Найти тему
На берегах Терека

УВОД НАИБОМ АХВЕРДЫ-МАГОМОЙ ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО АУЛА ИЗ-ПОД КРЕПОСТИ ГРОЗНОЙ И ЭКСПЕДИЦИЯ А.В.ГАЛАФЕЕВА В ХАНКАЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ

С распространением прокламаций среди чеченских обществ, наступило относительное затишье в предгорьях Северо-Восточного Кавказа и часть жителей отнеслась к ним вполне благосклонно. Прознав о смене настроений среди части чеченцев, которые открыто выражали недовольство назначением наибом Джеват-хана Хунзахского и др., имам Шамиль срочно направил к ним своего лучшего кавалерийского командира наиба Ахверды-Магому. На рассвете 10 сентября он во главе 2000 горцев неожиданно напал на селение Атчихи-Юрт и несмотря на быструю помощь, оказанную из крепости Грозной, смог увести большую часть жителей в горы. Удачно избежав встречи с пехотным батальоном, Донским полком и 2½ сотнями линейных казаков под начальством генерала А.В.Галафеева, мюриды удалились в леса. После удачного рейда они расположились в ауле Герменчук с намерением атаковать зажиточное чеченское селение Старый-Юрт, расположенное сразу за Терским хребтом и старинное село Брагуны напротив казачьей станицы Щедринской. Лазутчики своевременно сообщили о намерениях мюридов, и военная администрация приняла соответствующие меры предосторожности, вынудившие наиба Ахверды-Магому временно отказаться от посещения Терского побережья.

Осознав всю бесполезность дальнейшего ожидания возвращения чеченцев на прежние места жительства, генерал А.В.Галафеев возобновил подготовку военной экспедиции в Большую Чечню. Для увеличения численности подразделений под своим командованием, он позаимствовал из “Сунженского отряда” 2 пехотных батальона, Донской казачий полк под №35, 250 линейных казаков и 4 орудия, чем ослабил позиции правительственных войск в северо-западной части региона. Дождавшись прибытия всех подразделений в крепость Грозную, 21 августа “Чеченский отряд” направился в Ханкальское ущелье, повсеместно уничтожая оставленные жителями селения, хутора, сельскохозяйственные угодия и многочисленные стога сена. Регулярно случались перестрелки с чеченцами при следовании вблизи лесных массивов, особенно сильная произошла при переходе в брод реки Аргун у селения Большой Чечен. В следствии чего, из состава действующих войск выбыли 1 убитый и 1 раненый офицер, также 11 нижних чинов, а линейцы Моздокского полка на время лишились выбывшего из строя по контузии хорунжего Е.В.Баскакова «из дворян» станицы Ищёрской.

-2

В свою очередь имам Шамиль, потерпев серьезное поражение у родового аулы Гимры 14 сентября, быстро покинул горы Аварии. Малочисленные подразделения под командованием генерала барона Ф.К.Клюки-фон-Клугенау не имели возможности последовать в глубь горных отрогов, по этой причине и остались на месте для прикрытия тарковских селений от возможных вторжений мюридов. Избежав полномасштабного преследования, партии мюридов не торопясь проходили горские общества, присоединяя в свои ряды новых новобранцев, тем самым восполняя понесенные потери. Как правило, после проигранного сражения, пока еще не была организована четкая структура армии горцев, они быстро расходились по своим семьям. По этой причине, главнейшей заботой имама Шамиля в это время стало пополнение своих войск, чем он и занялся, прибыв в селение Герменчук 23 августа. Во все окрестные общества отправились его доверенные лица, которые сумели убедить значительное количество чеченцев встать под знамена мюридизма. Подобное положение лишний раз подтвердило, что прокламациями и переговорами добиться замирения, хотя бы части селений уже не получится, поэтому новый виток конфронтации стал неизбежен.

Примерно в это время генерал А.В.Галафеев отдавая должное мужеству простых российских солдат и пересмотрев свое мнение о чеченцах после сражения у речки Валерик, написал: «Должно отдать также справедливость чеченцам; они предприняли все, чтобы сделать успех наш сомнительным. Выбор места, которое они укрепляли завалами в течение трех суток; неслыханный дотоле сбор в Чечне, в котором были мичиковцы, жители Большой и Малой Чечни, бежавших надтеречных и всех сунженских деревень, с каждого двора по одному человеку; удивительное хладнокровие, с которым они подпустили нас к лесу на самый верный выстрел; неожиданность для нижних чинов этой встречи - все это вместе могло бы поколебать твердость солдата и ручаться им за успех, в котором они не сомневались...»

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.