Найти тему

Советы родителям по активизации речи ребенка

1. Давайте ребенку соску только по необходимости. Имеется закономерность, что дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной нарушения развития артикуляционного аппарата, а именно неправильного прикуса. Мышцы языка при частом сосании соски не будут активизироваться и работать должным образом, поэтому в дальнейшем будет страдать звукопроизношение.

2. Делайте с детьми артикуляционные упражнения: подуть на ватку, губки трубочкой, как будто ребенок целует маму, улыбка, показать все зубки, надувать и втягивать щечки.

3. Повторяйте за малышом слоги, лепетные слова, которые он произносит.«Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

4. Развивайте мелкую моторику,т.е пальчики рук, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка. Здесь можно с детьми выполнять множеств заданий: рисование на манной крупе, нанизывание бус, собирание пирамидки, собирание фасоли, гороха, отыскивание небольших игрушек в различных крупах. А также большую роль в стимулировании мелкой моторики играют детские потешки с выполнением простых движений, например, «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?»

5. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

6. Стимулируйте ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

7. Заведите индивидуальный альбом для ребенка по развитию речи. В альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, овощей, транспорта, деревьев,семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п.

8. Читайте сказки или пойте колыбельные песни ребенку перед сном, но не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с ребенком: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

9. Используйте при ребенке только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго или будет очень много нарушено звуков у ребенка.

10. Купите ребенку детские музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.

Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.