг.
Так же отмечалось, что экспортная активность услуг обработки данных в режиме диалога прямо связана с размерами внутреннего рынка [11]. Экспорт вычислительных услуг из США в 1980г. оценивался в 5 млрд. долл. [7]. К настоящему времени ситуация изменилась и этот параметр не является единственно существенным. Эта зависимость проявляется в большей степени, в настоящий момент, через такой параметр, как развитость компьютеризации и информатизации в обществе.
В сфере обработки данных средний доход в расчёте на одного занятого в 1982г. составлял [16]:
- для интегральных информационных систем (включая услуги в области предоставления ПО) – 134,5 тыс. долл.;
- для систем по обработки данных – 80,2 тыс. долл.
Доля зарплаты в этих доходах составляла [16]:
- для интегральных информационных систем – 53,5%,
- для систем, обработки данных в диалоговом режиме – 37,5%,
- для систем пакетной обработки данных – 39,5%.
Считается, что в США стоимость и цена услуг обработки данных в середине 80-х годов была ниже, чем в Западной Европе [4]. В качестве примера цен на услуги обработки данных на ЭВМ в режиме удалённого доступа в США можно привести цены электронной службы Hotline фирмы E.F.Hutton в 1982г.:
- 25 долл. при подключении;
- 17 долл. в месяц при объёме использования до 2 часов в мес.;
- 7,5 долл. за час подключения в ЭВМ [15].
В 1982г. оплата услуг хранения данных в СУБД HISAM была снижена фирмой General Electric с 0,14 до 0,08 и 0,04 дол. за 1 кбайт в месяц в случаях использования подписки на 500 долл. и на 4000 долл. в месяц [13].
В качестве примера услуг обработки данных, которыми пользовались в 80-х годах информационные центры научно-технической информации, можно назвать услугу конвертирования баз данных из коммуникативного формата во внутренний формат информационно поисковых систем, цена которой в начале 80-х годов составляла 2500 долл. плюс плата, пропорциональная объёму баз данных и услуг перевода библиографических карточек в машиночитаемую форму с использованием оптического читающего устройства [9].
В США годовые затраты фирмы средних размеров в 1986г. на обработку данных оценивались в 1,65 млн. долл., а у крупной компании – входящих в число первой тысячи – в 3,15 млн. долл. Рост затрат на обработку информации в середине 80-х годов оценивался в 4,2% по сравнению с 7,4% в предыдущие годы. По оценкам 1986г. фирмы США затрачивали на поддержание систем обработки данных 3-5% своего бюджета, причём 58% организаций применяли экономические принципы при обслуживании внутренних потребителей, предусматривающие такие механизмы, как оплата услуг за счёт бюджета или даже реальные расчёты между подразделениями организации и отделом обработки данных. Проведённое исследование показало, что эффективно функционирующей можно считать такую систему, в которой выполняются следующие условия:
- пользователь понимает причину различий стоимости услуг системы;
- пользователь видит связь между объёмом использования услуг, их качеством и величиной;
- пользователь может активно участвовать в проектировании и развитии системы, предлагать и реализовывать новые приложения;
- пользователь несёт ответственность за результаты использования услуг системы [6].