Найти в Дзене

Анализ рынков полуавтоматических стиральных машин Украины, Польши и Египта: куда выгоднее направить экспорт

Оглавление

На рынках трех рассматриваемых стран сложилась разная ситуация: в Египте он близок к насыщению и в основном сформирован местными производителями, в Польше и Украине, наоборот, имеет неплохой потенциал для развития, а доля импорта составляет немногим менее половины. Кроме того, при ввозе иностранных товаров на территорию Египта их стоимость увеличивается почти вдвое из-за необходимости уплаты большой таможенной пошлины и НДС. Хотя объем рынка этой страны почти в 10 раз больше, Украина и Польша могут представлять для экспортеров больший интерес из-за отсутствия таких жестких тарифных ограничений.

Стиральные машины по функциональности можно разделить на три категории: полностью автоматические, полуавтоматические и сушильные барабаны. В данном исследовании изучался рынок полуавтоматических стиральных машинок активаторного типа (коды ТН ВЭД 8450190000 и 8450120000) в трех странах: Украине, Польше и Египте.

Объемы производства

В официальной статистике обычно публикуются данные по общему производству стиральных машин без их разбивки по видам. Поэтому рассчитать объем выпуска полуавтоматических машинок активаторного типа можно по их доле в общем объеме по каждой стране в отдельности.

Оценка этих долей проводилась на основе мнений экспертов, а также анализа экспорта стиральных машин из Польши, Украины и Египта в 2019 и 2020 годах (долю производства конкретной категории товара можно косвенно оценить по ее доле в экспорте). После обработки и усреднения данных была получена структура рынка в изучаемых странах:

· Украина: автоматические стиральные машины — 60%, полуавтоматические — 40%;

· Египет: рынок более специфичен из-за климатических особенностей региона. Жители жарких стран предпочитают покупать более дешевые машинки-полуавтоматы (их доля 89%) и досушивать белье на открытом воздухе;

· Польша: ситуация прямо противоположная. Подавляющее большинство домохозяйств использует автоматические стиральные машины (98%), соответственно, доля машин активаторного типа составляет всего 2%.

В пересчете на реальные объемы выпуска стиральных машин динамика изучаемого рынка выглядит следующим образом.

-2

В 2020 году объем производства полуавтоматических стиральных машин активаторного типа увеличился во всех трех странах, при этом в Египте их выпускается примерно в 10 раз больше, чем в Польше и Украине.

Анализ импорта и экспорта

Объемы внешнеторговых поставок изучаемой категории товара в Польшу, Украину и Египет определялись по данным интернет-ресурса Trade Map. Проведенный анализ показал, что доля импорта в среднем составляет от 30 до 40% от объема производства, в зависимости от страны. Наибольший объем полуавтоматических стиральных машин ввозится в Египет, наименьший — в Украину. При этом Польша экспортирует значительно больше, чем ввозит (видимо, это определяется особенностями логистики в странах — членах ЕС), а Украина, наоборот, импортирует практически все оборудование для внутреннего потребления, а в другие страны поставляет незначительное количество. В Египте показатели импорта и экспорта сопоставимы с небольшим преобладанием последнего.

Объемы рынков Польши, Украины и Египта

На основании полученных данных можно определить общий объем рынка в каждой из трех стран. Для расчетов использовалась классическая формула:

Объем рынка = Объем производства + Объем импорта – Объем экспорта

-3

Рынок Египта значительно больше, чем двух других изучаемых стран. Отмеченное выше превышение экспорта над импортом в Польше обуславливает небольшой объем внутреннего рынка, который в 2020 году снизился примерно на четверть из-за падения объемов импорта более чем наполовину. В Украине ситуация более стабильна, рост рынка связан с увеличением внутреннего производства и небольшим снижением экспорта.

Емкость и насыщенность рынков

Емкость рынка — это потенциальный объем потребления в долгосрочной перспективе при наиболее благоприятном развитии всех влияющих на него факторов.

Для оценки емкости рынка полуавтоматических стиральных машин активаторного типа был проведен многофакторный анализ по следующей методологии:

· население каждой страны было поделено на пять групп в соответствии с уровнем дохода (на основании данных Института демографии НИУ ВШЭ);

· принималось, что поскольку полуавтоматические стиральные машины дешевле автоматических, то их основными потребителями являются представители первых двух групп (с наименьшими доходами);

· дополнительно учитывался средний размер домохозяйств в каждой стране и средний срок службы бытовой техники.

Далее вычислялся коэффициент насыщенности рынка, который равен отношению его текущего объема к емкости.

-4

Анализ перспективности рассматриваемых стран для налаживания экспортных поставок

Читайте в полной версии обзора на www.megaresearch.ru