Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Можно ли шутить над Церковью

ВЦИОМ опубликовал любопытные результаты опроса на тему чувства юмора граждан России. Оказалось, что 80% россиян считают, что нельзя шутить над церковью. 91% считает, что нельзя шутить над особенностями здоровья других людей. 69% считают, что нельзя шутить над национальностью, традициями и историей нашей страны.

Меня больше интересует отношение россиян к шуткам над церковью. Давайте обратимся к творчеству нашего светила Александра Сергеевича Пушкина. Что же он думал по поводу шуток над церковью?

В 1830 году он пишет "Сказку о попе и о работнике его Балде". В сказке говорится, как "поп толоконный лоб", прогуливаясь по базару, встретил мужика Балду и нанял его к себе работником за щелбаны и пропитание. Всему семейству попа Балда понравился, но сам поп его невзлюбил. Поп не хотел получать щелбаны, потому решил проучить Балду, дав ему невыполнимое задание: собрать оброк с чертей. Балда поручение выполняет. Поп вынужден расплачиваться:

Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка лишился поп языка,
А с третьего щелка вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной"
Кадр из мультфильма 1973 года "Сказка о попе и работнике его Балде".
Кадр из мультфильма 1973 года "Сказка о попе и работнике его Балде".

Поп символизирует жадность. Сама же сказка является сатирой над церковью. Что же получается, Пушкина теперь нужно отменить за шутки над церковью?

Давайте обратимся к творчеству русского писателя Николая Лескова. В повести "Полунощники" 1890 года он высмеивает святого Иоанна Кронштадтского. В очерках "Поповская чехарда и приходская прихоть" 1883 года и "Заметки неизвестного" 1884 года он высмеивает порочную жизнь священников.

Сложно переоценить вклад Льва Толстого в критику церкви. Он написал много религиозно-философских работ с обличением священников и церковного православия, и даже основал собственное учение. В "Исповеди" он пишет:

Сколько раз я завидовал мужикам за их безграмотность и неучёность. Из тех положений веры, из которых для меня выходили явные бессмыслицы, для них не выходило ничего ложного; они могли принимать их и могли верить в истину, в ту истину, в которую и я верил. Только для меня, несчастного, ясно было, что истина тончайшими нитями переплетена с ложью и что я не могу принять её в таком виде.

Советское сатирическое антирелигиозное искусство - тоже нельзя?

-3

По итогу мы имеем весьма скудные знания у большинства россиян об истории и традициях русской культуры. С одной стороны шутить над церковью и историей нельзя, с другой - мы имеем многовековую юмористическую антиклерикальную традицию. Люди либо не поняли суть вопросов, которые им задали, либо они плохо знают историю собственной страны, либо у них двоемыслие.

По всей видимости слово "шутка" большинством воспринимается как что-то негативное, десакрализующее. Поэтому большинство считает, что нельзя смеяться над священной церковью и историей России.