Доброго здравия, уважаемые гости и подписчики канала «Школа-Дома»!
Правитель У-ван был настолько честным и благородным, что, после поражения Чжоу-синя, не показал стремления занять трон побеждённого. Да, именно так!
Его, правителя княжества Чжоу, вполне устраивало настоящее то положение, в котором он находился. Есть княжество, есть реальная власть, которую не нужно подтверждать родословными «от богов». В связи с чем У-ван не занял трон государства Шань, а, поступил очень даже дальновидно.
На место свергнутого «императора» Чжоу-синя, У-ван, как победитель, «назначил управляющего» землями Шань. Этим «управляющим» стал сын свергнутого «императора», Лу-фу (он же У-гэн). Но, не всё так просто…
У-ван выпустил из тюрем Шань заключённых…
Вероятно, объявив их «политическими заключёнными, жертвами» режима ужасного Чжоу-синя.
Затем провёл «ревизию» продовольственных складов, выделил в запасах часть рисового зерна и, раздал его беднякам государства Шань. Результатом стала поддержка У-вана среди многочисленных, не богатых, шаньцев.
Богатые шаньцы, и те, кто поддержал У-вана в его военном походе против Чжоу-синя, тоже не остались без «даров». Оставшуюся часть зерна (и много другого имущества) была распределена среди победителей.
Для того, чтобы не случилось неприятностей с возведённым на престол Лу-фу, У-ван приставил к нему в качестве советников (соправителей?) своих младших братьев Гуань Шу-сяня и, Цай Шу-ду.
После чего У-ван покинул шаньскую столицу и, уехал обратно в Чжоу.
Однако же, рассказ о деяниях У-вана, становлении династии Чжоу и её возвышении будет совершенно не полным, если не упомянуть младшего брата У-вана по имени Дань (Чжоу-гун).
Очень интересный правитель… Всегда, всячески и, самым бескорыстным образом (как утверждают источники), Чжоу-гун помогал своему старшему брату У-вану в управлении княжеством.
В награду за преданность, честность и, конечно же, ум, У-ван пожаловал своему брату обширную область, носившую название княжество Лу.
Чжоу-гун, естественно, отказался и, остался при дворе У-вана, помогая ему в управлении.
В 1115 году до нашей эры У-ван умер. Следующим правителем Чжоу должен был стать его сын Чэн-ван. Но Чэн был ещё очень мал, в связи с чем и, с целью сохранения мира и порядка в княжестве, Чжоу-гун сам провозгласил себя правителем Чжоу до достижения Чэн-ваном совершеннолетия. То есть, Чжоу-гун стал регентом при малолетнем правителе Чжоу. И. вполне естественно, что данное деяние сильно не понравилось другим братьям У-вана, Гуань Шу, Цай Шу и, Хо Шу.
А как иначе? Какой-то там братец, без уведомлений и, «честных выборов», провозглашает себя правителем, «подвинув» при этом очень даже законных претендентов на престол.
Но, что же делать «обездоленным» братьям без армии и поддержки среди населения Чжоу? Конечно же обратиться к «законному императору» (деятельность которого они контролировали) Лу-фу (У-гэн).
Что братья и сделали. «Объединившись» с У-гэном, они подняли восстание среди шаньцев и, собрав армию, отправились свергать столь «не демократичного» братца.
Однако затея братьев не принесла им успеха. Чжоу-гун не стал дожидаться прибытия армии мятежников и, выступил им навстречу. Итогом стало поражение восстания. А. вожди, Гуань-шу и У-гэн, казнены.
Это было второе крупное поражение шаньцев и, именно оно послужило поводом для других князей «империи Шан» засомневаться в «легитимности» власти «императоров» династии Шан. Шутка ли, два раза подряд некий, не «богорожденный» князь одерживает победу над потомками небесных владык. Да уж, есть о чём задуматься…
Дважды Небо было благосклонно к князьям Чжоу, а это уже знак свыше о том, что именно князья Чжоу должны возглавить «империю».
Оставалось лишь обосновать легитимность власти новой династии, что и было оформлено в так называемом учении о Мандате Неба.
Суть учения в том, что власть любого правителя (всего Китая) легитимна только в том случае, если она приобретена только под покровительством бога Шанди.
А, как нам известно, Шанди после своего правления на Земле, переселился на Небо. Следовательно, живя на Небе, Шанди олицетворял собой Небо. Небо же не принадлежало никому, то есть, у него не было «хозяина». Именно поэтому только Небо могло сделать власть любого правителя легитимной.
Дальше ещё интересней…
Согласно учению о Мандате Неба, правитель просто обязан быть мудрым, добродетельным и, справедливым. Только в этом случае он мог рассчитывать на получение «Мандата» (официальный документ? «Ярлык» на управление?) на управление «Поднебесной империей», то есть, на управление всем тем, что уже находилось во власти и под управлением Неба…
Получается, что древние китайские правители фактически были назначенными правителями. А, вот что это за такое образование, под названием «Небо», в этом нужно ещё разобраться. Что мы и сделаем, но, в других публикациях.
Руководствуясь именно учением о Мандате Неба легко обосновать смену правящих династий. Если «император» правящей династии совершает поступки, которые не нравятся «Небу» (Шанди), то «Небо» смещает действующего «императора» руками более достойного претендента.
Как-то так…
На этом, дорогие друзья, позвольте закончить.
Если статья вам понравилась, не забудьте поставить «палец вверх»!
Благодарю вас за внимание!
До новых встреч!