Найти тему
Валерия Массова

Статья из газеты «Искусство рядом»

Шерлок Холмс

Согласно Книге рекордов Гиннесса, Шерлок Холмс - самый популярный киногерой. За сто лет существования кино персонаж Дойла уподобился хамелеону, но это к лучшему - каждый может выбрать Холмса по душе.

 

Кто бы спорил, Бенедикт Камбербэтч - отличный актёр, но в Британии таких немало. Да, сыграл Шерлока, так их и до него было двести сорок четыре только в кино. В чём же магия двести сорок пятого Шерлока?

Конечно, кино- это не книга. Это творение кол лективное. Не один Бенедикт Камбербэтч создал

нового Шерлока Холмса. Этого героя материализуют ещё с докиношных времён. Начали в театре ещё при жизни Конан Дойла и больше века делают это во всех доступных форматах. В конце позапрошлого века Дойл попал точно в десятку - создал персонаж из тех, кого называют «вечными» образами, а они потому и «вечные», что не принадлежат своему времени, а имеют свойство разгуливать по материкам, временам и эпохам, вдохновляя потомков на интерпретации, модификации и вариации. Очередной сыщик-консультант должен был появиться просто потому, что насту пил новый век, а у каждого века должен быть свой Гамлет, свой Дон Жуан, свой доктор Фауст и своя достопочтенная мисс Марпл. Поэтому, когда два титана британского телевидения, Стивен Моффат и Марк Гэтисс, в 2005 году задумали сделать сериал про Холмса, это было, мягко говоря, неоригинально

Кстати, о внешности. Актёра Бенедикта Камбербэтча после выхода сериала с кем только не сравнили! Он, мол, похож на суриката, скаковую лошадь, выдру, ламу, крысу, рыбу-молот, инопланетного рептилоида и т.п. Он готов над этим шутить: «На днях я случайно прочёл в каком-то блоге, что у меня лошадиное лицо, идиотская фамилия и что как актёр я бездарен и туп. И если с последними двумя я ещё как-то могу поспорить, то с первыми, увы, - это у меня с детства». Именно после премьеры «Шерлока» внешность Камбербэтча вдруг стала притчей во языцех. В изгибе его губ тут же обнаружился «лук Купидона», а цвет глаз - он же просто удивительный! Чистый изумруд. Другие бубнили: «Ну и рожа!» Бледный, узкоплечий, с длинным лицом и маленькими, вздёрнутыми к вискам глазами. Да, примерно так всё и выглядит, если не любишь. А если полюбишь – появляются «Изумрудные» глаза. Это оптика любви, как же иначе? Умный Камбербэтч всей этой шумихой вокруг своей внешности немного озадачился, особенно званием «секс символа». Создатели фильма, конечно, планы имели самые смелые, но вот это точно не предусматривалось, а вышло, что и эту высоту взяли. Заставили полюбить почти уродливое создание.

Варианты

Гэтисс с Моффатом твёрдо помнили, что на момент знакомства с Ватсоном Холмсу было двадцать семь. Как мог выглядеть двадцатисемилетний человек конца XIX века, допустим мелкий чиновник, клерк или частный доктор? Чистая сорочка, ловко сидящий костюм, пальто, плащ и непременный головной убор. Аккуратная причёска, ухоженная растительность на лице. Не было специальных молодёжных фасонов, молодёжных причёсок и молодежного поведения. А тем более что взять с Холмса, практически равнодушного к своему внешнему облику? Посему выглядел он классически нейтрально- читай, безвозрастно, подразумевай - никак. Сейчас так выглядят лет в сорок. Самые известные английские Холмсы - Рэтбоун и Бретт - были весьма зрелыми людьми. Но все они были без возраста. Современный Холмс не мог быть таким. Он должен быть именно двадцатисемилетним - лёгким, резким, любопытным, нагловатым. Как подросток викторианской эпохи, но никак не молодой мужчина в районетридцати. Гэтисс, Моффат и Камбербэтч сочиняли героя викторианского, но в то же время современного. Этакого обаятельного мизантропа. Капризного, невыносимого, жестокого и притягательного. С кудрями а-ля «итальянский футболист», в пальто за 1500 фунтов, гаджетами и антиникотиновым пластырем вместо трубки. Но это всё внешнее. А что внутри? Мысль осенила Гэтисса с Моффатом одновременно: для того чтобы стать современным, Холмс должен быть не нормальным. Викторианский Холмс в нынешнем антураже был бы просто занудой, говорившим забавно очевидные вещи, и не более того. Он был бы немного замкнут - сейчас возле компьютеров полно таких замкнутых  зануд. Диванных аналитиков. Ну что, неужели псих? Банально же. Ведь каждый сколько-нибудь успешный сериал имеет героя с отклонениями, и совсем не простыми. У него может быть биполярное расстройство психики, расстройство аутистического спектра, шизофрения, паранойя или, на худой конец, пост травматическая амнезия. Камбербэтч это может. Ему не впервой играть героя «с особенностями». 

Но Шерлок Камбербэтча в итоге не стал ни со циопатом, ни аутистом. Правда, есть ещё одна версия. Некоторые психологи полагают, что Камбербэтч отлично изобразил нарциссического истерика. Из тех, что привлекают к себе внимание любыми способами и живут в режиме «сейчас что-нибудь отмочу». Они независимы, интеллектуальны, харизматичны и изображают гордых одиночек, хотя им позарез нужна публика и быть в центре внимания. Да, в камбербэтчевском Холмсе нечто похожее мерцает, но то, что сыграно, - почти не отклонение. Это практически норма, и можно не обращать на это внимания. Суть Шерлока совсем в другом.

Вторая половина

Шерлока-Камбербэтча создатели фильма знали заранее. Но вот Ватсон? Без Ватсона - деньги на ветер. Герою был нужен напарник со своей собственной «химией» и своими заморочками. Не тень, не оруженосец, а кто-то иной, который больше чем друг, ближе чем брат. «Душа» холодного интеллекта. Мартин Фримен пришёл в проект не сразу, но, когда появился и встал рядом с Камбербэтчем, стало ясно - вот они, Baker street boys. Между ними как-то сразу установилось единодушие. Ватсон не неуклюжий приятель, а очень способный коллега Шерлока.

В первой серии первого сезона Майкрофт Холмс «вербует» Ватсона, рассуждая о том, что тот самый подходящий товарищ Шерлоку. И не потому, что является его полной противоположностью. И не оттого, что Шерлоку непременно нужна нянька (Шерлок до этого как-то справлялся сам). Просто Майкрофт понимал, что этих двоих объединяет неистовая жажда приключений. И как бы Ватсон ни брыкался, изображая любовь к спокойной жизни, ему нужны подвиги, игра с опасностью, охота на зверя, на которую постоянно отправляется Холмс. Он - доктор, прошедший войну, а Шерлок - ребёнок, в неё играющий. Искренний, категоричный, резкий, гениальный инфантил. Верный друг и горе луковое для родителей и брата. Почему-то кажется, что именно с таким взглядом на Холмса создатели фильма попали в десятку. Всё-таки наше время - время поздно взрослеющих инфантилов. В двадцать семь и даже в тридцать европейский мужчина мегаполиса чаще всего не готов». Он в режиме поиска и стресса. Его нужно чуть-чуть направить, чуть-чуть поддержать, и он раскроется и зафонтанирует идеями, проектами, цепочками умозаключений. Инфантил видит мир во всей его полноте, но ему нужны няньки - в виде Майкрофта, Лестрейда, Молли Хупер. А Ватсон - нет, он не нянька, он такой сосед по песочнице, однополчанин в казаках-разбойниках. Почти брат. Почти второе «я». Как ангел-хранитель, который будет рядом, пока другие не подоспели. Или как белобрысая фея, которая порхает поблизости, любит, ворчит, опекает, обижается и прощает. Отстаёт на полшага, а потом догоняет и пытается «вправить мозги» своемубеспокойному другу. А какой ребенок больше всего не хочет взрослеть и в то же время готов сражаться за целую страну? И у кого есть такая фея-опекун? у Питера Пэна. Это, похоже, и есть главный ингредиент Шерлока Холмса ХХI века. Такой типаж невозможно себе представить в XIX и XX веках, только в текущем. Холмс Камбербэтча беззащитен и уязвим. Манипулятор Мориарти давно просчитал это, прежде чем понять, каким способом он «выжжет сердце» Холмсу. Зная, насколько тот ребёнок, нужно просто объявить, что игра закончилась. Мы тут посчитались, и ты выйдешь вон, потому что ты теперь не ты. Все разлюбили тебя, ты плохой, ты не справился! Ребёнку не под силу такое вынести. И ему остаётся только одно - сказать самому себе: «Умереть это ведь тоже большое и интересное приключение (Дж. Барри. «Питер Пэн»). Именно таков Холмс у Камбербэтча, и он идеально вписывается в на стоящее, оставаясь в то же время в своём викторианском Неверленде. Ведь только большие дети могут быть так современны, так консервативны, дотошны, категоричны и абсолютно отчаянны

в попытках доказать, что они уже большие. Шерлока Холмса никогда не существовало. Но он - высокоактивный концентрат очень многих архетипов прошлого, настоящего и, судя по всему, будущего. А отличный актёр Бенедикт Камбербэтч, пополнив мировой реестр вечных образов, в принципе может теперь тихо курить трубку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холмсоведение от Сабины Мустафаевой

АТРИБУТЫ

Все знают, что трубка-закорюка и кепка двухкозырка были у Холмса не всегда. Он, конечно, курил и трубку, и сигары, но этакую запоминающуюся загогулину привнёс театральный актёр Уильям Жиллет. Кепку, которая зовётся «диасталкер», пририсовал первый иллюстратор Сидни Пейджет- когда Холмс отправился расследовать тайну Боскомской долины. В Лондоне в подобном виде он мог появиться только по пути на вокзал, так одевались лишь на охоту. В британском сериа ле «Шерлок» это обыграли. Холмс надевает первую попавшуюся шапку, чтобы прикрыть лицо от журналистов, - и попадает в ней во все таблоиды. Однако мало кто знает, что не менее знаменитое пальто Холмса зовётся «ольстер» (по названию ирландского города). Оно без рукавов, под пелериной ничего нет. По бокам-дырки. И в пелерине тоже. У Пушкина точно такая же крылатка была.

MAHEPbI

Фразу «элементарно, Ватсон!» Холмс тоже нигде не говорил. Никто не объяснил почему. Причина - сословное деление общества и обязательный этикет. Если ты не пэр, то простолюдин. Те, кто посредине, - джентри и джентльмены (бездельники, живущие на доход) - из шкуры вон лезут, чтобы казаться ближе к первым, а не ко вторым. Ко всем старшим по рангу надо обращаться «сэр». Пэра надо называть с указанием титула. Их потомков - с титулом учтивости. Если у тебя ничего похожего нет, к твоей фамилии приплетаются любые другие звания - полковник, профессор, доктор или мистер. Мы нахально называем Ватсона по фамилии, а тогда его следовало величать доктором Ватсоном. Среди равных и хорошо знакомых возможно обращение по имени. Поэтому жена называла Ватсона Джоном, но Холмс старался добавить к его фамилии хоть какой-то эпитет. «Мой дорогой Ватсон», например. Хотя «элементарно!» Холмс всё-таки говорил (в рассказе «Горбун»).

СЭР КОНАН ДОЙЛ

Существует расхожее представление, согласно которому Холмс придуман литератором сэром Артуром Конан Дойлом. Прототип его - д-р Джозеф Белл, преподававший Дойлу в Эдинбургском университете, а Ватсон списан с литературного секретаря Дойла майора Вуда. Согласно легенде, Конан Дойл убил Холмса, но был вынужден воскресить его под нажимом фанатов. Благодаря Холмсу Дойл так и не стал серьёзным писателем. Никакая история английской литературы его не упоминает. Теккерей и Диккенс там есть, а Дойл - харей не вышел. Писал не для элит, а для низов. Так это или не так, уже неважно. Авторские права на сочинения д-ра Ватсона перешли в общественную собственность. Поэтому Холмса переиначивают все кому не лень.

САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ НАДРУГАТЕЛЬСТВО

Это комедия Билли Уайлдера «Личная жизнь Шерлока Холмса». Дабы избежать приставаний русской старухи-балерины, решившей родить от него гения, Холмс врёт, что у него роман с Ватсоном. В фильме «Без единой улики» Холмс - актёришка-алкоголик, нанятый стеснительным серым кардиналом Ватсоном на эту роль. В последнем российском «Шерлоке Холмсе» примерно то же: Ватсону по требованию издателя приходится героизировать реальные расследования неопытного юноши и тот начинает им соответствовать. А в «Расследованиях Мердока» Холмс-сумас шедший, сбежавший из психбольницы... 

TEATP

До революции пьесы о Холмсе ставили даже «на Малом театре». Первым русским Ватсоном был сын художника Валентина Серова Жорж Серофф в немой немецкой «Собаке Баскервилей». А пер вым русским Холмсом - артист Суворинского театра в Санкт-Петербурге Борис Глаголин. Од нажды, играя Холмса, он позволил себе антиполи цейскую отсебятину: «Знаю я вашу чрезвычайную и усиленную охрану!» За что был наказан антре пренёром.

КИНО

Согласно Книге рекордов Гиннесса, Шерлок Холмс - самый популярный киногерой. Холмс из «Шерлока» Бенедикт Камбербэтч и Холмс из «Элементарно» Джонни Ли Миллер по очереди играют в одном спектакле Виктора Франкенштейна и его монстра. Много раз писали, что нашего актёра Василия Ливанова в какой-то британской газете назвали лучшим континентальным Холмсом. А впоследствии приняли почётным членом Ордена Британской империи. В ответ артист заявил, что эта заслуга не его, а русской реалистической школы. Однако мало кто знает, что до Ливанова в советских телефильмах Холмса успели сыграть: Василий Лановой, Николай Волков, Сергей Юрский и Альгимантас Масюлис . Если вы не помните Холмса-Ланового, не печальтесь, он сам уже этого не помнит...

 

ДЕЛО НА ТРИ ТРУБКИ

Когда Холмс не знал, куда ему деть свой умище, он вынимал из сафьянового несессера шприц и делал себе инъекцию кокаина Тогда это не считалось предосудительным, кокаин использовали как анестетик и запретили только в 1922 году. Во время размышлений Холмс играл на скрипке мотеты Лассо или курил. Чтобы отыскать разгадку самого запутанного преступления, ему было достаточно трёх трубок. Он так и говорил: «Это дело на три трубки!» В британском сериале «Шерлок» их заменили три антиникотиновых пластыря.

РАНЕНИЯ И ЖЕНИТЬБЫ Д-РА ВАТСОНА 

У Ватсона дырявая память. Поэтому в одном рас сказе он ранен в ногу, в другом - в плечо. Изначально у него имелся щенок-бульдог, который не заметно исчез. Ватсон то живёт на Бейкер-стрит, то съезжает к жене, из-за чего возникла гипотеза, что он состоял в браке не меньше шести раз. Этому всему тоже необходимо найти новое объяснение.

ТА ЖЕНЩИНА

Как все выпускники британских престижных колледжей, Холмс чурался противоположного пола. Но дважды вспоминает «ту женщину» Ирен Адлер, сумевшую его перехитрить. В пародиях им приписывают тайный роман и даже совместное потомство. Хотя в советских анекдотах Холмсу и Ватсону случалось быть гомосексуалистами. В сериале «Шерлок» современная миссис Хадсон заявляет, что не видит в том ничего экстраординарного. Чтобы избежать пересудов, во втором се зоне д-ра Ватсона женили, а на роль миссис Ватсон пригласили жену играющего его актера.

ПОПУЛИЗМ

Аристократов в книгах о Шерлоке Холмсе мы почти не видим, в основном «третье сословие. - мелкую буржуазию. Богатым быть можно лишь по рождению. Возможность легального заработка ничтожна. Военные пенсии нищенские. Сокровища, награбленные в колониях, счастья не приносят. Поэтому все они, по выражению эмигранта Чичваркина, «неспособныши» и потенциальные «нищеброды». Занятий, которые могли бы дать независимость женщинам, - раз-два и обчёлся! Девицы идут в горничные и компаньонки. Только Ирен Адлер - в авантюристки. Рабочих, которых нам показывают лишь однажды (в «Знаке четырëх), за людей не считают. Андаманских аборигенов демонстрируют в клетках на площадях. Полицейские чиновники тупы и бездушны. Правды нет и выше... И тут появляются иллюстрированные журналы, а в них - Шерлок Холмс. Воплощенная социальная справедливость». Если не для всех, то уже для более широкого круга клиентов. Именно это и было главной причиной его популярности. Однако работяги или трудовые мигранты даже не помышляли заявиться на приём к Холмсу.

СОВЕТСКОЕ ВИКТОРИАНСТВО

В советских фельетонах и радиопьесах для Холмса

выдумывали соответствующие этому грандиозные преступления. Кражу из Лувра статуи Ники Самофракийской, совершённую пришельцами из будущего. Или похищение пирамиды фараона Хеопса у египетских колониальных властей. В августе 1957 года Холмс был в городе Касимов на Оке по поводу затянувшегося расследования браконьерского лова рыбы работниками рязанской райпрокуратуры. В 1969 году посетил Москву по приглашению МУРа, чтобы расследовать на шумевшее дело о похищении смеха из Театра сатира , а также случай с «потерей самоуважения» гражданином Бабухиным П.М.

(P.S. это специально свёрстанная газета в рамках дисциплины университета ТвГУ, в открытом доступе ее не найти)