3,7K подписчиков

Карл Орф как музыкальный педагог

308 прочитали

С Карлом Орфом (1895-1982) чаще всего мы знакомы как со знамени- тым немецким композитором. Его новаторское произведение "Кармина Бурана" буквально завораживает слушателей. Сегодня же мы поговорим об этом талантливом музыканте как о педагоге, внесшем большой вклад в систему общего музыкального образования.

Карл Орф за дирижерским пультом. Фото из открытого доступа в интернете. https://366days.ru/media/article_images/4204/W_-gXC9BabQ.jpg.
Карл Орф за дирижерским пультом. Фото из открытого доступа в интернете. https://366days.ru/media/article_images/4204/W_-gXC9BabQ.jpg.

Как годы детства способствовали развитию музыкальной одаренности Орфа

Карл Орф родился в Мюнхене в 1895 г. в семье военного, был первенцем. Его родители были очень музыкальны: мама имела музыкальное образо- вание и была великолепной пианисткой, отец владел тремя музыкальны- ми инструментами. Музыкальностью отличались также дедушки, бабуш-ки и остальные члены семьи мальчика.

Уже для годовалого малыша любимым местом стало пространство под роялем, где он подолгу мог слушать игру мамы. В два года ребенок тре- бовал, чтобы его сажали к роялю для извлечения звуков под собственное громкое пение, а в 5 лет мама начала систематическое обучение сына музыке. Нельзя сказать, что Карл прилежно учился. Ему не нравились скучные гаммы и упражнения, зато он преображался при возможности импровизировать. Овладев нотной грамотой, стремился записывать свои музыкальные фантазии самостоятельно; очень рано выучился читать, писать и сочинял рассказы. Однако никогда не любил школу.

Карл Орф изучает партитуру.Фото взято из открытого источника в интернете.https://orffstiftung.de/fileadmin/images/bild_im_textfeld/Orff-lesend-1000.jpg
Карл Орф изучает партитуру.Фото взято из открытого источника в интернете.https://orffstiftung.de/fileadmin/images/bild_im_textfeld/Orff-lesend-1000.jpg

В чем заключалось новаторство композитора

Творчество Орфа заняло особое место в культуре ХХ века благодаря яркому новаторству музыканта. Он стремился к интеграции театра и музыки, что было в то время необычно и не всегда понятно. Его мечтой было желание создать яркие, невиданные театральные постановки, где воедино связаны музыка, вокал, хореография. Поэтому в его творчестве, как отмечали музыковеды, нет "чисто музыкальных" произведений.

Орф любил фольклор. Сборник стихов бродячих поэтов ХIII века "Carmina Burana"дал начало созданию абсолютно нового музыкально-театрально- го произведения с тем же названием, жанр которого был определен как "песнопения с картинами". Потом Орф создал мимический спектакль с пением «Catulli Carmina» по стихам античного поэта I века до н.э.Катуллы и соединил оба творения воедино. 3-ей частью этого цикла - триптиха - стал "сценический концерт" с декорациями и костюмированием - «Trionfo di Afrodite» ("Триумф Афродиты").

Театральному искусству композитор посвятил около 20-ти своих работ, которые нельзя назвать ни операми, ни драматическими спектаклями. Сближая их, экспериментируя, он создал новый тип спектакля, создаю- щего интеграцию элементов разных театральных форм.

Сцена из спектакля "Кармина Бурана". Фото взято из открытого источника в интернете https://sun9-46.userapi.com/impf/c624816/v624816479/2410c/2v0HT2go8lQ.jpg?size=1280x881&quality=96&sign=e84c32e9bca16c3254feb5e5e183b318&c_uniq_tag=KfEk2uaEjczQpc-LNCOOX0c-bi3u_NWfrNJZytQF5WU&type=album
Сцена из спектакля "Кармина Бурана". Фото взято из открытого источника в интернете https://sun9-46.userapi.com/impf/c624816/v624816479/2410c/2v0HT2go8lQ.jpg?size=1280x881&quality=96&sign=e84c32e9bca16c3254feb5e5e183b318&c_uniq_tag=KfEk2uaEjczQpc-LNCOOX0c-bi3u_NWfrNJZytQF5WU&type=album

Как композитор-новатор стал музыкальным педагогом-новатором

Педагогическая деятельность стала привлекать композитора с 20-х гг. ХХ века. В 1924 г. Орф помог открыть школу танца, гимнастики и музыки молодой гимнастке Доротее Гюнтер "Гюнтершуле", куда его пригласили преподавать. Там он и увлекся созданием собственной методики общего музыкального образования и в 1932 г. издал ее под названием "Шуль- верк" ("Школьная работа"). В ее основу положена индивидуальная и групповая музыкальная импровизация на специально созданных для детей музыкальных инструментах в "оркестре Орфа".

Основой работы с детьми Орф посчитал развитие чувства ритма, а также интеграцию музыки со словом и пластическим движением. В начале об-учения использовались звучащие жесты - хлопки, щелчки, притопы, а также простые шумовые и ударные инструменты: трещотки, барабаны, бубны, бубенчики. Затем постепенно вводились звуковысотные инстру- менты - металлофоны, ксилофоны, блокфлейты. Дети представляли со- бой симбиоз взаимодействий хорового, инструментального, танцеваль- ного, композиторского, актерского "коллективов".

Занятия с детьми по системе Карла Орфа (современное фото). Взято из открытого источника в интернете. https://www.ncaosa.org/wp-content/uploads/2014/08/Xylo-circle-e1511124586125.jpg
Занятия с детьми по системе Карла Орфа (современное фото). Взято из открытого источника в интернете. https://www.ncaosa.org/wp-content/uploads/2014/08/Xylo-circle-e1511124586125.jpg

Что такое Орф-подход

Это путь обучения, ориентированный на реализацию потребностей ре- бенка в собственном развитии с помощью элементарного музицирова- ния. Как каждый ребенок легко овладевает родным языком, так и в ран- нем возрасте он может естественно овладеть языком музыкальным. Подобранная для занятий музыка близка миру ребенка, ее создание и воспроизведение идет сродни игре: петь и приплясывать; играть на ин- струментах и что-то акцентировать, выкрикивать; владеть своим телом, голосом; выражать те чувства и настроения, которые переполняют. Ина- че говоря, ребенок свободно самовыражается как творческая индивиду- альность.

Наиболее часто применяются такие виды деятельности, как пение (почти всегда с движением), декламация и речевые ритмические упражнения, театрализация, слушание музыки с последующим ее анализом, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация (часто сочетаемая с освоением теории музыки ), танец и движение под музыку.

Интересно, что Карл Орф получал высокий эффект в работе не только со здоровыми детьми. но и имел яркую положительную динамику по резуль татам занятий с детьми, обладающими "особенными потребностями". Не однажды присутствующие на его занятиях педагоги отказывались верить тому, что перед ними замечательно поют, играют, сочиняют мелодии, вы-разительно говорят и двигаются именно те малыши, которые имеют серь езные особенности развития.

Основные инструменты детского оркестра Карла Орфа. Фото взято из открытого источника в интернете. https://buroperevodov.su/800/600/http/mimamuzica.ro/fiseramea/2019/10/Orff-instruments-1-850x600.jpg
Основные инструменты детского оркестра Карла Орфа. Фото взято из открытого источника в интернете. https://buroperevodov.su/800/600/http/mimamuzica.ro/fiseramea/2019/10/Orff-instruments-1-850x600.jpg

На фото внизу Карл Орф находится со своими учениками. К великому сожалению, здание, все имущество и уникальные музыкальные инстру- менты "Гюнтершуле" полностью погибли в результате бомбежек во 2-й мировой войне.

Карл Орф с учениками "Гюнтершуле". Фото взято из открытого источника в интернете.https://s3.observador.pt/wp-content/uploads/2020/09/04123335/GettyImages-1213264363-scaled.jpg
Карл Орф с учениками "Гюнтершуле". Фото взято из открытого источника в интернете.https://s3.observador.pt/wp-content/uploads/2020/09/04123335/GettyImages-1213264363-scaled.jpg

Уважаемые читатели, полезной ли была для вас эта статья?