536 подписчиков

Кто стал самой ослепительной Китри в фигурном катании

596 прочитали

"Дон Кихот" - один из самых ярких, праздничных, жизнеутверждающих балетов в мировом музыкальном репертуаре. О. Спесивцева, О. Лепешинская, Н. Дудинская, О. Шелест, Н. Бессмертнова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Чабукиани, К. Сергеев, М. Лиепа. Р. Нуреев, М. Барышников, В. Васильев, Ф. Рузиматов - это далеко не полный список балерин и танцовщиков, принимавших в свое время участие в постановках этого балета..

Китри Плисецкой яркая, бесшабашная, "площадная". Китри Максимовой грациозна и лукава рядом с неистовым Базилем Владимира Васильева. Безупречно красива Китри Светланы Захаровой.

И все эти гениальные балерины и танцовщики танцевали и танцуют в балете, который живет более 100 лет. Удивительная живучесть! При том, что музыка автора балета Минкуса - чисто прикладная, ее нельзя слушать в отрыве от танца, как, например чарующую музыку балетов Чайковского. Но, с другой стороны, под музыку Минкуса нельзя не танцевать. В свое время Анна Ахматова написала поэтическую миниатюру "К портрету".

Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Шедевр был посвящен балерине Татьяне Вечесловой, которую в этот вечер Ахматова увидела именно в роли Китри.

Секрет "Дон Кихота" в том, что он сделан с большой любовью. Знаменитый балетмейстер Петипа давно вынашивал идею поставить балет на испанскую тему в качестве восторженного воспоминания о молодости, проведенной на сценах Мадрида. Выбор пал на роман Сервантеса. Этот выбор не случаен. Сервантес был не менее восторженным поклонником испанских танцев, Петипа, весьма возможно, чувствовал в нем родственную душу.

Музыканты увеселяли явившихся на свадьбу гостей, которые там и сям толпились на приветном этом лугу; одни танцевали, другие пели, третьи играли на упомянутых разнообразных инструментах. Казалось на этой лужайке носится сама Радость и скачет само Веселье.

М. Сервантес. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".

Впервые балет "Дон Кихот" был показан публике в 1869 году. Главный персонаж - Дон Кихот - является непременным участником спектакля, но при этом отодвинут на второй план. А центральное место заняли герои вставной истории Китерия и Басильо (Китри и Базиль) - юные влюбленные, борющиеся за свое счастье. Музыку Петипа заказал профессору Московской консерватории по классу скрипки Людвигу Минкусу. Это был первый опыт совместной работы балетмейстера и композитора. Он оказался очень удачным и положил начало тесному и плодотворному сотрудничеству Петипа и Минкуса. Они совместно создадут еще 15 балетов, среди которых такие известные как "Баядерка". Но "Дон Кихот" - безусловный шедевр, стремительно взятая творческая вершина.

Премьера балета состоялась на сцене Большого театра. Московская труппа на тот момент располагала прекрасным составом характерных танцовщиков. Балетмейстер учел это: большая часть танцев была поставлена именно на них. На пальцах танцевала только Дульсинея. Перенося свой шедевр на петербургскую сцену, Петипа изменил хореографический рисунок, сделав упор на танцы на пуантах. Эта редакция не была единственной адаптацией балета к конкретной сцене. С легкой руки отца - основателя "Дон Кихота" балет часто видоизменялся: вводились и изымались из хореографического текста отдельные танцы, сцены. Появлялись и исчезали персонажи. Позже балетмейстеры пошли еще дальше, допустив появление в балете музыкальных фрагментов других композиторов. Шедевр не "каменел" в первозданном виде. Возможно, этим и объясняется потрясающая "живучесть" балета.

Современные классические постановки балета Петипа обычно идут в редакции Александра Горского. Он усовершенствовал шедевр еще при жизни Петипа, чем вызвал его неудовольствие. Сохранив основу, сломал дорогие сердцу Петипа идеальные балетные формы: строгую симметрию народных сцен, непреложную очередность танцев, избыток пантомимических эпизодов. В партитуру были добавлены испанский танец А. Симона и фанданго Э. Направника. Сценографами выступили молодые и дерзкие К. Коровин, А. Головин и Н. Клодт. Новый "Дон Кихот" имел успех, несмотря на множество критических замечаний от консервативных балетных фанатов. Когда шум похвал и неудовольствий долетел до Петербурга, прима Мариинского театра Матильда Кшесинская поняла, что Китри - роль для нее, "надо брать". Постановка балета, предпринятая в 1902 году, была просто обречена на шумный успех. Достаточно взглянуть на список исполнителей: что ни имя, то легенда. Китри-Дульцинея- М. Ф. Кшесинская (позже ей наследовали не менее именитые Анна Павлова, Вера Трефилова, Екатерина Гельцер, Тамара Карсавина), Базиль - Н. Легат, Дон Кихот - А. Булгаков, Санчо Панса - Э. Чеккетти, Эспада - М. Мордкин, Уличная танцовщица - О. Преображенская, Мерседес - М. Петипа, Повелительница дриад - Ю. Седова, Гамаш - П. Гердт, Эспада - А. Ф. Бекефи.

Особым украшением спектакля был виртуозный дуэт Китри и ее кавалера. Кстати, Кшесинская первой из русских танцовщиц исполнила знаменитые 32 фуэте. Этот великолепный балетный трюк является сейчас "изюминкой" партии Китри, своеобразным показателем виртуозности балерины.

На основе спектакля Горского свои редакции создали Рудольф Нуреев в Венской опере и театре "Австралийский балет" и Михаил Барышников в "Американском театре балета". Борис Эйфман поставил на музыку Минкуса свой балет в 1994 году.

В фигурном катании первым, если я не ошибаюсь, к "Дон Кихоту" обратился англичанин Джон Карри. Его программа стала настоящим прорывом. Балетная музыка давала большие возможности, но требовала от исполнителя музыкальности, точного попадания в акценты, яркой хореографической выразительности. У Карри это все "срасталось", и программа выглядела очень эффектно. И, как мне кажется, великолепно смотрится до сих пор, несмотря на отсутствие четверных.

Ирина Слуцкая- безусловная Китри по жизни: веселая, неунывающая, бесстрашная, достаточно виртуозная и прекрасно чувствующая музыку.

Главная соперница Слуцкой Сара Хьюз для произвольной программы сезона 2000 - 2001 тоже выбрала музыку Минкуса.

Артур Дмитриев и Наталья Мишкутенок взяли музыку Минкуса для показательного номера. В показательном номере можно все. Поэтому Наталья и Артур позволили себе быть ироничными, это приблизило программу к первоисточнику - роману Сервантеса, который весь пропитан иронией. Фигуристы довели балетные фишки шедевра Минкуса и Петипа до некоторого абсурда - синхронность стала гротескной, попадание в музыкальные акценты гипертрофированно точным. На общий настрой работали и костюмы, особенно пачка Натальи. Что это за балет без пачки?

Елена Ильиных и Никита Кацалапов - идеальные именно балетные Китри и Базиль. Это стопроцентное попадание в десятку со стороны их тренера Александра Жулина. Фигуристы очень одаренные хореографически, музыкальные, и, самое главное, на них идеально "ложились" образы балета. Программа смотрелась великолепно, даже при наличии некоторых погрешностей в поддержках и твизлах. На то они и "испанцы" - гордые, дерзкие и независимые. Имеют право на все, в том числе и на ошибки. Кстати, пачка Елене очень шла.

А это совсем маленькая Юлия Липницкая. Эскиз ТШТ к будущему шедевру.

В "Дон Кихоте" обожала танцевать Майя Плисецкая..

В нем я танцую радость бытия. Этот балет танцевально труден и блистателен. Гениально поставленная Горским партия Китри эффектна, зажигательна, и балерина может показать в ней все свои возможности.

Именно в таком творческом ключе была поставлена олимпийская программа Алине Загитовой. Ей не угрожали 32 фуэте, но спортивной виртуозности эта программа требовала однозначно. Надо было не просто выполнить все прыжки и каскады, перенесенные во вторую часть программы, но сделать это с блеском и азартом, не потеряв артистического куража, беззаботной веселой энергетики и точного попадания в музыкальные акценты. Алина сделала это и стала Олимпийской чемпионкой.

 "Дон Кихот" - один из самых ярких, праздничных, жизнеутверждающих балетов в мировом музыкальном репертуаре. О. Спесивцева, О. Лепешинская, Н. Дудинская, О. Шелест, Н. Бессмертнова, М. Плисецкая, Е.

"Красная балерина" Алина Загитова.