Найти тему
Истории от историка

Норманнизм — не научная теория, а политическая фальсификация

Вот уже без малого триста лет, как‏ в русской‏ историографии‏ существует недобрая традиция: каждый исследователь древней русской истории обязан высказать своё отношение к‏ норманнской теории. Такое положение вещей не может не‏ вызвать,‏ мягко говоря,‏ недоумения. Если теория эта истинна,‏ то‏ почему она‏ до сих пор не представила‏ неопровержимых доказательств‏ своей правоты?‏ Если же её постулаты ложны, то‏ чем объяснить учёный авторитет и завидное долголетие этого теоретического заблуждения?

Ответить‏ на эти‏ вопросы,‏ как мне‏ кажется, можно‏ словами Монтескьё: есть вещи, о‏ которых‏ продолжают‏ говорить потому,‏ что о‏ них однажды‏ было‏ сказано.

Кем сказано‏ первое слово норманнской теории, хорошо‏ известно. Конечно,‏ не‏ тем Киево-Печерским монахом, которого мы привыкли называть Нестором‏ (для его‏ уха‏ было привычнее‏ — Нестер) и который с‏ лёгкой руки‏ В.‏ О.‏ Ключевского часто‏ именуется первым норманнистом.‏ Летописный рассказ‏ о‏ призвании князей‏ ни одной своей строкой, ни‏ одним словом‏ не‏ даёт‏ повода для отождествления Рюриковой‏ «руси» со‏ скандинавами.

Итак, на‏ минуту‏ забудем‏ обо всех аргументах‏ норманнистов и антинорманнистов,‏ которые прозвучали‏ за‏ последние 250‏ лет. Представим,‏ что мы впервые читаем отрывок‏ «Повести‏ временных‏ лет», с‏ которого все‏ началось. Даю‏ в‏ переводе (под‏ 862 годом): «...И послали гонцов‏ к варягам,‏ к‏ руси. Ибо те варяги, к которым отправилось посольство,‏ звались русь,‏ как‏ другие варяги‏ зовутся свеи, другие урмане, агняне‏ (здесь —‏ даны),‏ иные‏ готы; так‏ и эти звались‏ русь».

Русь, говорит‏ летописец,‏ зовётся варягами,‏ подобно другим народам — шведам,‏ норвежцам и‏ т.‏ д.

То‏ есть все скандинавы, с‏ точки зрения‏ древнерусского книжника‏ XI‏ века‏ — это «другие»,‏ не русь.

В другом‏ месте: «Новгородцы‏ же‏ те люди‏ от варяжского‏ рода, а прежде были словене»‏ —‏ фраза,‏ которая неоспоримо‏ утверждает славянское‏ происхождение пришедших‏ на‏ Русь варягов.

Одновременно‏ норманнисты оставили без внимания недвусмысленное‏ и важнейшее‏ замечание‏ летописца из недатированной части «Повести временных лет»: «А‏ словенский язык‏ и‏ русский одно‏ есть».

Язык в данном случае —‏ народ, племя.

Непредвзятое‏ чтение‏ «Повести‏ временных лет»‏ исключает саму возможность‏ постановки вопроса‏ о‏ скандинавском происхождении‏ варягов и русов. Норманнизм —‏ это научная‏ теория,‏ которая‏ не должна была возникнуть‏ при правильном‏ чтении источников.‏ Капитальный‏ позор‏ и скандал в‏ истории русской науки.

Тем‏ не менее‏ провозглашённая‏ норманнистами несусветная‏ дичь странным‏ образом приобрела со временем научную‏ респектабельность.‏ Вот‏ почему я‏ считаю необходимым‏ показать шаткие‏ основы,‏ на которых‏ покоится громоздкое здание современного норманнизма.

Рассмотрение‏ вопроса в‏ его‏ историческом развитии часто бывает лучшей критикой. Иные научные‏ теории имеют‏ вид‏ преуспевающего дельца‏ с тёмным прошлым, в которое‏ нелишне заглянуть,‏ прежде‏ чем‏ вести с‏ таким человеком какие-либо‏ дела. Разумеется,‏ в‏ мои задачи‏ не входит дать полную историографию‏ норманнской теории.‏ Я‏ ограничусь,‏ главным образом, взглядами отцов-основателей,‏ потому что,‏ во-первых, эпигоны‏ никому‏ не‏ интересны, а во-вторых,‏ основоположники норманнизма сказали‏ почти все‏ существенное,‏ последующие поколения‏ норманнистов занимались,‏ так сказать, огранкой и шлифовкой.

Итак,‏ сегодня‏ уже‏ можно с‏ уверенностью говорить‏ о том,‏ что‏ норманнизм возник‏ не как научная теория, а‏ как пропагандистский‏ ответ‏ на политический запрос шведского экспансионизма.

Широкая военная экспансия Швеции‏ в XVI—XVII‏ веках‏ стала полной‏ неожиданностью для её соседей. Шведские‏ короли сразу‏ вырабатывают‏ особый‏ стиль внешней‏ политики: агрессивный, смелый,‏ на грани‏ риска.

Шведская‏ экспансия
Шведская‏ экспансия

В 1523‏ году на шведский престол садится‏ Густав I, ‏ основатель‏ династии‏ Ваза. Он провозглашает лютеранство‏ государственной религией‏ и вступает‏ в‏ многолетнюю‏ распрю с Данией.‏ Затем его взор‏ обращается на‏ восток.‏ На исходе‏ своего правления‏ Густав вмешивается в Ливонскую войну, ‏ в‏ ходе‏ которой закладывается‏ основной принцип‏ восточной политики‏ Швеции‏ на следующие‏ полтораста лет: оттеснить московитов как‏ можно дальше‏ от‏ Прибалтики. В королевском послании 1555 года к магистру‏ Ордена говорится, ‏ что‏ «вполне спокойными‏ соседние державы могут считать себя‏ только в‏ том‏ случае, ‏ если московские‏ владения будут совершенно‏ отрезаны от‏ моря…».‏ Разгром Ливонского‏ ордена воеводами Ивана Грозного временно‏ срывает эти‏ планы.

Юхан‏ III‏ (1568—1592) идёт дальше отца.‏ В его‏ намерения входило‏ полностью‏ отрезать‏ Россию от морей‏ — не только‏ от Балтийского, ‏ но‏ и от‏ Белого. Планировалось‏ захватить всё русское побережье Финского‏ залива, ‏ Кольского‏ полуострова, Северной‏ Карелии, устье‏ Двины и‏ прочертить‏ новую русско-шведскую‏ границу по Онеге и Ладоге‏ через Нарову.‏ Историки‏ нарекут этот плод политического сумасшествия «Великой восточной программой».‏ На деле‏ шведам‏ при Юхане‏ III удаётся завладеть только Нарвой, ‏ где «по‏ обычаю», ‏ как‏ выразился начальник‏ экспедиции фельдмаршал Понтус‏ Делагарди, было‏ вырезано‏ несколько тысяч‏ горожан, в том числе женщин‏ и детей.

Густав‏ Адольф‏ подтвердил‏ верность «Великой Восточной программе», ‏ заявив уже‏ в начале‏ своего‏ правления: ‏ «Русские — наш‏ давний наследственный враг».

Отвечая‏ на этот‏ политический‏ запрос, шведская‏ историография не‏ замедлила заняться подлогами и фальсификацией‏ русской‏ истории.‏ Почин в‏ этом деле‏ принадлежал шведским‏ дипломатам.

Шведская‏ агрессия против‏ Руси в Смутное время
Шведская‏ агрессия против‏ Руси в Смутное время

На рассвете‏ 16 июля‏ 1611‏ года четырёхтысячное шведское войско под началом генерала Якоба‏ Делагарди атакует‏ новгородские‏ укрепления в‏ районе Чюдинцовой башни. Изменник —‏ холоп Иванко‏ Шваль‏ —‏ открывает шведам‏ ворота, и те‏ с ходу‏ врываются‏ в город.‏ Отряд московского воеводы Бутурлина отступает‏ без боя.‏ Разрозненные‏ очаги‏ сопротивления гаснут один за‏ другим. Победители‏ вне себя‏ от‏ восторга‏ и сами не‏ верят своему счастью.‏ Участник штурма‏ Матвей‏ Шаум потом‏ напишет, что‏ шведы завладели многолюдным городом «малым‏ трудом», ‏ «почти‏ не ведая, ‏ как это‏ случилось… так‏ что‏ едва 100‏ или 150 человек погибло из‏ наших».

Сбылась мечта‏ нескольких‏ поколений шведских политиков и военных: Новгород — владение‏ шведской короны!

Под‏ давлением‏ Делагарди новгородские‏ власти соглашаются признать здравствующего шведского‏ короля Карла‏ IX‏ своим‏ покровителем и‏ сверх того обращаются‏ к нему‏ с‏ просьбой прислать‏ одного из двух наследных принцев‏ (Густава Адольфа‏ или‏ Карла‏ Филиппа), с тем чтобы‏ всем миром‏ принести ему‏ присягу‏ как‏ царю и великому‏ князю Московскому и‏ Владимирскому.

Подписывая эту‏ бумагу, ‏ новгородцы отнюдь‏ не чувствуют‏ себя предателями общерусского дела. В‏ 1611‏ году‏ Московское государство‏ переживает тяжелейший‏ период смуты‏ и‏ буквально расползается‏ на лоскуты. По стране рыскают‏ польско-литовские банды‏ и‏ «воровские» казаки, в Калуге царствует Марина Мнишек. Кто-то‏ вслед за‏ Москвой‏ присягает польскому‏ королевичу Владиславу, а воеводы Первого‏ ополчения тем‏ же‏ летом, ‏ надеясь получить‏ от Швеции подмогу‏ против поляков, ‏ составляют‏ приговор о‏ том, что «все чины Московского‏ государства признали‏ старшего‏ сына‏ короля Карла IX… достойным‏ избрания великим‏ князем и‏ государем‏ московитских‏ земель».

В эти дни‏ образованные русские люди, ‏ несомненно, подмечали‏ удивительное‏ сходство происходящего‏ на их‏ глазах с событиями, которыми открывается‏ рассказ‏ «Повести‏ временных лет»‏ о начале‏ Русской земли.‏ Русская‏ история как‏ будто совершила полный цикл, чтобы‏ начать новый‏ круг‏ с прежнего зачина — призвания иноземных князей.

Между тем‏ в октябре‏ 1611‏ года внезапный‏ приступ ярости сводит Карла IX‏ в могилу; ‏ опустевший‏ престол‏ переходит к‏ его старшему сыну‏ — Густаву‏ II‏ Адольфу. В‏ начале следующего года новый король‏ принимает приехавшего‏ из‏ Новгорода‏ Петра Петрея де Ерлезунда, ‏ который совмещает‏ должности придворного‏ историографа‏ и‏ фискала. Петрей —‏ доверенное лицо его‏ отца, опытный‏ дипломат‏ и знаток‏ России, где‏ он провёл не один год‏ и‏ затем‏ ещё дважды‏ ездил с‏ королевскими поручениями.‏ С‏ собой он‏ привёз документ, подписанный светскими и‏ духовными властями‏ Новгорода‏ от имени всех людей Московского государства, — официальное‏ подтверждение их‏ готовности‏ целовать крест‏ шведскому королевичу. Петрей обращает внимание‏ Густава Адольфа‏ на‏ обоснование‏ этого решения: ‏ русские, говорится в‏ документе, призывают‏ правителя‏ из Швеции‏ ввиду того, что прежние русские‏ государи от‏ Рюрика‏ до‏ царя Фёдора Ивановича «и‏ корень их‏ царьской от‏ их‏ же‏ Варежского княженья… был».

Король‏ и придворный историограф‏ обмениваются счастливыми‏ взглядами.‏ Какая великолепная‏ находка, и, ‏ главное, как кстати!

Шведы, разумеется, ‏ отлично‏ осведомлены‏ о том, ‏ что варягами‏ русские называют‏ не‏ их одних, ‏ а все народы, живущие вокруг‏ Балтийского моря.‏ И‏ тем не менее при встрече с новгородским посольством‏ они идут‏ на‏ прямую подделку‏ содержания переговоров.

В начале лета 1613‏ года принц‏ Карл‏ Филипп, ‏ младший брат‏ короля, наконец, выезжает‏ в Россию, ‏ чтобы‏ короноваться царским‏ венцом. Он останавливается в Выборгском‏ замке, откуда‏ посылает‏ гонцов‏ в Новгород с известием‏ о своём‏ приезде. Шведская‏ делегация‏ ещё‏ не знает, что‏ в России больше‏ не нуждаются‏ в‏ заморских государях.‏ 11 июля‏ в Успенском соборе московского Кремля‏ Михаил‏ Фёдорович‏ Романов венчан‏ на царство.‏

Новгородские власти‏ пребывают‏ в растерянности.‏ В Москву срочно отправляется одно‏ посольство, в‏ Выборг‏ — другое, под началом архимандрита Спасо-Хутынского монастыря Киприана.‏ В его‏ полномочия‏ входит «только‏ поздравить с приездом его княжескую‏ милость от‏ Новгородской‏ области, ‏ и чем‏ скорее, тем лучше, ‏ сопровождать его‏ в‏ Новгород…».

28 августа Карл‏ Филипп, крайне недовольный проволочкой, принимает‏ новгородских послов.‏ Дабы‏ подчеркнуть‏ древность корней новгородского суверенитета‏ Киприан упомянул‏ «варяжское княжение»‏ Рюрика.‏ Но‏ шведы в официальном‏ протоколе исказили слова‏ архимандрита. Согласно‏ записи‏ шведской стороны‏ Киприан будто‏ бы заявил, что «новгородцы по‏ летописям‏ могут‏ доказать, что‏ был у‏ них великий‏ князь‏ из Швеции‏ по имени Рюрик, несколько сот‏ лет до‏ того, ‏ как Новгород был подчинён Москве, и по их‏ мнению, было‏ весьма‏ важно иметь‏ у себя своего великого князя, ‏ а не‏ московского».

Между‏ тем‏ на Руси‏ того времени чётко‏ отделяли шведов‏ от‏ призванных на‏ Русь варягов. Так, в Оболенском‏ списке Псковской‏ первой‏ летописи‏ (редакция середины XVI века)‏ под 1548‏ годом о‏ зарождении‏ королевской‏ власти в Швеции‏ сказано следующее: «Исперва‏ не бе‏ в‏ них короля, ‏ но князь‏ некий от иныя земля начат‏ владети‏ ими, ‏ яко же‏ и у‏ нас в‏ Руси‏ приидоша князи‏ от варяг и начаша владети‏ Рускою землею».

Ипатьевская‏ летопись‏ (Ермолаевский список) прямо сообщает в статье под 1305‏ г., что‏ «Поморие‏ Варязское» находится‏ за «Кгданьском» (польским Гданьском, немецким‏ Данцигом), то‏ есть‏ на‏ южном берегу‏ Балтики, в славянском‏ Поморье.

Варяжское (Славянское)‏ Поморье‏ "к западу‏ от Гданьска»
Варяжское (Славянское)‏ Поморье‏ "к западу‏ от Гданьска»

К счастью, сегодня мы‏ знаем, как‏ на‏ самом‏ деле звучал этот отрывок‏ из речи‏ Киприана. Со‏ слов‏ Ганса‏ Флориха секретарь принца‏ Даниэль Юрт де‏ Гульфред записал‏ это‏ место из‏ речи Киприана‏ следующим образом: «На что архимандрит‏ отвечал… ‏ что, ‏ как то‏ явствует из‏ старинных летописей, ‏ имели‏ новгородские господа‏ испокон у себя своего великого‏ князя. И‏ что‏ с самого начала никаких дел с московскими господами‏ не имели.‏ И‏ ещё оповестил‏ о том, что последний (привет толмачу! ‏ — С.‏ Ц.) из‏ их‏ великих князей‏ был из Римской‏ империи по‏ имени‏ Родорикус (и ещё‏ раз привет. — С. Ц.)».

Первое‏ слово норманнизма‏ сказано.‏ И, ‏ как видим, слово это‏ — сознательная‏ фальсификация, не‏ имеющее‏ ничего‏ общего с научным‏ исследованием. Рюрик впервые‏ в истории‏ объявлен‏ шведским конунгом‏ — без‏ малейших исторических оснований и научных‏ изысканий, ‏ исключительно‏ в интересах‏ политической конъюнктуры.

Историография, ‏ впрочем, тотчас‏ приходит‏ на помощь‏ политике.

Уже в следующем году упомянутый‏ Пётр Петрей‏ публикует‏ свою «Историю о великом княжестве Московском», где подробно‏ освещается древняя‏ история‏ России и, ‏ в частности, вопрос о происхождении‏ варягов и‏ Рюрика.‏ Ход‏ его рассуждений‏ таков: хотя русские‏ называют варягами‏ многие‏ народы, живущие‏ по обоим берегам Балтийского моря, ‏ разуметь под‏ ними‏ нужно‏ именно шведов. Почему? Да‏ потому что‏ в русских‏ летописях‏ сказано, ‏ что славяне, прежде‏ чем подчиниться варягам, ‏ вели с‏ ними‏ длительную войну.‏ Между тем‏ в шведских хрониках и преданиях‏ (а‏ на‏ самом деле‏ в исторических‏ фантазиях шведских‏ историков)‏ «есть ясные‏ известия, что шведы с русскими‏ вели сильные‏ войны, ‏ взяли страну их и области вооружённою рукой, покорили, ‏ разорили, опустошили‏ и‏ погубили её‏ огнём и мечом до самой‏ реки Танаис‏ (Дон.‏ —‏ С. Ц.)‏ и сделали её‏ своею данницей».

«Оттого‏ кажется‏ ближе к‏ правде, — заключает Петрей, —‏ что варяги‏ вышли‏ из‏ Швеции или имели главного‏ вождя, который, ‏ может быть, ‏ родился‏ в‏ области Вартофта, в‏ Вестертландии, или в‏ области Веренде‏ в‏ Смаланде, вероятно, ‏ назывался вернер‏ и оттого варяг, а его‏ дружина‏ —‏ варяги…».

Ну а‏ поскольку никаких‏ Рюриков шведская‏ история‏ не знает, ‏ то в ход идёт следующий‏ аргумент, незабвенный‏ в‏ веках: «Русские не могут так правильно произносить иностранные‏ слова, как‏ мы, ‏ но прибавляют‏ к ним лишние буквы, особливо‏ когда произносят‏ собственные‏ имена, ‏ так Рюрик‏ мог называться у‏ шведов —‏ Эрик, ‏ Фридерик, Готфрид, ‏ Зигфрид или Родриг, Синеус —‏ Сигге, Свен, ‏ Симон‏ или‏ Самсон, Трувор — Туре, ‏ Тротте или‏ Туфве».

Вот на‏ таких‏ словесных фокусах до сих‏ пор покоится научная база норманнизма.

Книга‏ Петрея‏ де Ерлезунда‏ о Московии
Книга‏ Петрея‏ де Ерлезунда‏ о Московии

Петрей‏ вводит в свою книгу и‏ сфабрикованную‏ с‏ его участием‏ выборгскую речь‏ архимандрита Киприана, ‏ которая‏ в его‏ передаче звучит так: »…Новгородская область, ‏ до покорения‏ её‏ московским государем, имела своих особенных великих князей, которые‏ и правили‏ ею; ‏ между ними‏ был один, тоже шведского происхождения, ‏ по имени‏ Рюрик, ‏ и‏ новгородцы благоденствовали‏ под его правлением».‏ Статус «исторического‏ свидетельства»‏ эта фальшивка‏ получит в 1671 году, с‏ выходом в‏ свет‏ «Истории‏ шведско-московитской войны XVII века».‏ Её автор, ‏ Юхан Видекинди, ‏ вложит‏ в‏ уста Киприана следующие‏ слова: «Из древней‏ истории видно, ‏ что‏ за несколько‏ сот лет‏ до подчинения Новгорода господству Москвы‏ его‏ население‏ с радостью‏ приняло из‏ Швеции князя‏ Рюрика…».

Но‏ Петрей лишь‏ откладывает историографическое яйцо норманнизма, которое‏ ещё нужно‏ высидеть.‏ Этим займутся следующие поколения шведских историков.

Но об этом‏ в следующий‏ раз.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

-5

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.