83K подписчиков

Снова про аниме, но теперь со знанием дела

1K прочитали
Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры.

Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры. Немедленно после публикации я начал получать письма и комментарии. Выяснилось, что я невольно привёл в действие Закон Каннингема: "Лучший способ получить правильный ответ в интернете — не задать вопрос, а написать заведомо ошибочный ответ".

Пожалуй, читатели меня переубедили — теперь я гораздо лучше ориентируюсь в жанре, и даже собираюсь скачать несколько аниме, которые мне особенно нахваливали. Ниже я публикую полученные письма и некоторые комментарии к посту. Мой изначальный пост можно прочесть вот здесь (
ссылка на ЖЖ, ссылка на Дзен).

<…>

Анонимный читатель. Я большой ценитель аниме — уже лет 12 практически не смотрю западные фильмы/сериалы, в основном только аниме, в личной библиотеке около 250 сериалов.

Про просмотренное вами — список не самый удачный, хотя, вероятно, популярный среди молодежи, особенно среди парней 14+. В этом смысле вы идею уловили верно: часто аниме рассказывают про "непонятого подростка в углу класса и его травлю". Но это не совсем то — и тот же "Ванпачмэн" ближе к западным комиксам. Порекомендую несколько других тайтлов.

1. В аниме есть такой жанр — спокон (спортивное аниме). Как раз в нем есть фокус на идее "работай — и будешь вознагражден". Как правило, такое аниме воодушевляет. Из примеров рекомендую глянуть Бакуман — аниме про начинающих художников, которые завоевывают мир манги (японских комиксов). Там хорошая завязка и приятная в целом история. Еще — "Певучая Нодамэ", про становление музыкантов; очень хорошая музыка, и сюжет тоже. Может, даже лучше Бакумана, особенно если вы не знакомы с японской культурой, так как тут попроще.

2. Есть ряд приличных романтических историй.

Tonikaku Kawaii — смотрим с женой. Спойлер: аниме начинается там, где обычно романтические истории заканчиваются, со свадьбы.

Net-juu no Susume — аниме про "полноценную жизнь онлайн" — об уволившейся с работы тридцатилетней женщине.

3. Интересный жанр — расслабляющее доброе аниме. Здесь рекомендую глянуть Yuru Camp — приятное аниме про походы и пейзажи.

4. Разное:

- Death Note — приличный детектив.
- Code Geass — политика + экшн.
- Legend of Galactic Heroes — очень старое аниме (1988 год что ли) с политическим уклоном. Очень длинное, но интересное. Космосага.
- Kings Avatar — редкое аниме, сделанное в Китае, по китайской длинной новелле о киберспорте.
- Maoyuu Maou Yuusha (Герой и владыка демонов) — снова сюжет начинается там, где обычно сюжеты заканчиваются — с битвы героя с владыкой демонов. Много позитивной политики и экономики, серьезно.

Если вдруг интересуют "попаданцы в игровые миры", то две классики аниме — "Sword Art Online" и "Log Horizon".

Что я смотреть не рекомендую, если вам не нравится чернуха: Наруто, Elfen Lied, GANTZ.

Аниме интересно, так как там встречаются сюжеты незападного типа. Кстати, довольно много аниме вырастает из манги (японских комиксов), которую выпускать относительно дешево, и поэтому там безумная конкуренция идей. Если манга "выстреливает", то есть если странная идея находит своего читателя, то по ней делают аниме — а вовсе не по сценариям, написанным по плохому пересказу "Тысячеликого героя" Кэмбелла, как часто учат западных сценаристов.


Кирилл Джонсон. Посмотрев за последние годы сотни часов аниме и прочитав несколько сотен глав манги, возможно, я смогу дать достойный комментарий. Также вот пара моих старых статей на русском языке про аниме (ссылка 1, ссылка 2).

Те три сериала, которые вы просмотрели, находятся в самом низу моего списка предпочтений. Если бы я подумал о лучших и худших аниме, которые я когда-либо смотрел, то "Ванпанчмэн" и "Евангелион" стали бы худшими из них, так как первое чрезвычайно поверхностно, как западные фильмы о супергероях, а второе очень депрессивно, при этом не представляет особой культурной или художественной ценности. Смотреть "Токийский гуль" я вообще не смог.

Представьте, что японский блогер сказал бы: "Решил познакомиться с русской литературой, прочитал книги Донцовой, как рекомендовано". Я бы посоветовал ему тогда прочитать что-нибудь из русской классики и рекомендовал бы пару книг, которые нравятся лично мне. Так и с аниме: лучше начать знакомство с жарном с "Тетради смерти" и, например, "Семейства шпионов икс", которое довольно популярно сейчас, но которое я бы не стал оценивать чересчур высоко.

Итак, вот пункты, с которыми я категорически не согласен:

Во-первых, в аниме и манге часто учат, что основными факторами успеха являются усердный труд, а также капиталистический и экономический интеллект. Таких сюжетов там гораздо больше, чем в любом другом виде массового искусства.

Во-вторых, я не согласен с вашим тезисом, согласно которому русские детские мультфильмы ни в чём не уступают японской анимации. Аниме имеет гораздо более широкую аудиторию, при этом некоторые аниме привлекательны для взрослых бизнесменов, таких как вы или я, в то время как русские мультфильмы понравились бы только маленьким детям, причём и не самым умным из них. Это реальность. Россия может делать несколько вещей хорошо, но анимация, безусловно, не входит в их число.

Также с экономической точки зрения японские медиа-франшизы приносят гораздо больший доход, чем российские, цифры совершенно несопоставимы. Кстати, те аниме и манга, которые нравятся лично мне, коммерчески успешны (например, миллион просмотров), но всё же менее популярны, чем некоторые из самых популярных (например, более миллиарда просмотров по всему миру).

Что касается рекомендаций, то вот они.

Во-первых, "Тетрадь смерти". Оно может вызвать разнообразные дискуссии и дать пищу для размышлений самым разным людям, оставаясь при этом интересным для практически любой аудитории. Например, у меня «Тетрадь смерти» вызвала мысли о философии Ницше и воли к власти. Лайт Ягами поднялся над общепринятой моралью и никогда не задавал себе вопроса о Раскольникове. Вы могли наблюдать то же самое с некоторыми лидерами 20-го века, такими как Сталин, который быстро накопил очень много власти и отдавал приказы об устранении других людей, чтобы увеличить свою собственную власть и продвигать свои планы. Это пример, как отличное аниме может заставить людей задуматься.

Для некоторых "Тетрадь смерти" может стать пищей для размышлений о философии, философии морали, философии политики или религии (все эти темы связаны с богами смерти) и т.д. Для других, — вероятно, для большинства, — оно будет интересно крутыми напряженными сценами и сюжетом, который постоянно заставляет зрителя удерживать внимание. Это то, о чем говорят классические произведения.

"Преступление и наказание" можно обсуждать со многих точек зрения, но читать его довольно скучно, особенно подростку. Я бы даже предложил добавить какое-нибудь приличное аниме в школьную программу, выбросив при этом что-нибудь лишнее. Мой личный фаворит — "Научное доказательство любви" и его второй сезон (r=1-sinθ).

У человеческого мозга есть часть, которая отвечает за базовое инстинктивное поведение, и есть часть, ответственная за базовое эмоциональное поведение. Эти части гораздо более древние, чем заключительная часть, та, что отвечает за рациональное мышление.

Итак, есть некоторые люди с более развитым неокортексом, чем у других, к лучшему это или к худшему. Для большинства людей инстинктивное или эмоциональное поведение имеет приоритет, и часто эти люди ведут себя более эмоционально или по-животному (например, любят или спариваются), естественно, не обременяя себя более сложными рациональными вопросами.

И есть люди, — небольшое меньшинство, согласно моим наблюдениям за реальностью, — у которых неокортекс является доминирующей частью мозга: они хотят сначала понять вещи, они хотят измерить, количественно оценить, изучить и докопаться до сути "почему?". Мы склонны называть этих людей философами или, как в этом аниме, "сумасшедшими любителями науки".

Итак, аспиранты в этой работе хотят понять, измерить и доказать то, что называется "любовь", измеряя уровни гормонов, частоту сердечных сокращений, свои субъективные эмоции.

"Научное доказательство любви" занимательное, а сюжет и графика выполнены чрезвычайно профессионально. На моем старом ноутбуке у меня были сотни скриншотов различных аниме — в основном они выглядят настолько хорошо прорисованными (идеальное количество деталей, при этом без избыточного усложнения), что вы могли бы взять почти каждый кадр или почти каждую панель манги и выложить её как отдельное художественное произведение.

На мой взгляд, это гораздо более визуально привлекательно, чем классическое изобразительное искусство или особенно западное "современное искусство".

Вот пара скриншотов, которые я сохранил из этого аниме:

Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры.-2
Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры.-3

Это всего лишь пара кадров из тысячи интересных, нарисованных подобным образом. А вот несколько рисунков автора манги на Pixiv (ссылка, не работает из России без прокси).

Музыка в этом аниме великолепна, как и озвучка (отдельное спасибо мисс Огуре за озвучивание Арики Ямамото). На мой взгляд, это вершина человеческого искусства. Может ли аниме быть лучше? Безусловно. Создано ли что-нибудь хотя бы близкое к этому до сих пор? Нет.

<…>

alexgarrison. Для меня главный плюс аниме — возможность увидеть, что в обычных сериалах не покажут из соображений экономии бюджета. Мультипликация всё стерпит. Хотите артобстрел города с невинными жителями внутри? Получите. Борьбу современного корабля с эскадрильями торпедоносцев времен Второй мировой? Пожалуйста. Масштабную битву стимпанкоподобных летающих кораблей? Без проблем. Хотите увидеть на экране жизнь в идиллическом городе будущего на Марсе? Получите, распишитесь.

Также в аниме не скупятся на отличную музыку — индустрия музыки и озвучки в Японии очень развита, так что во многих аниме великолепные опенинги и эндинги с отличной музыкой, много просто замечательных песен и достаточно отличных фоновых мелодий. Можно не смотреть аниме, а слушать, как я в последнее время и делаю. Вот, например, один из моих любимых саундтреков (
ссылка). А вот анимированый концерт (ссылка). А вот песня на эсперанто (ссылка).

Еще японцы создали один из моих любимых жанров — Iyashikei. Цитата: "Это поджанр кусочка жизни, изображающий персонажей, живущих мирной жизнью в успокаивающей обстановке, и предназначенный для оказания исцеляющего воздействия на аудиторию". Подобных сериалов на Западе я как-то не замечал, хотя, конечно, специально и не высматривал.

Главная проблема аниме — хорошее аниме нужно искать и смиряться с некоторыми особенностями данной культуры, которые зачастую режут глаза, типа девушек в очень откровенных нарядах, панцушотов и прочей ерунды.

Напоследок, одно из дурачеств японцев в аниме. Песня на матерном английском (
ссылка).

janvarevvlad. "Арию" открыл недавно, очень умиротворяет. Если что — рекомендую Yuru Camp в том же направлении — тоже Iyashikei. Euphonium прошел мимо — может быть, теперь гляну после такого звука. Музыкальное Nodame Cantabile смотрели?

<…>

Анатолий. Хорошее аниме — "Мастера меча онлайн". Войдя в компьютерную игру, игроки попали в виртуальный мир и не могут вернуться в реальность, пока не пройдут. И качество хорошее, и смысл есть. "Паладин издалека" — интересное аниме.

Идея, что нужно тренироваться, чтобы стать сильнее, есть в "Сильнейший в истории ученик Кэнъити". Еще о игроках в онлайн-игры: "Аватар короля".

<…>

miutu. [В исходном посте вы упомянули] подростковые аниме, так называемые сёнены и сэйнены. В аниме для более взрослой аудитории и темы повзрослее. Скажем, Берсерк, Монстр, Клеймор, ГиТС, Дзин-Ро. Это всё признанные мировые шедевры, а не эти ваши школьники в костюмах.

Кстати, аниме-арты в Стебл Диффьюжне получаются плохими. Для аниме есть специально тренированная сеть и её гибриды — Вайфу Дифьюжн.

<…>

kriptman. Так ты посмотрел три аниме одного жанра, причём предназначенные для мужской аудитории 14+ лет. Взрослые мужики смотрят K-On!, а не вот это всё. Это как посмотреть три мультфильма про супергероев и сделать выводы про все мультфильмы производства США.

И выбор сомнительный. Гуль я дропнул серии на пятой. Еву перетерпел сезона три из-за назойливого ажиотажа и тоже бросил.

Аниме про спорт навалом, одна из самых популярных категорий, там всё про тренировки и преодоление. Музыкальные аниме тоже про способы добиться успеха через труд, и их несколько штук каждый сезон (сезон — три месяца). Аналогично с кулинарными аниме.

Я бы посоветовал для начала "Чёрную Лагуну" посмотреть или "Ёрмунганда". "Стальной алхимика" — только их два, нужно который новее, "Стальной алхимик: Братство". "Великий учитель Онидзука". "Ангельские ритмы". "Волчица и пряности". Ну и К-Он тоже, он того стоит. "Дорохедоро". "Кайдзи". "Созданный в бездне".

tlkh. Второй алхимик лучше первого, но без первого не пойдет, к сожалению.

aka_melnar. А почему, собственно? Я вот только Братство и смотрел, было вполне нормально. Это же не продолжение первой экранизации, а более близкий к манге вариант.

sairon. "Волчица и пряности" очень капиталистическое аниме, культовое. "Sword Art Online" про компьютерные игры и виртуал, культовое.

radioactivez. Присоединяюсь к "Волчице" — единственное аниме, которое я выдержал помимо полнометражек, потому что тьфу. И ещё — "Когда плачут цикады". Это типа триллер, очень необычный.

John Smith. "Ёрмунганд" меня реально зацепил, особенно когда после него Маск начал Starlink запускать.

yva. "Волчица и пряности" — почти учебник средневековой торговли и капитализма, плюс в первом сезоне там отличная открывающая песня (ссылка).

degerharde. Из детективов Odd Taxi пожалуй, не совсем детектив, но близко.

molejnik. Как можно малознакомому человеку советовать мейд ин эбисс?

kriptman. Он же бизнесмен и блогер. У него крепкие нервы и желудок. Тем более что реальная жесть только со второго сезона, первый полегче.

<…>

mmekarin. Аниме — это просто мультики, выпущенные в Японии, не больше и не меньше. Как любые мультики, имеют свою аудиторию (в частности, можете сравнить "Лифт", "Ух ты, говорящая рыба", "Крылья, ноги и хвосты" и "Ёжик в тумане" между собой, всё это совтские мультфильмы). Во всех аниме есть кусочки смысла, но это не значит, что они должны быть со смыслом, или что раз аниме, то сразу про хиккимори и т.п.

Хотите познакомится с разнообразием аниме, добро пожаловать в NGE, ну а потом посмотрите "Унесённые призраками", и сразу станет понятно, что судить об аниме как о культуре на основании одного мультика так же глупо, как судить о Пушкине на основании одной "Капитанской дочки".

<…>

gerralt11. Есть целое направление в аниме, как раз про то, как стать сильнее (обычно единоборства либо спортивная тематика), например "Сильнейший в истории ученик Кэнити" — тоже про школьника, но связка "чтобы быть крутым нужно круто впахивать" прослеживается практически в каждой серии.

<…>

belocvetnik. Вы не то смотрели. Гуля невозможно смотреть, он скучный. Тот же Волейбол как пример спортивного аниме, после которого даже мне, ненавидящему спорт, захотелось поиграть и чего-нибудь добиться. Про школьные отношения куча хороших аниме, основная идея которых не стать сверхгероем, а быть просто честным, порядочным и, что самое главное, добрым.

<…>

etagerka. Для оптимизма и вдохновения посмотрте Наруто и "Ван Пис". Или любое аниме про спорт. Там всё как в жизни, и как надо: будешь много трудиться — вытянешь репку.

<…>

jagerms. Вы же не хотите сказать что западное кино — блокбастер и артхаус — суть одно и тоже?

Аниме (в среднем) поднимает более взрослые темы, чем западные или российские мультфильмы, которые практически полностью детские.

Аниме (в среднем), как и любые другие мультфильмы, дают большую творческую фантазию авторам, позволяя за разумные деньги реализовать что-то, что в фильмах бы стоило неадекватных денег на компьютерную графику. Это позволяет переводить количество в качество. Например, фэнтэзи сериалы. Запад сделал три игровых: Ведьмак, Властелин Колец и Дом Драконов. Один мне понравился, один средне, один совсем нет. А Япония за десятилетие наклепала сто аниме схожей тематики. Просто в силу дешевизны производства. Даже если 90 из них — уровень Амазон, что скорее всего так, остаются 10 годных аниме против одного цикла Льда и Пламени.

Книги без картинок имеют более узкую целевую аудиторию по сравнению с любым другим жанром, который визуализирует, а не предлагает читателю представить самому.

Западное фестивальное кино и артхаус (тут моё личное мнение) имеют более узкую целевую аудиторию. Японцы ухитряются впихивать взрослые темы в популярные произведения.

Так что если мне интересны взрослые темы, необычные миры и не хочется фантазировать, то аниме для меня на ступеньку выше любых конкурентов.

<…>

rus_logic. По графике "Смешарики" кроют аниме, как бык овцу. Я не понимаю, как можно смотреть эту слабую фирменную аниме-анимацию, когда для экономии в минуте 5 кадров, 3 из которых одинаковые.

А как обычно мимику рисуют — обнять и плакать.

<…>

darkwalker. А как же "GoShogun" про Макрон-базу? Один из первых вообще по ящику показаных, примерно в девяностых, по "2х2". Там же где "Капитан Пауэр" шёл.

Есть много аниме для взрослых: не 18+ а просто с сюжеткой и проработаным миром. "Изгнанник", например, который "Last Exile". Никаких суперспособностей: старое ведро и курьерская работа в странном мире. "Райдбэк" — странные мотоциклы в недалеком будущем и люди, которые с ними связались. Про Джин Ро уже сказали выше.

"Стальной Алхимик" — классика уровня "Евангелиона". "Манускрипт Ниндзя", "Хелсинг"… много есть серьезных штуковин, на разный вкус и цвет.

<…>

sotkamo. "Атака титанов" же. Со второй серии объясняют, как капиталисты даже в условиях катастрофы продолжают угнетать.

<…>

andrey_ryndin. Аниме — это форма. И я знаю несколько шикарных аниме: "Призрак в доспехах", "Призрак в доспехах 2" и "Могила светлячков" (не рекомендую смотреть эмоциональным людям). Но дело не в том, что это аниме, это просто такая форма.

Из многосерийных аниме — "Пираты черной лагуны" и "Призрак в доспехах", 2 сезона. Кино и аниме выродились в сторону зрелищности и эротики с кровищей. Кино упало до уровня супергеройского фастфуда. Да, именно фастфуда. Современное кино — это как фастфуд, одни и те же дешевые игнредиенты смешивают в разном порядке, а по сути одно и тоже, и пипл хавает. Аниме тоже деградировало в сторону женщин-химер, собранных из кусков женщин разного возраста, и дикого секса с кровищей.

Жанр аниме мёртв. Он стал таким же фастфудом.

<…>

zenj. "Ghost in the shell" же. Можно сравнить аниме и голливудскую версию. При всем моем прохладном отношении к аниме, "Ghost in the shell" — очень даже хорошо.

<…>

lyuden. Советую "Ghost in the Shell". И оригинальный фильм 1995 года, и сериалы. "Ghost in the Shell: Arise" смотреть не стоит, как и последнее нетфликсовское поделие. В сериалах затрагиваются темы:

1. Коррупции, отмывания денег, незаконной иммиграции, большой фармы, манипуляции фондовой биржей, терроризма, информационных войн, PTSD, старения населения, перераспределения имущества.

2. Проблемы ИИ, взаимодействия ИИ и людей, адаптации людей к кибернетическим имплантам, проблемы ухода в виртуальность.

<…>

ekamer. Вы пишете, что не видите в аниме связки "как поработал, так и заработал". Полно такого. Например, аниме "Бакуман". Школьники хотят быть лучшими мангаками. И чертовски целенаправленно, постоянно вкалывая, ошибаясь, конкурируя с другими, борясь с неудачами идут к своей цели. Никаких сверхспособностей. Только труд и упорство.

janvarevvlad. Да, тоже хотел порекомендовать Бакуман. И "Нодаме Кантабиле" туда же.

<…>

cansee. Аниме разные. В "Наруто" есть немало эпизодов, в которых показывают, сколько усилий прикладывает главный герой, чтобы получить свою силу. В одном из них учитель идёт по лесу, видит огромное количество побитых деревьев и понимает — Наруто всю ночь тренировался, пытаясь освоить новую технику. В другом эпизоде известный нинзя говорит Наруто что-то вроде: "Ты думаешь, что станешь хокаге (т.е. главой своей деревни), и тогда все признают, что ты крутой? Нет, это не так работает. Всё должно быть наоборот — сначала ты совершаешь много всего полезного, все признают что ты крутой, и только после этого тебя выбирают хокаге".

<…>

lorfen21. Не знаю, кто вам посоветовал смотреть именно эти аниме, но данные произведения не годятся для новичков. Лучше начать с полнометражек от Макото Синкая или Миядзаки. Есть хорошие полнометражки и от других авторов.

<…>

wolfgangxiii. Аниме очень разное. Когда-то я им сильно увлекался, когда это ещё не было мейнстримом, и надо было изворачиваться, чтобы в нашей провинции уговаривать человека, катающегося в областной центр, чтобы он там потратил время и залил на жёсткий диск, чего получится достать. Или организовывать складчину, чтобы нам прислали штук двадцать дисков, которые потом себе раскопировали все участники.

Евангелион — это для любителей синдрома поиска глубинного смысла. Потому что надо и мультик поглядеть, и мангу-первоисточник прочитать, потому что там есть кой-чего, что в экранизацию не вошло. И потом ещё отдельно изучать сайтики с разбором отсылок и намеков. Мне это не надо, если честно. Я когда начинал смотреть, то ожидал мощного крошилова гигантских роботов, а там подростковая рефлексия во все поля. Но так как Евангелион признан легендарным, то я же не быдло был в свои 19 лет, чтобы иметь альтернативную точку зрения?

Ванпанчмэн — это стёб и ржака в чистом виде. Как комедия хорошо, но опять же не определяет всё аниме в целом. Даже наоборот, оно довольно сильно выделяется.

Токийского гуля я не смог смотреть, уже слишком вырос, скучно.

Чем привлекали японские мультики с играми — отдельный уникальный вкус в стилистике. Если они брали европейское фентези, то получалось своё уникальное виденье. И мечей, и драконов, и принцесс. Если брали хорроры — там такая необычная демонятина, какую гайдзинам никогда не придумать. Если романтика, то всё своеобразное, розовое и блестящее, со стразиками, как нигде больше. Ну а всякий киберпанк и научная фантастика — тут японцы просто классики, хотя официально классиками считаются всякие Гибсоны.

Именно вот эта вот штука — отточенные мелкие детали и изящная стилистика, оно больше нигде не встречается.

Японцы как-то очень погано снимают кино, и при этом добились высот в анимации. Так, например, у них "сэйю", актеры озвучивания, — это прямо классная профессия. Пишут, что пойти сниматься в кино, после того как не получилось устроиться в сэйю — это как пойти в Педагогический, когда не поступил в Политех. Может, малость приукрашено, но когда я ещё увлекался аниме, как правило, они шли с субтитрами, не всегда русскими. Спустя годы наши подтянулись, и стали озвучивать великим и могучим поверх выразительных японских кривляний — это крайне печально. Уровень качества озвучки просто несравним.

Кроме того, обычно аниме четко бьётся на целевые аудитории, по годам и полу. Так, например, если целевая аудитория — мальчики 14 лет, то в кадре будет много сочных девочек. А мальчики как раз будут одарены волшебной силой просто так. Но если рассматривать произведения посерьёзнее, там становится всё гораздо интереснее.

Например, есть такой легендарный дяденька Хаяо Миядзаки. Его красивая сказочка "Унесённые призраками" даже Оскара взяла за лучший иностранный фильм, хотя она и мультик.

А "Мой сосед Тоторо" — это просто бытовуха повседневная с каплей детской магии, которую не видят взрослые. Говорят, что японские школы закупили этот мультфильм, чтобы показывать школьникам в рамках патриотической программы, чтобы любили родные края. Правильно сделали. Там так тепло и лампово всё показывается, что я после просмотра тоже начинал немножко любить сельскую Японию, хотя она мне вообще не родная.

Мой любимый мультик был когда-то "Порко Россо"\"Алый Свин". Главный герой — человекоподобная свинья, а в остальном это такая реалистично-романтическая история про ретро-пилотов (Миядзаки любит самолётики).

Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры.-4

"Ветер усиливается" — про мальчика который хотел стать инженером и придумывать самолётики. И быт, и романтика, и упорная ходьба к мечте, и драма. Ничего конкретного, но цепляет внутри.

У Миядзаки есть коллега-совладелец студии Джибли, Звать его Исао Такахата, так он тоже рисует качественно, но как-то по сюжетам у него более реалистично и повседневно.

"Могила светлячков" — экранизация книги. Драма, про то как американцы скинули пару ядерных демократий, и простой мальчик с сестрёнкой остались сиротами. На мягкий подростковый мозг просто ударное воздействие. Когда не ожидаешь, что мультики могут говорить о серьёзном, то аж дыхание перехватывает.

"Только вчера" — это вообще рефлексия взрослой тётеньки. Вспоминает детство. Вокруг простой быт опять. В подростковом возрасте я совсем это не оценил. Сейчас, наверно, больше бы понравилось, ибо дорос.

А есть вот такое:

"Perfect Blue"\"Идеальная синева" — девушка пела на сцене, поп-звездочкой была, потом пошла в кино сниматься, а за ней маньяк начал следить. Вот прямо американский стандартный низкобюджетный триллер. Интересно с энтомологической точки зрения. Мол, и такое аниме бывает.

"Актриса тысячелетия" — опять рефлексия. Съёмочная группа берёт интервью у известной старой актрисы. И то, что она рассказывает про жизнь, визуализируется в стиле тех фильмов, в которых она снималась.

"Летние войны" — Умирает бабушка — глава семьи. И собирается огромная семья, чтобы хлопотать. Там весь набор типажей и семейных взаимодействий.

"Джин-ро"\"Волчья бригада" — серьёзный реализм. У солдата на глазах подрывает себя девушка-повстанец. У него психологическая травма. Потому что он живой человек, а не герой какого-нибудь глупого аниме.

Это полнометражки. Из сериалов есть просто шедевральный "Меланхолия Харухи Судзумии". Как и в Ванпанчмэне, авторы высмеивают жёстко героическое фэнтези-аниме, но тут сработано более тонко и изящно. Навалены в кучу и прыжки во времени, и экстрасенсы, и андроиды, и невероятная сила. И всё это типа скучнейшая бытовуха, плюс нелинейное повествование. Там есть одна из величайших дерзких шуток. Во втором сезончике из 12 серий… [Примечание О.М.: вырезал спойлер] …когда оно таки решается, там прямо катарсис. Я считаю это уникально и круто. Но, судя по отзывам, я один так считаю. Просто делюсь вот. Смотреть не обязательно.

Есть фантастический сериал "Ковбой Бибоп". По нему не так давно сделали нетфликс-сериальчик. Вышло на троечку. Мультик очаровательнее.
Будущее. Свободные ловцы преступников, фрилансеры. Проблемы с деньгами. Не очень удачные повороты жизни. Грустные истории одиноких людей.


Мне подростковому не понравилось, потому что я именно ждал убер-нагибательства, успешного затаскивания каток и в целом супер-геройства. А оно гораздо более взрослое, и потому спокойное, серое, печальное. Плюс джаз в виде саундтрека, который как оливки, лишь с возрастом начинает нравиться.

<…>

sun_27. "Волчий дождь" ещё в закладочки надо. Совсем не Гуль или Евангелион, да и стоит того.

<…>

deathtiny. Понимая, что "вряд ли скоро созреете", всё же осмелюсь рекомендовать первый сезон "Меланхолия Харухи Сумзумии". Это хорошо дополнит ваше представление о сути аниме. Красивые девушки, пронзительная музыка, фансервис…

<…>

ilyachalov. Соглашусь с читателями, которые уже указали вам, Олег, в комментариях на вашу ошибку: вы взяли на просмотр три аниме, предназначенные для подростков. Ещё можно было взять первый попавший топ по аниме: подавляющее большинство аниме-топов забито аниме для детей. Между тем в аниме есть много более серьезных произведений, в том числе для взрослых (я не имею в виду хентай и тому подобное, это отдельная тема).

С другой стороны, даже для детей есть огромное количество аниме, в которых школьник берется за своё хобби и планомерно идёт от новичка к вершинам. (Насколько я понимаю, вас интересуют аниме воспитательного характера, таких аниме довольно много). Тут в основном речь про спортивные аниме (спокон).

Впрочем, во всех жанрах аниме есть довольно много проходных, дешевых образчиков. Поэтому нельзя судить обо всем аниме по трем сериалам, отобранным по случайным репликам в интернете.

Посоветую вам мои любимые образцы, а вы решайте, смотреть или нет.

1. Активный спокон для детей. Мои любимые — "Первый шаг" (бокс), "Haikyu!!" (волейбол), Инициал "Ди" (автомобильные гонки на горных дорогах).

2. Есть спорт, который задействует не мускулы, а интеллект. Эта рекомендация тоже для детей, но я посмотрел с удовольствием: "Хикару и го", "Сион и Король" (игра в сёги и параллельно — детектив с поиском убийцы).

3. Для взрослых. Есть много всего хорошего. Первое, что вспомнилось, на мой вкус, который очень специфический (да еще рисовка непривычная):

— Акаги, легенда маджонга, 2005 (игра в маджонг на деньги, триллер, криминал, якудза).
— Кайдзи, 2007 (один из двух сериалов, вдохновлявших создателей "Игры в кальмара").

4. Развлекательные, первое, что вспомнилось из хорошего:

— Манускрипт ниндзя, 1993 (приключения с закосом под историчность).
— Город, в котором меня нет (детектив, фантастика, триллер).
— Паразит, 2014 (фантастика).
— D: Жажда крови, 2000 (вампиры. Не люблю жанр, но этот фильм хорош).
— Берсерк, 1997 (тёмное фэнтези. Тоже не люблю жанр, но конкретно этот фильм неплох. Имеет смысл смотреть только первые сезоны, современный перевыпуск можно не смотреть).

<…>

Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры.-5

vedomir_li. Вот немного кадров из реальных аниме (ссылка).

Основная проблема зрителей в том, что аниме крайне разное. Как кинематограф в целом — от примитивных детских сериалов, через сложное авторское кино для взрослых и до порнухи. Поэтому три сериала, которые вы посмотрели, ничего не говорят об аниме в целом. Примерно как "я посмотрел Человека-Паука, Супермена и Железного человека, так что теперь я знаю про кино всё", но ведь есть ещё, например Спилберг, Кэмерон, Тарантино, Аллен, Тарковский, Гайдай и Ларс фон Триер (и ряд можно продолжать).

Лично меня в аниме привлекает, во-первых, красивая рисовка, не трехмерная и не уродливая, как в выжившей до нашего времени двухмерной анимации вроде Южного Парка и Симпсонов — это раз, и безграничный полет фантазии, так как рисованные фильмы для взрослых позволяют делать в рамках дешевых экспериментов такие вещи, на которые никогда не хватит бюджета в обычном кино.

Просто небольшой набор примеров, если вдруг за интересует:

— Фильмы режиссера Хаяо Миядзаки — классическое семейное кино, по моему мнению превосходящее и Диснея и Пиксара.
— Фильмы режиссера Сатоси Кона — сложное авторское кино для взрослых. Впрочем, их на кинофестивалях вроде Венецианского неплохо принимают.
— Фильмы режиссера Оссии Мамору (прежде всего полнометражки "Призрак в доспехах 1" и "Призрак в доспехах 2") — живая классика киберпанка из которой выросла, например, первая Матрица, как очень упрощенная копия, скопировавшая даже зеленые бегущие буквы в заставках.
— Фильмы режиссера Макото Синкая — нечто среднее по сюжету, но с завораживающе красивой рисовкой, когда любой кадр можно в рамке на стену вещать.

Ну и немного по сериалам:

— Странники (Planetes) — твердая научная фантастика ближнего прицела про космических мусорщиков, собирающих обломки спутников на орбите.

Ещё кратко: "Мушиши/Мастер Муши", "Альянс Серокрылых", "Путешествие Кино", "Эксперименты Лейн", "Звуки неба", "Темнее черного", "Лес Миери".

Отдельный поджанр ияшикей (доброе и исцеляющее): "Уютный Лагерь", "Полет Ведьмы", "Нечто важное для мага", "Ария" (анимация).

Или полная противоположность — дичайший вампирский треш в лице Хеллсинга (Hellsing Ultimate). Все это тоже будет субьективный срез, который точно так
же не даёт полного представления о всём аниме.

Ну а тот же культовый в определенных кругах "Евангелион" для меня — абсолютно бессмысленная и претенциозная дичь, сводящаяся к коммерческому эксплуатированию синдрома поиска глубокого смысла.

<…>

yva. Ради интереса, попробуйте посмотреть не сериал, а полнометражное аниме. Пример: "Орган геноцида". Это из серьёзного. Совсем в другую сторону — "Красная черта", развлекательная тарантиновщина с оригинальной рисовкой.

Ну и добавлю сериалов, если хочется чего-то более серьёзного и/или необычного.

1. "91 день" — Гангстерская сага. Америка 1920-х, сухой закон, бутлегеры, итальянская мафия. "Крёстный отец" и "Однажды в Америке" в одном флаконе.

2. "Мононокэ. Аптекарь" — довольно оригинальное аниме с графикой на основе японских гравюр. Сюжет — полудетективные истории с налётом мистики, объединённые главным героем.

3. "Психопаспорт" — неплохой киберпанк.

4. Но круче всего, пожалуй, "Эрго прокси". Это целый ребус с кучей разной степени (не)очевидности культурных отсылок и полускрытых сюжетных моментов. На форуме российского сайта, посвящённого сериалу, обсуждение велось около восьми лет.

Ещё из полнометражек — "Оборотни", конечно ("Jin-Roh").

<…>

allairodor. Аниме много разного. Аниме — это просто средство, стиль выражения. Ваш пост напоминает что-то типа "Посмотрел эту вашу живопись — три картины — Чёрный квадрат, Мона Лизу и что-то из Пикассо. Как-то всё скучно и однообразно".

"Призрак в доспехах" — аниме. Красивый сочный киберпанк. "Наруто". Как раз в числе прочего и про тренировки, которые нужны, чтобы чего-то достичь, даже если есть врожденные способности. Или вот, например, Soul Eater — забавный стеб-пародия. Или вот, например, "Твое имя", мелодрама с элементами межвременных взаимодействий. Даже не сериал, а просто полнометражка. Или вот недавно вышло "Человек-бензопила".

<…>

rpbus. Олег. Расскажу тебе про аниме "Меланхолия" Харухи Судзумии. Из-за него я перестал смотреть аниме, потому что понял, что ничего лучше уже не увижу. А когда тебе будет очень плохо, посмотри Chobits.

<…>

koshadka. Сравнение Смешариков и аниме не вполне корректно. Эти явления прекрасны оба, но они очень разные, несмотря на сходство способа их производства (рисование). Смешарики — это символическое произведение, в них есть второй и третий смысловой слой — как раз для взрослых. Это удивительно многоплановое культурное явление. Очень характерно именно для русской культуры, поэтому его в мире не оценили по достоинству, а любят тупейших "Машу и медведя".

А в аниме с целевой аудиторией всё достаточно определенно. Есть тайтлы для детей, а есть для взрослых, и проблематика там абсолютно разная. Аниме — это целый мир, нельзя сравнивать с нашей мультипликацией. Вы просто посмотрели неподходящие тайтлы, как вам не раз уже написали в комментах выше. Это аналогично прочтению книг для подростков.

После 30 лет не заходит, если только у вас нет детей соответствующего возраста. А аниме для взрослых невозможно даже сранивать с кино — аниме на сто голов выше. В том числе потому, что люди (актёры) ограничены своими физиологическими возможностями, а у героев аниме таких ограничений нет. Если попытаться посмотреть после аниме соответствующую дораму (фильм с актерами, снятый по тому же сюжету — так часто делают с популярными тайтлами), то аж тошнит от примитивности и безвкусицы "человеческих" драм по сранению с элегантностью и тонкостью выразительных средств аниме.

<…>

Ciwi Ciwi. Аниме — просто еще один вид киноискусства. Ещё в копилку:

- Сейчас одним из самых кассовых неамериканских анимационных (и вроде даже не анимационных) фильмов считается полнометражка "Бесконечный поезд" из франшизы Kimetsu no Yaiba, "Клинок истребителя демонов". Это сейчас главное аниме после "Атаки титанов", которую я так и не посмотрела, так как постановщики третий год подряд выпускают заключительные серии. Судя по отзывам знакомых, у этой франшизы, как и в Игре престолов, нельзя привязываться к героям, ибо их любят отправлять на тот свет. С апреля начнёт выходить новый сезон по довольно популярной у читателей манги арке, но мне лично пока больше всего зашла предыдущая арка под названием "Квартал красных фонарей". Вот именно прошлый сезон точно могу посоветовать к просмотру. Я первый сезон смотрела в озвучке Анистар (но это не важно), а вот второй либо с официальными сабами, либо в озвучке от NekoVoice по официальным сабам (из всех вариантов эта группа мне зашла больше всего).

В аниме есть несколько интересных и полезных тайтлов по теме цифровой реальности. В комментариях уже упоминали "Призрака в доспехах" (лично я не понимаю, почему с ним так все носятся), но никто не упомянул другое аниме, породившее огромное количество самых разнообразных тайтлов на тему виртуальной реальности — Sword Art Online, "Мастера меча онлайн". Это целая вселенная, где поднимаются вопросы о развитии ИИ, о копировании памяти, о том, что как бы ни менялись технологии, сущность человека всегда останется той же. В конце концов, там просто красивая главная любовная линия. Из огромных плюсов: хоть это история про развитие современных технологий, но история показана без традиционного в таких случаях надрыва "мы все умрем". (По переводам: первый сезон в озвучке OSLIKt, AniDUB, я ни на что не променяю! Третий я смотрела в одноголосике от OVERLORDS, anistar, но последние серии он уже не озвучивал).

Ещё про ИИ из новых могу посоветовать "Виви: Песнь флюоритового глаза". С мелодрамой там напряженка, но в остальном довольно любопытная вещица. Главное, там мало серий.

По безумию (в хорошем смысле слова) с SAO может сравнится франшиза "Steins;Gate", "Врата;Штейна", в переводе от AniLibria (это важно!). Там тоже есть безумно влюбленный герой, события, выворачивающие главного героя мехом наружу, любимая девушка как главный советчик, а не только как сексуальный объект, и высокие технологии в виде машины времени. Кстати, во втором сезоне иногда упоминают Россию, но без демонизации. Там спокойно "Россия" можно заменить на "Китай" или "Иран", суть вообще не поменяется. Главными злодеями являются скорее американцы.

И вишенка на торте — франшиза Madoka Magiсa (там длинное дурацкое название, изрядно сбивающее с толка). Там есть первая версия в виде сериала, а есть вторая в виде двух полнометражек (третья — продолжение). Лично я за сериал. Это очень необычная вещица с доведенным до логического конца сюжетом. Композитор тот же, что и в SAO, и в "Город, в котором пропал лишь я" (кстати, эта вещица от саовской команды). Как минимум можете посмотреть AMV с кадрами из этой франшизы, дабы убедится, насколько сильно она отличается от других анимешек. А, да, ответвления вообще советую. Как и в Файте с Вратами там поднимается тема исполнения желаний с последующими последствиями.

Отдельно пусть ещё в списке будет китайская франшиза "Аватар короля" по киберспорт. Из минусов: не ищите там мелодрамы в духе SAO.

<…>

Johniz. На заметку. "Сделанный в Бездне" и "Мастер Муши" имеют хорошо проработанный ЛОР. В "Моб Психо 100", "Психо-Паспорт" и "Для тебя Бессмертный" есть развиваемая центральная идея.

<…>

Дмитрий Шайтура. Добавлю еще "Кланнад".

<…>

Павел. Если вас интересуют аниме с нетипичным сюжетом и глубоким смыслом, то советую полнометражные "Акира" и "Призрак в доспехах". Ещё "Манускрипт ниндзя" и сериал "Гангрейв".

<…>

С_Ч. Можно посмотреть совсем в другую сторону: "Дом Пяти листьев", "Бродяга Кэнсин", "Мононокэ", "Летние войны", "Голос далеких звезд"… про всю продукцию студии Гибли на всякий случай промолчу. Выше посоветовали споконы — они бывают разные, но какой-нибудь "Принц тенниса" или "Баскетбол Куроко" вполне неплохи.

А так-то, конечно, аниме — это просто японская мультипликация, и кроме этого никакой сути там не может быть, оно все совершенно разное.

<…>

Алексей Н. За хорошим смыслом — это "Самурай Чамплу". Пожалуй лучшее, что можно посмотреть.

<…>

Даниил Т. Аниме в своей массе очень шаблонно. Эти шаблоны немного другие, чем у нас, поэтому поначалу аниме вызывает приятное удивление, но очень быстро становится скучно.

<…>

Георгий Мостовой. Вы просто взялись за аниме не с тех сериалов. Ванпанчмэн — пародия. Евангелион — старье, хоть и классика, но как по мне — очень на любителя. А Гуль… жесть. Лучше бы посмотрели "Достучаться до тебя", "Волейбол", "Революцию книжного червя", в конце концов.

Вы просто начали не с тех сериалов, поэтому они вам и не зашли. Тот же Наруто не просто так получил под 1000 серий. Попробуйте "Аниме от А до Я". А поскольку вы геймер, то вам скорее всего понравятся "Мастера меча онлайн". Это как с кино. Кому-то нравится романтика, кому-то спорт, кому-то фэнтези.

Виктор Х. "Волейбол"? Вы серьёзно предлагаете взрослому человеку пустое аниме, как красивые спортсмены под сомнительного качества шуточки играют в волейбол?

"Мастера меча онлайн" — ещё лучше. "Крутой" по определению персонаж раскидывает лоу-левел персонажей, получает симпатичную девушку в напарницы (спасибо, хоть не гарем), и за счёт силы воли запинывает главгада? Вы бы Олегу ещё "Жизнь с девушкой монстром" либо "Боку но Пико" посоветовали бы…

Ремарка. Олег и все остальные, "Боку но Пико" не смотрите ни в коем случае, там пропаганда греческой любви.

Георгий Мостовой. Виктор, я просто предложил несколько разных по жанру аниме. Кому-то нравится "Ван пис", а кому-то тот самый Пико. Но со специфическим хентаем, я думаю, и без меня справятся.

"Волейбол", кстати, вообще не про юмор. Там про талант и упорную работу, которая нужна, чтобы талант развить. К примеру, Хината вынужден был работать над собой, чтобы соответствовать Кагаяме. Спортивные аниме вообще специфическая вещь. Тот же Куроко или Трусливый велосипедист.

Мастера меча интересны самой идеей виртуальной игры со всеми плюсами и минусами. Ну а чересчур сильные персонажи — норма для подобного аниме. Вспомните хотя бы Непутевого ученика в школе магии или Ванпанчмэна.

<…>

ИринаСми. Я начала смотреть аниме с подачи своих детей, чтобы понять, что, собственно, смотрят мои дети. И открыла для себя новый слой анимации (но это несколько больше по смыслу, чем мы привыкли вкладывать в данное слово). В аниме есть разнообразное деление на целевую аудиторию (по возрасту, полу и "жанру" и т.д.). Каждому будет интересно что-то своё.

Кому-то аниме для самых маленьких будет полезно и интересно, кто-то предпочтёт рассчитанное на подростков, мне больше нравятся сюжеты сложные, психологические или детективные. У вас, наверное, не самые удачные примеры попались для знакомства с жанром. Если будет желание вернуться к просмотру аниме, посмотрите "Тетрадь смерти" — это точно по Достоевскому: имеет ли человек право вершить чьи-то судьбы, и какова будет расплата. Или посмотрите что-нибудь из полнометражек Миядзаки, например, "Унесённые призраками", о внутреннем взрослении маленькой девочки, попавшей в мир духов. В аниме как и везде: есть шедевры, есть середнячок, а есть откровенный шлак.


Сергей Кузнецов. Ирина, тетрадка Рюка — тоже "суперспособность", хоть и нужна скорее для завязки детективной истории, до сих пор находящей множество поклонников.

Выборка у автора уж больно детская. Для жанрового разнообразия автору бы посмотреть как-нибудь Steins;Gate (путешествия во времени и их последствия), Sora Yori mo Tooi Basho (про школьниц в составе полярной экспедиции), Yama no Susume (про походниц и восхождения), Uchuu Kyoudai (про подготовку космонавтов, снималось вместе с НАСА), Planetes (про сборщиков космического мусора). Это навскидку.

А про преодоление правильно написали про споконы, ну и часть из примеров выше. Хотя есть это и в аниме других жанров — Beck, Ergo Proxy отчасти, тот же Bakuman, Ballroom e Youkoso…

Если про разнообразие, то ныряем глубже в кроличью нору: Paprika (про сон и явь, вообще Сатоши Кона рекомендую), Summer Wars (про семейные традиции, также рекомендую Мамору Хосоду всего), Cowboy BeBop (космические "охотники за головами в законе"), Serial Experiments Lain (про трансгуманизм и одиночество в сети, 1998, на секундочку, как, кстати, и BeBop), Haibane Renmei (вольная трактовка концепции чистилища), FLCL (абсурдистская фантастика-пародия), W-Wish (квинтэссенция аниме по романтическим Visual Novel), Puella Magi Madoka Magica (деконструкция жанра "девочка-волшебница"), Bakemonogatari (мистика в разговорном жанре), Vampire Hunter D (который второй фильм) и т.д. и т.п. (рука бойца писать устала).

<…>

ivan i. Надо с классики начинать. "Корабль-призрак" был рекомендован в СССР к просмотру в кинотеатрах ещё 1970-х годов. Только оригинальную японскую версию не смотрите, там чудовище политизировано, перерисовывать пришлось. И "Злую Таню" поэтому лучше не надо.

Через "Гаргантию" и "Юну из Юраги" до "Города Чудовищ" самое оно.

<…>

Системный подход. Главное достоинство аниме в многообразии сюжетных историй и многообразии идей, которое достигается в процессе производства.

Рисуется манга, отправляется на суд в известные журналы, там подскажут, что не так, что улучшить, и если всё достаточно хорошо, то публикуется пробная глава. Дальше собирается обратная связь от читателей, если им нравится, то журнал мотивирует автора писать больше. Успешные манги в журналах претендуют на создание аниме про этой манге. Так история проходит много фильтров. Кстати, можно изучить этот процесс в аниме Бакуман.

Сравните этот процесс с производством фильмов, например: сюжеты к фильмам не могут писать все подряд, какие-то фильтры есть, но всё же чаще обратную связь по истории мы получаем уже после появления фильма в кинотеатрах.

Пожалуй, 80% от всего аниме это шлак, но мы обычно про него и не знаем: популярными становятся в основном хорошие работы. В аниме я встречаю намного больше интересных историй, чем в кино, намного больше мотивации заниматься спортом, намного больше мотивации для подростков бороться за свои цели и мечты. Да, для должного эффекта нужно не всё подряд смотреть, но всё же я не могу вспомнить интересные фильмы, где, например, заинтересуют игрой в баскетбол/волейбол/футбол/го и ещё в процессе просмотра обучат основам.

Поэтому аниме это хорошо, а отечественных аналогов я не знаю. Есть хорошие мультики для малышей, но для 14+ ничего нет.

<…>

Погодин Павел. Ванпанчмэна сложновато понять, если это одно из твоих первых аниме.

По сути — это шикарнейшая пародия на целый жанр сененов, сюжет которых как правило идет по кругу — главный герой сталкивается с вызовом, героически превозмогает все сложности, становится сильней и побеждает, а потом сталкивается с новым вызовом — и далее по кругу.

Здесь же главный герой изначально(кроме завязки) слишком силен, и на этом стоится весь сюжет.

<…>

Alexey fulin. Классика аниме — Миядзаки. "Унесённые призраками", например, вполне дают это ваше "как поработал, так и заработал". А уж "Ведьмака служба доставки" — так вообще почти целиком про это.

<…>

Сергей Плехов. Смешарики очень хороший мультфильм, философский порой. Мне 40, а смотрю иногда, да и сын 7 лет котирует. А из аниме посоветовал бы SAO.

<…>

Юрий Сармат. С большим удовольствием смотрел спортивные аниме: "Почувствуй ветер" про бегунов, "Волейбол", "Скалолазка", "Гимнаст".

<…>

Лекс Айрин. Аниме бывает разным. В некоторых есть адекватная смысловая нагрузка. Кроме того, даже сваливающаяся внезапно сила имеет свою цену, и не всегда идёт во благо.

Советую, например, посмотреть "Ангельские Ритмы" или "Волшебный поезд: добро пожаловать на линию Оэдо". Ну или "Волшебный Индекс", если уж нравится Евангелион.

<…>

Птица Единорог. Аниме многообразно. Посмотрите, например, очаровательнейшие (в лучших советских традициях) "Полет Ведьмы" или "Метод небес". Миядзяки всего посмотрите. Замечательную "Власть книжного червя". Вторую экранизацию "Канон". Потрясающую "Ввысь" (Air).

Вроде бы откровенно абсурдистскую, и "странно начинающуюся" (будете смотреть, не бросайте на первой серии) вторую "Любовь близнецов".

Если более жёсткие хотите, "Реинкарнацию безработного", про человека, с нуля сделавшего себя самого. Фэнтэзи, но силу свою он получает не бесплатно, а сам её зарабатывает.

Потрясающий "Рейтинг Королей". Если же говорить об аниме, в которых герои получают силу "бесплатно", то им частенько приходится платить за неё постфактум. К примеру, Мадоку возьмем (как первый сериал с фильмом, так и второй, "Записки о магии").

Мало иметь силу, надо еще научиться ей пользоваться, и пользоваться ей правильно. И добится этого частенько тяжело. Фактически, достижение этого и есть достижение истинной силы. Об этом тоже многие аниме.

Тот же "Re:Zero". Классический (первый) "Код Гиас". Да и та же Мадока во многом и об этом: как применять силу; как с этой силой жить; как остаться собой. Значение имеет не твоя сила, а твои дела. И "сила" эта в итоге может оказаться не главной твоей силой, а главная — совсем в другом.

Есть стоящие аниме, есть откровенный шлак. Есть и выродившиеся серии. Яркий пример — "Девочка из Ада": первые две части шикарные, а то, что появилось потом, сохранило только формальную сторону, стерев все характеры и мотивации персонажей.

И, да. Не знаю, что там насчёт Тогийского Гуля (не смотрел), но Ева сильно распиарена, хоть и атмосферна. А Ванпачмэн сильно на любителя.


Патогеныч. Птица Единорог, это "Реинкарнация безработного" жёсткая? Как насчёт "Убийцы Акамэ"?


Птица Единорог. Патогеныч, "Безработный" значительно более жесткий, чем "Полет Ведьмы". А "Убийца Акамэ" мне не зашёл.


Патогеныч. "Полёт ведьмы" я не видел. "Безработный" был бы ещё лучше, не будь главный герой таким первертом. Жёсткость в плане реализма — хочешь поиметь выгоду, но что-то идёт не так, и твоя ошибка стоит кому-то жизни. И обыграно неплохо — быстро и жёстко, без всяких соплей. Как палец и циркулярка. Пересматривал два-три раза, кстати.

Убийца Акамэ не столько зашёл, сколько впечатлил. Когда герои, которым сопереживаешь, мрут один за другим, остаётся сильное впечатление.

Аниме — это про рисовку, а не про сюжет. Сюжет, как и у фильмов, совершенно разный. К классике можно отнести картины Миядзаки — "Унесённые призраками" и другие. К сильному сюжету я бы отнёс "Атаку титанов".

Работа над собой, превозмогание и т.д.? "Волейбол". Пародия? "Ванпанчмэн". Ненапряжная обывательщина? "Эта фарфоровая кукла влюбилась". Больше интеллекта в сюжете? "Тетрадь смерти", классика. Нужны сильные эмоции? "Убийца Акамэ". Комедия? "Богиня благословляет этот прекрасный мир", но тут можно и поспорить. И ещё миллион середнячков, где герой обладает суперсилой и спасает мир.

Поддержу совет посмотреть "Власть книжного червя", хорошая картина. Лично у меня наиболее сильные эмоции оставили "Атака титанов" и "Убийца Акамэ". Ещё зацепило "Тяжело быть мобом в мире отомэ игр", там главный герой шкодной.

<…>

Вячеслав Щегольков. Как человек с огромным анимешным стажем я не могу пройти мимо. Для начала, немного о моей жизненной позиции. Я считаю, что идеал недостижим. Мир не идеален, люди не идеальны, ибо идеал — это статичность (предел, остановка). Идеал нельзя улучшить, идеал нельзя усовершенствовать, ибо если это возможно, значит это не идеал.

Так как люди не идеальны, они никогда ничего идеального не построят, ибо всё, что было построено до сих пор руками человека, можно усовершенствовать, будь то стул, стол, машина, дом, город или страна. Какую бы стану или государственный строй ни построили люди, она не будет совершенна и не будет удовлетворять всех.

Людские недостатки и пороки продиктованы вопросом выживания человека. Благодаря гневу/агрессии в процессе эволюции нас никто не съел, и мы давали сдачи хищнику и сами охотились на него. Благодаря жадности/скаредности человечество не умерло с голоду, ибо потребляя больше, чем нужно, человек накапливал жир, который помогал ему выжить в голодное время. Мы не плохие и не хорошие, а такие, какие есть, поэтому у идеалистов никогда не получится построить идеальный мир. У человечества уже две тысячи лет как есть очень подробная инструкция, как приблизится к идеалу. Библия называется. Там всё очень подробно написано и расписано. Две тысячи лет — серьёзный срок, и…? Думаю, понятно, через призму чего я смотрю на аниме.

Как тут уже написали, аниме — способ донесения информации, рассчитанный на разную возрастную группу. У аниме нет какого-то основного оттенка, что оно, мол, хорошее или плохое. В нём каждый находит что-то для себя. Для всех. Причём вообще для всех и в особенности — для подростков. У аниме нет альтернативы для подростков ни в России, ни на Западе.

У нас если мультики, то для детей, если фильмы и сериалы, то для взрослых, а если ты уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, где твой контент? Были "Ранетки" для девочек, где они? Было "Кадетство" для мальчиков, где оно? Где контент для категории от 12 до, грубо говоря, 25 лет? А ведь это тот самый возраст, когда гормон начинает мозги сшибать со страшной силой. И вот тут мы подходим к особенностям человеческой натуры. Итак: ты мальчик, у которого начинается перестройка организма. Гормоны тебя штырят и колбасят по всякому начиная будоражить воображение фривольными картинами. Молодому организму хочется эротики, а где её достать?

Пару недель назад я рассказал, что отсмотрел три сезона разного аниме, остался недоволен увиденным и решил надолго закрыть для себя этот пласт мировой культуры.-6

Правильно, в аниме, а конкретно в жанре этти/эччи. Его яркий образчик — "Секирей". Типичный гаремник для подростков, который удовлетворяет их потребность в эротизме… Тот самый момент, когда из старых штанишек ты уже вырос, а новые тебе ещё не пошили. Посмотришь в российский сегмент — нет ничего для твоего переходного возраста (возраста инстинктов), посмотришь в западный — там вообще дичь какая-то, странная и непонятная. А тут — опа, аниме, где главные герои примерно твоего возраста. И чего тут только нет…

Хочешь узнать про типичную жизнь японских школьников или около того? "Повседневная жизнь старшеклассников" (Для девочек тоже есть. Про типичную жизнь японских школьниц). Мучают фобии? Посмотри, как другие с ними справляются в аниме "Работа!!" (Именно так, с двумя восклицательными знаками). Любишь музыку или рисование? Полно их! Из моих любимых, "Детройт, город металла". Интересует психология взаимоотношений среди одноклассников? "Розовая пора моей школьной жизни сплошной обман". Нравится спорт и хочется про это посмотреть? Легко и на любой вкус: бейсбол, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, велоспорт, бокс — "Первый шаг", боевые искусства — "Сильнейший в истории ученик Кенъити". Кулинария? Как пример, "Повар-боец Сома". Фермерство? "Серебрянная ложка".

Гормоны требуют удовлетворения низменных инстинктов? Легко. Нравятся типаж взрослой учительницы, пожалуйста, аниме "Что вы здесь делаете, учитель?". [Примечание О.М. — тут несколько названий аниме вырезано цензурой]. И всё это — без натуралистических подробностей, без перехода определённой черты… Поэтому аниме так популярно у подростков. Оно практически полностью удовлетворяет практически все их потребности…

Ещё рекомендую "Код Гиасс" про борьбу идеологий, сериал "Нет игры, нет жизни" и фильм "Розовая пора моей школьной жизни сплошной обман". Главные герои там достойные люди, которые принимают решения и меняют мир своим умом.

<…>

Александр. А вот мне, старому зануде, понравилось аниме "Сельскохозяйственные истории", там про использование микроорганизмов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности! Рекомендую, ничего подобного в России, США и Европе нет.

<…>

Игорь Д. Уважаю автора за решимость погрузиться в мир аниме, сам бы не решился потратить время на эти мультики. Но советские и лучшие российские мультфильмы всё же полезнее для наших детей и подростков, чем вся эта японская и диснеевская продукция.

<…>

Алекс В. Не смотрел ничего из перечисленного. Я смотрю другое аниме. А начинал с просмотра "Изгнанника" (Last Exile). Понравилось. Потом был "Призрак в доспехах"… Я читаю научную фантастику, поэтому и аниме меня привлекают того же жанра. Рекомендую "Кибер-виток", необычный сюжет про дополненную реальность. Да, для детей, но я его периодически пересматриваю. Ещё рекомендую Госик посмотреть.

<…>

Петр Ч. "Токийского Гуля" и "Евангелион" я не осилил, "Ванпанчмэна" не стал смотреть. Нытье главного героя достало примерно в третьей серии.

Я бы назвал другую тройку. "Тетрадь смерти" (запрещена в РФ), "Дрифтерс" (жалко, что закончили на первом сезоне), "Игра друзей" (вышел пока что первый сезон).

Все без милых гаремных девушек.

<…>

Павел. Очень советую посмотреть "призрак в доспехах", "Акира", "Манускрипт ниндзя", "Гангрейв".

<…>

Ваня Бурлаченко. Смешарики — совсем "не круто", поэтому смотреть подростки их по доброй воле не будут. Вот каким-нибудь Наруто подростки засматриваются, а Смешариками — нет. Значит, у Смешариков есть какой-то критический изъян, раз уж в конкурентной борьбе они проигрывают начисто.


Просто Я. Ваня, ребёнок ассоциирует себя с героями фильмов. Соответственно, ассоциировать себя со смешариком может ребёнок лет до 10, а в аниме герои человекопобны, у них есть своя жизнь, друзья и тд.

Три аниме, которые посмотрел автор, довольно унылые. Вообще, Япония в плане фильмов со смыслом сейчас сильно отстаёт.

Из хороших можно глянуть "
Перерожение в слизь" или "Внук мудреца".

А вообще, китайские сейчас лучше, например, "
Боевой мастер".

<…>

Роман Бондарь. Нельзя судить о кинематографе по трём топовым сейчас фильмам, потому что в топе три фильма про супергероев, и нельзя судить о литературе по трём топовым книгам, потому что там обязательно окажется условная Донцова или что-нибудь по американской повесточке.

Посмотрите ещё три аниме, но на этот раз пусть это будет, например, Миодзаки (автор), вот прям любое его аниме. Тут советуют в основном его "Унесённых ветром" (да, это шедевр). Я бы мог посоветовать "Ходячий замок". Или прекрасный и добрый "Мой сосед Тоторо", он для маленьких детей, в отличии от большинства прочих его работ.

Если считаете, что Миядзаки единственное исключение на общем тусклом фоне, то посмотрите "Серебряная ложка" или "Кулинарная битва Сомы" (его ещё у нас переводят как "В поисках божественного рецепта"), в этих аниме вообще нет супергероев со суперспособностями.

Поверьте, если уж "Ванпанчмэна" и "Евангилион" вы посчитали "ничего" (я, например, "Евангелион" вообще смотреть не смог, помойка, ей-богу, но каждому своё), то от этих аниме у вас останется очень приятное впечатление.