Интервью с Аминой Шабановой — главой компании и основательницей бренда IRADA FASHION.
— Амина, как вы пришли к решению заняться дизайном и производством мусульманской одежды? С чего начинали свой путь?
— Когда мы начинали свое дело, спрос на закрытые изделия превышал предложение. Выбирать не приходилось: черные абаи из Египта низкого качества или индивидуальный пошив. Второе всегда было существенно дороже и растягивалось по времени. Невозможно было приехать в магазин и купить то, что нравится. Помню, как в светском бутике нашла длинную джинсовую юбку и ходила счастливая целую неделю, будто нашла ценный клад! Такое положение дел меня сильно не устраивало, надо было срочно что-то менять.
Создание своего бренда было стратегически правильным решением. И для меня открылся новый мир эскизов, лекал, образцов, тканей, фурнитуры. Наше первое платье не забуду никогда, называлось «Хит сезона» и полностью оправдывало свое название. Первую партию покупатели смели мгновенно. Эта модель долгое время оставалась любимой среди наших покупательниц.
— Вы сами разрабатываете модели или у вас есть свой дизайнер? Можете рассказать о процессе создания концепции коллекции?
— На протяжении десяти лет я сама создавала изделия IRADA, привлекая и консультируясь параллельно с fashion-стилистами. Мы выпустили столько коллекций с говорящими названиями: «Зимняя сказка», «Носите счастье», «Счастье у моря», «Ландыши», «Летний дождь», «Движение вверх», которые стали полным отражением моего внутреннего мира в тот или иной период времени. Я по крупицам собираю моменты и детали, которые вдохновляют и рождают новый образ в голове.
— Почему именно IRADA? Какова идея и миссия бренда?
— IRADA в переводе с арабского — «воля», «решение», слова, которые отлично олицетворяют нашу деятельность. В период создания бренда, чтобы носить закрытую одежду нужно было действительно проявить силу воли и решиться на этот шаг.
А ещё Ирадой зовут мою чудесную маму. Моя мама идеальная женщина, на мой взгляд. Любящая, любимая, мудрая, добрая и всегда благодарная Богу за все, что имеет. Нас у мамы шесть дочек и сыновей и каждому она всегда старалась уделить время и внимание. Вы бы слышали как про маму говорит мой отец, такое о себе мечтает услышать, на мой взгляд, каждая женщина... Мама — истинная женщина, знает когда можно проявить характер, а когда отступить в сторону, когда подставить плечо и помочь в трудной ситуации, а когда «включить дурочку». Она научила меня многим семейным премудростям, благодаря которым я счастлива в браке уже много лет АльхамдулиЛлах.
— Амина, расскажите, пожалуйста, о праздничных нарядах мусульманки? Уверена, что у многих перед глазами сейчас возникла картина из фильма «Великолепный век». Интересно было бы услышать ваше мнение о критериях «светских» нарядов в рамках Ислама и современности. Есть ли подобная одежда в ваших коллекциях или вы больше нацелены на повседневные образы?
— Такие сериалы как «Великолепный век», «Клон» сильно искажают представление о нормах одежды у светских людей. Предполагаю, что художники по костюмам гнались за красивой картинкой, трактуя некоторые правила очень вольно и по-своему. Не могу представить себе, чтобы жена Султана разгуливала по дворцу в присутствии посторонних мужчин с оголенным декольте и распущенными волосами...
Что касается праздничных нарядов, они, конечно, имеют место быть! Я особенно восхищаюсь образами с применением ручной вышивки. Вот, например, мое свадебное платье было довольно простым по фасону, но полностью расшито перламутровым бисером. И платье так деликатно сверкало при искусственном свете, что я чувствовала себя самой красивой невестой на свете!
Нарядные изделия мы включаем в коллекции, но все же основной вектор движения — повседневная линия.
— Еще бытует такое мнение, а точнее, ассоциация мусульманки с длинными темными, зачастую черными, одеждами, в которых видно только лицо или глаза, например, как в Арабских Эмиратах или Турции. Скажите, можно ли быть стильно одетой и при этом соблюдать все исламские нормы? Есть ли у вас какие-то свои правила подбора одежды?
— Я бы сказала — нужно! Встречают по одежке и этим все сказано. Мы довольно яркие представители своей религии — слишком яркий внешний атрибут! Девушкам необходимо выглядеть красиво, стильно и опрятно, ведь это один из прекрасных способов рассказать о нашей чудесной религии. Аллах красив и любит красивое! А чтобы идти в ногу со временем достаточно следить за трендами и вносить собственные корректировки.
Например, сейчас в моде базовые оттенки, особенно бежевый цвет на пике популярности, многослойность и свободный крой — все это отлично подходит покрытой мусульманке.
— Какая коллекция, по вашему мнению, самая удачная?
— В каждую коллекцию я вкладываю душу, для меня каждая — особенная и со своей историей, не могу выделить какую-то конкретно. (улыбается)
— Можете рассказать, какой момент был самый трудный при ведении бизнеса, и как вы его преодолели?
— Я очень тяжело пережила предательство сотрудника, главным качеством которого считала честность и верность. Человек занимал в компании руководящую должность и натворил столько гадостей за спиной, расхлебываем до сих пор. А еще страшно воровал. Я понимаю, что виновата сама: доверяй, но проверяй, но все же потребовалось время, чтобы эту ситуацию принять и отпустить.
— Расскажите немного о ваших клиентах? Кто они? Только ли девушки в хиджабе носят платья и костюмы вашего бренда?
— Абсолютно разные девушки приходят к нам в гости и подбирают себе новый образ. Блондинки, брюнетки, рыжие. С разным цветом кожи и разрезом глаз. Высокие и маленькие, худые и плотные, стройные и полные, исповедующие разные религии и принадлежащие к разным национальностям, из разных стран и континентов и разными вкусовыми предпочтениями, а мы объединяем всех этих девушек и это так здорово! (улыбается)
— Амина, известно, что вы с командой являетесь частыми и желанными гостями модных показов, порой даже самых необычных! Можете описать процесс от поиска площадки до подготовки и проведения показа, и дать напутствия молодым дизайнерам?
— Модный показ это целый отдельный мир fashion-индустрии.
Мы не занимаемся организацией таких показов, но как происходит подбор площадки и подготовка я знаю, и искренне восхищаюсь организаторами подобных мероприятий, ведь нужно учесть столько нюансов, чтобы получить желаемый результат! Героические люди.
Но участвовать в таких событиях однозначно стоит, это позволяет не только заявить о себе, но и существенно расширить базу клиентов.
— Невозможно не упомянуть о девичниках, которые вы проводите в магазине на Лубянке! Расскажите, пожалуйста, как проходит мероприятие? Кто ваши гости?
— Да, я очень люблю такие встречи. Новые знакомства, теплые объятия, вдохновляющее общение и вкусные угощения.
Дальше зависит от тематики девичника. Как правило, это презентация новой коллекции, соответственно знакомим покупателей с новинками, я делюсь историей создания того или иного изделия, делюсь некоторыми секретами и лайфхаками. В общем, весело проводим время в чудесной компании!..
Амина Шабанова,
глава компании Irada Fashion
@amina_shabanova
Беседовала Юлия Соломатова
Журнал "Рукодельные истории", №5 | Август, 2019
Есть, чем поделиться? Записывайтесь на интервью (проведение дистанционно), ссылка на телеграм