Найти тему
149 подписчиков

#КиноФлексия | «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»

  • Авторская рубрика Екатерины Муравьёвой, благодаря которой искушённый зритель может не только посмотреть, но и "прочитать" реально стощие фильмы, снятые в разных уголках нашей планеты.

КиноФлексия - моя рубрика, в которой я коротко и четко размышляю о фильмах. Здесь будут как ссылки на авторитетные источники и экспертные мнения, так и моя рефлексия по поводу особенно затронувших меня тем в фильме. Приятного чтения для приятного просмотра!

*характер статей любительский, не носит нравоучительного смысла и не возводит всё написанное в безусловную истину

Как-то на Италию меня потянуло, заметили? Гостем второй рубрики КиноФлексии в этом месяце становится фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» (1997), главную роль которой он сыграл сам.

Для меня этот фильм судьбоносный: именно после его просмотра я
!ВПЕРВЫЕ! загорелась идеей вести что-то вроде личного блога о фильмах.

Раньше я выкладывала в Instagram-stories два предложения по каждому понравившемуся фильму (каждому из которых, естественно, ставила оценки 10/10, 11/10, 1000/10 и даже «много из десяти»). Этот фильм подтолкнул меня к желанию изливать чувства о просмотренном, а не ставить оценки (я же не КиноПоиск, в конце концов!). Поэтому этот фильм обязателен к просмотру или (в нашей рубрике это возможно!) к прочтению.

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск

«Это простая история, но её нелегко рассказать…»

В фильме много горя, но при этом он, как сказка, полон чудес и счастья. На мой взгляд, именно такой парадокс взят за художественную основу кинокартины, а его осознание в контексте фильма вызывает слёзы, и горькие, и светлые одновременно. «Хайлайты» фильма - холокост, Вторая Мировая, концлагерь, а также семья, любовь и…игра. Посмотрели бы? (да она умеет рекламировать продукт!)

Конец 80-х и 90-ые подарили миру новые фамилии и революционные картины. Как сказал мой наставник по сценарному мастерству, «там можно плюнуть в каждое второе название, и на что-то очень интересное наткнёшься». С этой точки зрения, не могу не упомянуть, что наш фильм был создан в один год с фильмом «Титаник» (кстати, выяснилось, что не все мои читатели его смотрели, посмотрите его вместе с документальным фильмом от Star Media, рекомендую!).

Давайте же уже прочитаем, о чем нам рассказывает Роберто Бениньи!

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск
  • Во время Второй Мировой войны семья еврейского итальянца Гуидо попадает в концлагерь. Изобретательный отец придумывает игру, которая не только помогает сыну выжить, но и уберегает его психику от раннего осознания жестокости и насилия холокоста. Он врёт сыну, что происходящее в лагере - «мини-квест», приз в котором - настоящий танк. На самом деле, легкие правила игры - это сложные правила, которые помогут ему выжить.

Италия на пороге войны

Затянутая экспозиция. Экспозиция очень затянутая. Тянулась экспозиция и затянулась. Примерно так я бы рассказала вам о действительно затянутой экспозиции, которая, на самом деле, вовсе не затянутая, а необходимая для раскрытия образа Гуидо и создания хронотопа. Итак, мы видим Италию на пороге войны, (1939 год), Италию с зачатками нацизма и, соответственно, непринятия еврейского народа. О том, насколько далеко зашли враждебные настроения, можно судить также из того, что действие разворачивается в Ареццо, итальянском областном городе (то есть даже не крупный город, а что-то вроде «глубинки»).

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск

Фашизм встречается народным торжеством, хотя зигу ошибочно кидает Гуидо, с которым мы знакомимся в первой сцене экспозиции. Очень лаконичный и тем самым удачный, на мой взгляд, режиссёрский ход: продемонстрировать народное настроение через яркую черту главного героя.

Нелепый и забавный - таким мы видим Гуидо в экспозиции. Этот добряк и фантазёр ведёт беззаботную и, порой кажется даже бесцельную жизнь; постоянно попадает в нелепые ситуации, которые окрашены в светлые тона, благодаря его светлой улыбке. Освещает лицо героя и его любовь по отношению к даме сердца Доре, которую он ласково называет «принцессой» и ради которой совершает максимально милые «подвиги» в своём максимально нелепом стиле (обязательно оцените панч про арийский пупок!). И эти искренность и жизнелюбие (наверное, моё самое любимое клише, ну потому что по факту!) выигрывают на фоне окружения Доры и влюбляют её в своего чудаковатого поклонника.

источник фото - Кинопоиск
источник фото - Кинопоиск
Знаете, а ведь красивая, хоть и гиперболизированная метафора отношения мужчины к женщине. Весёлый и воодушевленный милаш, который относится к возлюбленной, как к принцессе, и постоянно совершает для неё маленькие искренние подвиги - то, к чему стремится душа каждой маленькой девочки внутри нас :)

Приехав из деревни в город и поселившись у состоятельного дяди, неисправимый оптимист Гуидо, полный энтузиазма, восторженно восклицает: «…хочешь что-то делать - делай!». Однако вскоре эти слова начинают обращаться против него, потому что город, казавшийся ему источником свободы, в конце концов начнёт душить его.

источник фото - Кинопоиск
источник фото - Кинопоиск

Несмотря на любовную линию и линию забавных приключений Гуидо в городе, мы видим череду тревожных сигналов, самым ярким среди которых становится изуродованный конь дяди Гуидо, на котором написано по-немецки «Внимание! Еврейский конь». Следом звучит скорбное предупреждение, что и с племянником случится подобное. Однако Гуидо воспринимает слова дяди всё с тем же неподдельным юмором и кажущимся легкомыслием. В этом настроении он крадёт свою «принцессу» с её же свадьбы, причем на разукрашенном коне.

Мне кажется, что выезд Гуидо на коне, который срывает свадьбу богачей, символизирует окончательно сгустившиеся тучи над прежней жизнью Гуидо и, в то же время, его протест «высшей расе», собравшейся в банкетном зале. И он действительно (чисто физически, сидя на коне) выше этих всех дамочек и мужичков, которые не задумываются о смертях больных людей, обсуждая задачи по алгебре.

Апофеоз «святого дурачка»

Источник фото: Кинопоиск
Источник фото: Кинопоиск

Как же мне нравится это заглавие (придуманное мной, да)! Всю затянутую завязку (47 минут!) и даже в начале 2 акта я просто умилялась образу Гуидо и молча ждала, где же оно, активное развитие событий и «прекрасная жизнь» в конце? А в итоге я получила слёзы, боль и чрезвычайное восхищение этим персонажем. Как вы уже, возможно, догадались, наш герой обрёл счастливую семью (очень художественно, конечно, режиссёр показал явление сына Джозе на свет, хаха), завоевав любовь Доры, начал вести своё мало прибыльное, но честное и желанное дело (управление книжным магазином). Но активно начало сбываться пророчество дяди Гуидо: вот уже объявления, гласящие, что «евреям и собакам вход воспрещён», вот сеньор, небрежно тушащий сигарету о магазинное стекло еврея, а вместе с этим бесконечные походы Гуидо в префектуру, бабушка, оборвавшая связь с внуком-полукровкой. В конце концов Гуидо с сыном попадают в конц-лагерь. Туда же вслед за семьей отправляется и Дора (кстати, надо отметить эту героиню, которая, мне кажется, изначально понимала все риски своего решения стать женой Гуидо, но все равно выбрала любовь).

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск

Жизнь в концлагере - мучения для порабощенных евреев, но игра для Джозе и подвиг для Гуидо. Здесь мы видим обыгрывание понятия «ложь во благо», а парадокс создается посредством перевернутого трюизма: «Врать детям, особенно своим - не хорошо». Фильм утверждает обратное: «Врать ради спасения детям, тем более своим, - необходимо».

Гуидо - герой. Его героизм - в выполнении отцовского долга, несмотря на обстановку ненависти и агрессии вокруг. Даже вопреки ужасам нацизма, Гуидо подарил Джозе детство, причем, с исполненной детской мечтой, ведь в конце «игры» мальчик прокатился на настоящем (русском!) танке.

«Жизнь прекрасна», потому что ребёнок был окружён смертью и насилием, но не видел их, не плакал от страха.

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск
Получается, что эта простота, которая казалась нам легкомыслием, нелепые фантазии и чудаковатые поступки дурочка становятся победоносным оружием против жестокости и ненависти. Именно изобретательность и вечная неподдельная улыбка отца спасли жизнь одного невинного ребёнка.

Гвидо понимал всё и с самого начала. И в финале фильма он знал, куда уводит его нацист с оружием в руках. Но даже в этот кульминационный момент он не снял с лица добродушной улыбки «простачка». Ей он улыбнулся спрятанному Джозе в последний раз, успокоив и рассмешив сына своими кривляниями.

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск

Эмоциональный получился выпуск, чувственный такой… Согласитесь, нестандартная кинокартина о войне: от названия до сюжета, всё здесь построено на контрастах. Этому соответствует даже сам жанр трагикомедии. Трагикомедия о войне - новое слово в кинематографе. И здесь оно утверждает жизнерадостность, добродушие и неподдельную простую позитивную улыбку - те качества, которые кажутся слабостью, а, на самом деле, они не предадут.

«Жизнь прекрасна» - это не фильм деталей и не фильм замысловатого сюжета. Это фильм о светлых чувствах, которые поглощают зло, о чувствах, которые способны сотворить чудо даже в обстоятельствах, в которых сложно в него поверить.

А вообще любые фильмы из этой рубрики вызывают, объясняют и культивируют светлые чувства. Поэтому активно насыщайтесь ими и продолжайте принимать активное участие в развитии блога! :)

источник фото: Кинопоиск
источник фото: Кинопоиск