1 подписчик

правленческий аппарат древнеегипетского государства

Управленческий аппарат древнеегипетского государства, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной службой. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления. Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата определила существование здесь особых групп лиц, получивших название «послушных призыву». Каждая из этих групп не была однородной. В одну из них могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место в управлении. «Послушные призыву» — это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь «послушных призыву» и состоять в группе «послушных призыву» своего господина. Особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций они могли передавать своим «послушным призыву». Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. «Большие послушные призыву царя» возглавляли 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè 51 все высшие ведомства в государстве, в которых служили их «послушные призыву»1. Древние надписи говорят о «начальнике послушных призыву дома его величества», ведавшего, по всей видимости, дворцовым хозяйством, о «начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество», о «начальнике послушных призыву местопребывания царя», т.е. собственно дворцовых слуг, и пр. Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Из общей массы «слуг царя» выделялись так называемые неджес (маленькие), а среди них — сильные неджес. Их появление было связано с развитием частного землевладения, торговли, рынка. Простолюдин в отличие от благородного обозначался термином «мерет». К концу эпохи Древнего царства светская аристократия добилась почти полной независимости. В период Среднего царства она сохранила и упрочила свои привилегии. Во время Нового царства ее положение изменилось к худшему. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно переместился в сторону выходцев из нетитулованных слоев общества (чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов). Так, дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по его окончании получить ту или иную чиновничью должность2. Наряду с неджес в это время появилась и особая категория египетского населения, близкая к ним по положению, обозначаемая термином «немху». В нее включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Огромное влияние на общество оказывало жречество. Оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление.