8,9K подписчиков

Папье-маше и его роль в изготовлении предметов интерьера

336 прочитали

Папье-маше (от французского papier mâché – «жеванная бумага») называется материал, использовавшийся в XVIII – XIX вв. в России для формовки разнообразных предметов: архитектурных деталей, масок, осветительных приборов, ларцов, шкатулок и прочего.

В Европе папье-маше известен с XVI века. Пластическая масса изготовлялась из размельченной и размоченной бумаги и других волокнистых материалов с добавками мела, гипса, клея, глины и др. Из папье-маше создавали дешевые подражания резьбе по дереву, тисненой коже, каменным скульптурам и проч., отделанные снаружи красками и лаком так, что настоящий материал был скрыт.

Украшение из папье маше во Дворце усадьбы Кусково
Украшение из папье маше во Дворце усадьбы Кусково

Папье-маше использовали и археологи для снимков надписей на камнях. Для этого делали блин из нескольких слоев тонкой «шелковой» бумаги, склеенной жидким клейстером; в сыром виде этот блин накладывали на натертую жиром резную поверхность и плотно прижимали рукой или ударами жесткой щетки. Когда блин подсыхал – его снимали, получая, таким образом, рельефный отпечаток.

Ваза из папье-маше во Дворце усадьбы Кусково
Ваза из папье-маше во Дворце усадьбы Кусково

Для более грубой работы, например, подражания лепной работе, а также для создания масок, игрушек и проч. изготовляли сперва форму из гипса, дерева или металла. Форма была из нескольких частей, как при литье из металла. Гипсовую или деревянную форму пропитывали маслом и давали просохнуть; потом ее поверхность смазывали тонким слоем сала. Накладывали первый слой хорошей неклеенной бумаги, смазанной жидким клейстером и пальцами плотно прижимали к форме. Затем наклеивались и придавливались лоскуты более толстой бумаги, пока не образовывался слой необходимой толщины. Иногда для прочности края подклеивали полоской холста. После высыхания папье-маше предмет без труда отделяли от формы. Сплошные предметы делали из двух половинок, которые потом склеивали.

Подобным приемом делали и известные Лукутинские табакерки и ящички. Основа склеивалась столярным клеем из нескольких слоев тонкого картона. Просушенный предмет подправляли с помощью ножа и напильника, проваривали в конопляном масле с канифолью и сильно просушивали в горячей печи. После такой обработки картон приобретал свойства, напоминающие дерево. Для отделки напильником сглаживались неровности поверхности, она покрывалась несколькими слоями грунта на лаке и янтарного лака (каждый слой просушивался в печи и шлифовался), а затем наносили роспись.

Украшение из папье-маше в Парадной спальне Дворца
Украшение из папье-маше в Парадной спальне Дворца

Кроме того, использовали массу папье-маше. Для этого остатки бумаги и картона долгое время варили в котле с водой и толкли в ступе. Полученную массу смешивали с мелом, гипсом и столярным клеем или клейстером в разных пропорциях (в зависимости от рода изделий) и варили. В результате получалось пластическое тесто, которое надо было вдавливать в формы, смазанные салом, удаляя время от времени выдавливаемую из массы воду, до полного высыхания. Часто соединялись два способа: поверхность изделия делали из бумаги хорошего качества, а внутрь вбивалась для крепости грубая масса.

С помощью этой массы создавались украшения во Дворце графа Петра Шереметева. Свой любимый Большой дом он сделал «шуткой» — щедро наполнил его иллюзиями и бутафорией, как истинный владелец одного из крупнейших частных театров в стране. По периметру вестибюля в нишах выставлены массивные вазы с украшениями из фруктово-цветочных гирлянд. Искусная имитация под бронзу выполнена немецким мастером Иоганном Юстом, использовавшим гипс, алебастр и папье-маше.

Папье-маше (от французского papier mâché – «жеванная бумага») называется материал, использовавшийся в XVIII – XIX вв.-4