Крайняя южная точка Приморья - песчаные пляжи, множество озер, река Туманная и, пожалуй, самое главное место притяжения туристов - край трех границ. На прямой видимости от поселка Хасан и пограничных сторожевых башен житель соседнего Краскино четвертый год поднимает свой дальневосточный гектар. Несмотря на все сложности, в том числе и географического характера, он мечтает подарить приморцам и гостям региона необычную туристическую программу. Спецальный репортаж Максима Каленника.
Грузовичок груженный досками пробирается вперед. Справа по борту - пограничная система. Колючка, проволока, бесконечные провода, столбы и камеры наблюдения. За всем этим переплетением и частоколом — река Туманная и Северная Корея. Интерес, конечно, жуткий, но мы держим курс в другую сторону. Ползем дорогой трудной на гектар Дальневосточный.
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "А Вы вообще не ищете легких путей, да!? - Ну, похоже, что так!"
Это первое, что нам захотелось спросить после успешного прохождения местного бездорожья. Мысль вторая - как так случилось, что именно здесь.
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "Во-первых место очень уникальное. Если сравнить с другими местами, где большое скопление турбаз - там нет такой уникальности. И при выборе гектара мой выбор пал именно сюда, потому что в некоторых местах, где еще можно было бы взять возле моря - все уже было занято! А здесь и море, и место, и задумки были развивать здесь экологический туризм и, в том числе, исторический. И все это дело я постепенно пытаюсь осуществить".
На календаре — последняя неделя февраля. Для этого края приморской земли время года ветреное, свежебодрящее. Но температуры днем уже плюсовые. Кстати, этим январем, в середине месяца, здесь 8 градусов тепла было. Начинаем осваиваться на весьма любопытной турбазе «Край трех границ».
Максим Каленник: Второе апреля 2019-го. Исторический и памятный день для «Края трех границ». Именно тогда сюда прицепом доставили этот зеленый фургон. Ему выпала честь первым застолбить здесь место.
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "На самом деле, вот это место, оно не входит ни в погранзону, ни в особо охраняемую зону природную, и этот клочок тут единственный, где можно было взять гектары не получая законы природоохранные и прочие. И вот поэтому я остановил свой выбор на этом месте".
Кстати, гектар Барсукова здесь не единственный. Соседи есть, но кажется дело у них не пошло. А вот Андрей хочет расширяться, как раз за счет одного отказного участка. Замысел простой - расширить базу отдыха.
Максим Каленник: "Местный пляж вошел в историю благодаря международным информационным агентствам. Дело в том, что именно сюда после штормов выбрасывает десятки лодок северокорейской деревянной флотилии".
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "В этом году купил ГАЗ-66 с будкой, чтобы возить своих туристов. И буду его готовить к этому бездорожью".
Он местный, хасанский. Сейчас живет в Краскино, а вырос в соседнем Цуканово. Первый сезон работы турбазы показал - рентабельность должна быть, место с точки зрения туризма - медом намазано. Все-таки близость трех границ, особенно северокорейской, как бы намекает на море всевозможных загадочностей. И даже отсутствие дорог и электричества публику не пугает.
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "Я не знаю, какую проблему тут проще решить, электричество или дорогу?
- Обе сложные проблемы, но я думаю, что с электричеством должно быть проще, но, пока, она не осуществима. Прошел суд у меня с тремя электрическими компаниями, и никто не хочет тянуть. Суд принял в мою пользу решение, даже был передан исполнительный лист в марте 2020 года. Но до сих пор сижу без электричества, а это очень и очень".
Да, учитывая расположение, это и правда, очень не очень. База работает от автономного генератора, а топливо для него приходится завозить бочками. Дорога - сами видели какая - приходится всегда учитывать горючки неприкосновенный запас. Законодательство о ДВ гектаре предусматривает некие обязательства со стороны государства - в том числе инфраструктурные. Хочешь не хочешь - а ответственные ведомства и структуры должны протянуть сюда ЛЭП и обустроить проезд в виде как минимум стандартной грунтовки. А вот на практике.
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "Судебное исполнительство длится три года и в марте заканчивается. Придется заново его продлевать и заново подавать. Какими способами я не пытался, мне никто не помог - ни прокуратура, ни управление антимонопольной службы края".
Протяженность ЛЭП по прямой подсчитана - девять с половиной километров. Дорожный вопрос более финансово затратный. Действующие нормы предусматривают: дорога должна соответствовать требованиям ее общего пользования. А это проектирование, потом госэкспертиза, не забываем учитывать природоохранное законодательство и конкурсные процедуры. Пока Андрей собственными силами местами шаманит действующее направление.
Максим Каленник: "Места здесь удивительны и, что самое главное, человеком почти не топтаны. Вот там на горизонте, где сейчас как раз закат, сопки северокорейские. Чуть подальше китайские. Объектив камеры с легкостью приближает смотровые башни соседних государств".
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "Вы сначала взяли гектар, а потом погрузились во все эти законодательные штуки и особенности, или наоборот? - Первый вариант - правильный Ваш. Конечно. Многие, когда берут гектар, они не вникают, а кто-то даже и не знает, во что вникать. В какие-то тонкости. А вот когда взял гектар, пришлось это изучать и до сих пор изучаю. Поэтому да, погряз".
Золотой сезон, не с точки зрения финансовой, а именно - рекреационной, экологической и, прямо скажем, отдыхательной - конечно же, пляжный. Лето и, бывает, до средины октября. Но, успели оценить локацию орнитологи. На этих равнинах и протоках в перелетный сезон садятся на отдых птичьи стаи. Видовой ряд пернатых очень богат, а некоторые здесь же и гнездятся. Что касается живности покрупнее и посерьезнее: тигров и леопардов не замечено, только кот лесной, но красавцев-оленей хватает.
Максим Каленник: "База уже отработала три сезона и сюда приезжал турист из Санкт-Петербурга и Москвы. Народная молва, слухи донесла. Из окон шикарные виды. Если на северо-восток, вот вам, пожалуйста, охраняемый памятник природы, сопка Голубиный Утес".
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "Мечты… Не знаю, насколько они осуществимы, но вообще - это строительство. Развитие. Один вот домик еще строим, в планах - баня. И более легкие домики, чтобы можно было принимать большее количество гостей".
Сейчас пока максимум десять, а этим летом, с учетом действующей стройки, Андрей рассчитывает принимать за раз человек 20. Он в таком положении, что не любит загадывать и планировать. Как пойдет. Отчаянно верит в успех своего дела.
Андрей Барсуков, владелец Дальневосточного гектара: "А не было у Вас желания, учитывая все эти сложности, Вы сейчас боритесь сами с собой или с кем, не было желания махнуть рукой? - Было, скажу честно, было. Особенно, когда финансы подходят к окончанию, или когда пришлось вернуть гостям предоплату. Но надо перебарывать, придется. Пока силы есть и настрой есть!"
Он отчаянно идет против течения и верит в успех «Края трех границ». Ведь на глазах у всех, кто приезжает в пограничный Хасан, маячит смотровая башня успешного примера соседей из Китая. Там быстро смекнули - на узком пяточке, где сходятся земли трех государств, можно и нужно развивать туристический бизнес.