- Так каков ваш ответ? Вы готовы приехать сегодня на собеседование? - спросил мой потенциальный работодатель на том конце провода.
Я оживлённо закивала, как будто он мог это видеть:
- Да, да, я подъеду.
- В таком случае будьте готовы к проверке на стрессоустойчивость.
Я усмехнулась. Это работа моей мечты, разумеется, я готова к любой проверке, если, конечно, это не требует бегать голышом по помещению.
Собеседование было назначено на час дня. Сначала я волновалась. Мне казалось, что я выгляжу глупо, что я забыла все термины, которыми пользовалась в своей психологической практике, что я не способна справиться ни с одной проблемной ситуацией. Я выпила подряд два эспрессо, умылась ледяной водой, но полегчало мне только тогда, когда я включила компьютер и почитала отзывы своих клиентов о себе как о психологе. Отзывов было немного, всего шесть, ведь и опыта у меня было всего лишь полгода. Клиника,в которой я работала, перестала существовать. Нас просто распустили, поблагодарив и выплатив большие премии. Мне тогда было очень жаль уходить оттуда, ведь мой первый реальный профессиональный опыт я получила именно там. А добрые и мотивирующие слова, оставленные моими клиентами, говорили о том, что, кажется, справлялась я неплохо. Как бы то ни было, нужно было искать новую работу, чем я активно занималась вот уже две недели. И, наконец, нашла.
Собеседование, на которое я отправлялась, было на должность психолога в крупнейшей клинике, куда мне случилось попасть один лишь раз очень давно, когда я записалась на приём к какому-то специалисту. Помню,ощущение было такое, что я оказалась в музее. Цены там были космические, но и зарплаты сотрудников, как выяснилось, соответствующие. Попасть туда - значит, не нуждаться больше в деньгах, помочь маме с ремонтом, вернуть подруге долг, о котором она уже и забыла. Попасть туда - значит, заниматься любимым делом, которое я выбрала для себя сама.
Приехав к назначенному времени, я обнаружила, что передо мной сидит еще один претендент на эту должность.
- Нас позовут, - сообщил он и улыбнулся. - Тоже думали, что будете одна?
- Что, моё лицо так открыто демонстрирует недовольство? - я улыбнулась в ответ.
- Скорее разочарование, - парень протянул мне руку. - Алексей.
- Настя, - представилась я.
- Вы уже работали в таких клиниках?
- В таких крупных нет. Но опыт был. А вы?
Алексей рассказал, что до этого был школьным психологом. Несколько лет он проработал в школе и осознал, что всё это время занимался больше бумажками, чем своими прямыми обязанностями.
- Вот представьте: подрались двое учеников. Мне бы беседу с ними провести, методику применить. А мне вместо этого что велят делать? Правильно: писать отчёт. Предоставить отчет о случаях агрессии в классе за учебный год. Провести психологический тест, определяющий уровень агрессии.
- Это же абсурд просто! - я оживилась, эта тема была мне знакома,- То есть пока те двое там морды, извините, бьют, вы должны тесты на агрессию проводить?
- Вот именно! - Алексей засмеялся - Представьте, не разнимать, а лишь спрашивать: “Насколько ты сейчас агрессивен?”
“Алексей Петрович”, - девушка выглянула из-за двери шефа и позвала моего собеседника. Он показал мне сжатые кулаки, мол, всё будет хорошо, и скрылся, закрыв за собой дверь.
Я осталась одна в холле. Здесь было так тепло, комфортно, играла умиротворяющая спокойная музыка.
Я просидела так минут пятнадцать, затем дверь шефа открылась и оттуда вышел Алексей. Он был подавлен.
- Не взяли, - сообщил он.
- Ну вот, - протянула я.- Но почему?
“Анастасия Викторовна”, - девушка вновь выглянула из-за двери и позвала на этот раз уже меня.
Мне как-то неловко было оставлять Алексея одного.
Я попыталась было поддержать его:
- Не расстраивайтесь! Уверена, вы найдете отличную работу, которая...
“ Поспешите, пожалуйста,” - поторопила меня помощница шефа.
- Я дождусь вас,- уныло сказал мне вслед Алексей, и я зашла в кабинет.
Меня встретил теплый и участливый взгляд пожилого человека в белом медицинском халате. Он представился Юрием Семёновичем, и я поняла, что это тоже психолог, точнее, психотерапевт с огромным стажем работы.
Он начал задавать мне вопросы, и я спокойно выдохнула. Вопросы были вполне себе приличные, некаверзные, можно даже сказать, дежурные. Мне нужно было рассказать о своих главных профессиональных достижениях и о том, почему я вообще выбрала этот путь. Также врач задал вопрос о конфликтах с пациентами, случались ли такие. Слава Богу, такие на моей практике не происходили. Далее он включил пару минутных роликов, где пациенты описывают свои чувства и эмоции, мне нужно было сложить их в клиническую картину и дать им определения. С этим я справилась и была уверена, что собеседование подошло к концу, как вдруг Юрию Семёновичу позвонили. Он зачем-то включил громкую связь, и я услышала голос ребенка, подростка лет двенадцати. Это был его сын.
- Тебя что, из школы исключить грозятся? Вот я тебе дома задам! Опять в футбол гонял вместо английского? - возмутился отец
- Опять, - поникшим голосом сознался мальчик.- Да не нужен мне этот инглиш, пап! Я терпеть его не могу!
Возникла странная пауза, а затем Юрий Семёнович неожиданно обратился ко мне:
- Анастасия Викторовна, попробуйте на правах психолога уговорить этого шалопая ходить на английский. Меня он слушать, видимо, не хочет.
Я немного растерялась. Я не поняла, было это тестовое задание или реальная просьба. После нескольких секунд раздумий я заставила взять себя в руки и нарочито удивлённым тоном обратился к отцу мальчика :
- Что вы? Разве я смогу на него повлиять? Он же взрослый человек и уже осознанно принимает решения.
Затем я стала говорить уже с мальчиком :
- Как тебя зовут?
- Слава.
- Я слышала, ты футболом увлекаешься. Какие команды нравятся?
- Ну… Разные, - задумался мальчик, - Реал Мадрид особенно люблю. Они крутые. Я бы мечтал играть, как они. Как Роналду.
- Ооо, Роналду даже я знаю, хотя я не фанат футбола. Знаешь, мы, девочки, больше по косметике и всякой такой ерунде.
Подросток на том конце провода хихикнул.
- Слава, а что бы ты сказал Роналду, если б встретил его? - спросила я
- Я бы попросился в его команду. Хотя бы на один день. Я же тоже неплохо играю.
- А давай представим, что я - это Роналду. Oh, hi, boy, how are you? Join our team, we need such a good player.
Я специально сказала фразу на английском. По-русски она означала “Привет, парень, как дела? Присоединяйся к нашей команде, нам нужен такой хороший игрок, как ты.
Мальчик растерялся.
- Эээ…Хай, - промямлил он в ответ.
- So what is your answer? - я спросила мальчика, каково будет его решение
Повисла длинная пауза. Наконец, Слава сказал:
- Я не знаю английский…Я не понимаю, что вы говорите
- Роналду только что предложил тебе стать частью его команды, так как ты отличный игрок. А ты этого не понял.
Слава вздохнул.
- Ты теперь понимаешь, зачем нужно учить английский? - продолжила я мягко. - Не для того, чтобы папа был доволен. И не для пятерок в дневнике. А для того, чтобы ты мог стать ближе к своей мечте.
- Понял, - буркнул Слава.
- Давай мы с тобой договоримся: ты просто будешь ходить на занятия и постараешься слушать, что там говорят. Необязательно получать пятерки и четверки. Просто ходи. Хорошо?
- Ладно, - хмуро пробормотал мальчик.
На выходе, как и обещал, меня ждал Алексей.
-Ну как? - нетерпеливо спросил он.
- Ничего не сказали, - пожала я плечами. - Вроде всё хорошо было…но они лишь сказали “Мы дадим вам знать позже”. Очень многообещающе.
- Ну вам хоть так сказали. Меня вообще послали лесом.
Мы вышли на улицу в суету и дождь. Зонта ни у кого из нас не было, но скоро мы привыкли к каплям на лице и перестали ощущать их.
- Может, поболтаем немного, посмотрим на реку? - предложил Алексей.
- Да, давайте.
Мы перешли дорогу и пошли вдоль моста, под которым хмуро и полусонно дрожала серая река.
Мне думалось сперва, что я понравилась Алексею, потому он и решил дождаться меня, прогуляться, пусть даже в такую погоду. Он мне тоже был симпатичен. Но чем дольше мы разговаривали, стоя на мосту, тем больше печальных подробностей о своей жизни он мне рассказывал, и ни о каких знаках внимания речь не шла и в помине.
Он говорил мне, как важна была для него эта работа. Рассказывал, насколько он безразличен своей жене, которая, у него, как выяснилось, есть. Говорил, что у него накопилось немало долгов.
- Красиво, - произнес он, глядя на реку.
Я как-то подозрительно на него покосилась и кивнула:
- Да, пожалуй.
Вдруг он резко обернулся и посмотрел на меня совершенно дико, безумно:
- Настя! То, что случилось сегодня, было последней каплей. Я не представляю, как я расскажу жене о своем промахе. Сегодня мне вслед она и так прокричала, что я неудачник и у меня ничего не выйдет. Настя, передайте ей вот это, - он отдал мне конверт с адресом. - Этого хватит на полгода. А я… просто устал.
То, что произошло дальше, меня просто шокировало: Алексей перелез через ограду моста и приготовился к прыжку.
Мое сердце забарабанило так громко, что я впервые поняла фразу “сердце выскочит из груди”.
- Лёш, - услышала я свой голос. - Если ты сейчас прыгнешь, то я тебя больше не увижу. А ты единственный человек, который мог бы мне помочь.
- Настя, не нужно…
- Пожалуйста. Дай мне один день. А потом делай что хочешь. Без тебя я не дойду до дома. Меня просто покалечат.
Алексей замер, не решаясь ни на какое действие.
- Кто тебя покалечит? Что за выдумки? - спросил он нервно
- Мой бывший парень, Олег. Пять минут назад он написал мне, что, проезжая, видел нас вместе, и что я получу от него по заслугам. Он и раньше занимался рукоприкладством. Поэтому я сбежала от него. Просто помоги мне дойти до дома. Очень прошу.
Я это не выдумала. Частично это была правда. Олег прислал смс, что видел нас. Но в одном я солгала. Он написал, что ждет меня у подъезда, чтобы поговорить. О расплате физическим насилием, конечно, речи не было. Но я хотела всеми правдами и неправдами вытащить Алексея, спасти его. Я бы не простила себя, потеряв его вот так, сейчас, едва узнав. Меня трясло, как в лихорадке, словно не он, а я, стою там за оградой.
Секундой позже Алексей быстро и бодро перешагнул назад, остановился передо мной и улыбнулся.
- Уговорила, - сказал он как-то странно весело
Я испытала такое облегчение, что мне показалось, что это и есть счастье, настоящая эйфория.
Я обняла его крепче, чем обнимают друг друга люди, знакомые несколько часов, и крепче, чем обнимают друг друга братья. Мне вообще не хотелось вырываться из этих объятий.
Но голос Алексея прервал мои счастливые размышления.
- Поздравляю, Анастасия Викторовна, Вы приняты на должность психолога нашей клиники, - сказал он с ужасной, дежурной улыбкой работника компании.
- Ты...ты серьезно?- я ошалело смотрела на него во все глаза.
- Абсолютно. Меня зовут Ренат, я менеджер по подбору персонала. Я сразу обратил внимание на ваше резюме. По словам Юрия Семеновича, вы прекрасно прошли собеседование в его кабинете. А сейчас, выполнив наше главное тестовое задание, вы проявили высшую степенЬ стрессоустойчивости и профессионализма: вы заставили человека переключиться с мыслей о смерти и спасли ему жизнь.
- Человека?!- гнев переполнял меня всё больше…- Ты... ты не человек! Ты… Да пошли вы все! Плевать я хотела на вашу должность!
Я не помню, как оказалась дома. Помню, что я бежала по мосту. Помню, что дождь перешел в ливень и мои волосы стали холодными и тяжелыми. Помню, что у подъезда Олег предложил мне поговорить, но не помню, что я ответила, как поднялась по лестнице, как переоделась.
Я, видимо, потом уснула, и проснулась, когда дождь сменился ярким солнцем, и оно слепило глаза. Возле меня сидела мама с подносом, на котором был дымящийся чай и бутерброд.
- Мам... Сегодня со мной такое произошло…- начала было я, но мама меня перебила:
- Знаю, -сказала она. - Ты всё мне рассказала сегодня.
- И про мост рассказала?
- И про мост.
- И что мне делать?
- А что тебе сердце подсказывает? - мама провела рукой по моим волосам и улыбнулась.
Я знала, что говорит мне сердце. Но вот гордость...
- Я хочу там работать. Очень хочу. Но это же так унизительно, после всего, что они сделали…
Мама пододвинула ко мне поднос и сказала:
- Нет ничего унизительного в том, что ты будешь у них работать и помогать сотням людей решать их проблемы. Сегодня ты спасла иллюзию, а завтра ты спасешь живого человека. Относись к этому именно так.
Это были именно те слова, которые мне нужно было услышать.
Через неделю состоялся мой первый рабочий день на должности психолога в этой клинике.
А вы бы пошли работать в компанию после подобного собеседования?