Найти тему
TechInsider

Зачем нужны самолёты ДРЛО: неочевидные бонусы «летающих радаров»

В системах ПВО используется множество различных радаров. Основными являются наземные РЛС разной дальности и назначения, небольшие радиолокаторы есть также у каждого самолёта. Даже этого обилия оказывается недостаточно, поэтому все страны с сильными ВВС обзавелись ещё и самолётами дальнего радиолокационного обнаружения.

    Зачем нужны самолёты ДРЛО: неочевидные бонусы «летающих радаров»
Зачем нужны самолёты ДРЛО: неочевидные бонусы «летающих радаров»

У российских вооружённых сил свой термин - самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).

История их применения насчитывает уже почти полвека. Главная задача таких самолётов - обнаруживать с большого расстояния объекты противника в воздухе и координировать действия собственных истребителей. Тем же самым может заниматься и наземный комплекс РЛС, однако "летающий радар" может действовать в тех зонах, где развернуть наземную станцию невозможно или затруднительно. Поэтому первыми их начали применять в морской авиации. Наземные РЛС также плохо работают в горах и за линией фронта.

Все самолёты этого типа можно условно поделить на два типа. Более простые только обнаруживают цели и передают их координаты наземному командованию и пилотам обслуживаемых истребителей (ДРЛО). Даже в таком упрощённом варианте самолёт ДРЛО приносит существенную пользу, поскольку его дальнобойный радар позволяет своим истребителям "видеть" цели с расстояния в несколько десятков километров, при этом оставаясь в тени и не выдавая себя противнику собственными радиоимпульсами. Более продвинутые (ДРЛОиУ) могут также вести цели и координировать действия эскадрильи истребителей.

   Boeing E-3 Sentry американской системы AWACS.U.S. Air Force. Public domain
Boeing E-3 Sentry американской системы AWACS.U.S. Air Force. Public domain

Российские самолёты ДРЛО

В ВКС России используются самолёты ДРЛОиУ А-50, созданные в 1978 году на базе Ил-75. Поскольку электроника устаревает быстро, часть из них были модернизированы до версии А-50У. По информации Минобороны РФ, такой самолёт способен одновременно вести до 50-60 целей и координировать действия 10-12 своих истребителей, оставаясь в воздухе без дозаправки до 4 ч.

В 2017 году состоялся первый полёт самолёта ДРЛО новейшего поколения А-100. По имеющимся на сегодняшний день сведениям, на вооружение он должен поступить в 2024 году.