Он ворвался в номер Аллы Пугачёвой, написал коллекцию хитов — и ушёл молодым. «Несоветский» советский композитор Виктор Резников

14K прочитали

Мелодии Виктора Резникова выделялись солнечной, тёплой и позитивной интонацией. Кажется, пафос и уныние ему были чужды. А при создании музыки он вдохновлялся прифанкованной западной поп-музыкой, а не образцами творчества Союза композиторов СССР.

Мелодии Виктора Резникова выделялись солнечной, тёплой и позитивной интонацией. Кажется, пафос и уныние ему были чужды.

Интересно, что Виктор Резников не учился музыке, так и оставшись хитмейкером-самоучкой. Будущий композитор родился 9 мая 1952 года в Ленинграде — и будущее связывал вовсе не с творчеством, а с физкультурой и спортом. С детства он увлекался футболом и плаванием, после школы окончил факультет физвоспитания Ленинградского пединститута.

И всё-таки Виктора Резникова влекла музыка. Он посещал семинар самодеятельных композиторов. А чтобы фиксировать идеи, самостоятельно осваивал музыкальные компьютерные программы. Впоследствии этот опыт придаст его песням неповторимый оттенок модной современности.

В 1978 году Виктор Резников поступил на работу в Ленконцерт, а уже через год Алла Пугачёва исполнила его песню «Улетай, туча». Несостоявшийся учитель физкультуры сумел доказать, что его успех не был случайностью. Вскоре песни Виктора Резникова зазвучали и по радио, и с телеэкранов, и с пластинок — в исполнении звёзд советской эстрады.

Алла Пугачёва «Улетай, туча» (1979)

Виктор Резников познакомился с Аллой Пугачёвой при курьёзных обстоятельствах. Композитор пошёл ва-банк: собрал в папку свои песни и без приглашения заявился в гостиничный номер, в котором певица останавливалась в Ленинграде. Сработало сходство фамилий: Пугачёва считала, что с ней хочет встретиться её друг и коллега — поэт-песенник Илья Резник.

Осознав, что на пороге вовсе не Резник, а некий Резников, звезда СССР не стала прогонять незнакомца, а решила оценить его работы. В итоге несколько песен новичка попали в пугачёвский репертуар. Среди них был и летящий диско-номер «Улетай, туча», задавший старт карьере.

Валерий Леонтьев «Кто виноват» (1980)

Здесь композитор и музыканты вообще уже не шифруются и выдают натуральный чёрный гетто-фанк в духе Рика Джеймса и Parliament с ухающим басом и космическими синтезаторами. Хоть сейчас в «Soul Train»! В главной роли — Валерий Леонтьев, самый гибкий, чувственный, непокорный артист советской эстрады тех лет.

«Песняры» «Тандем» (1980)

«Песняры» берут неслабый разгон! В 1980 году легендарный белорусский ансамбль принял в репертуар песню Виктора Резникова на стихи Николая Зиновьева «Тандем». Это уже не нежные вокальные переливы песен про рушники и Беловежскую пущу, а полновесный диско-хит, от которого разлетаются искры!

Тынис Мяги «Я не умею танцевать» (1981)

Эстонский певец Тынис Мяги получил всесоюзную известность во время Олимпиады в Москве. Эстраде как раз потребовались новые, молодые, раскрепощённые артисты, чтобы показать иностранным гостям, что с поп-музыкой у нас всё в порядке. К месту оказался и Виктор Резников: его живые, жизнерадостные песни, положенные на танцевальный ритм, вполне соответствовали мировым трендам.

Татьяна Анциферова «Лето без тебя» (1982)

С Виктором Резниковым активно сотрудничала певица Татьяна Анциферова. Ещё в преддверии Олимпиады она записала песню «Лето без тебя», которая вышла на пластинке лишь в 1982-м. Диско-ритм, подвижная басовая партия, тёплое электропиано, акценты фанкового клавинета: такая вещь могла бы выйти и на альбоме Донны Саммер.

Алла Пугачёва «Бумажный змей» (1983)

В 1983 году Алла Пугачёва исполнила «Бумажного змея» в «Утренней почте» и в викторине «Что? Где? Когда?», с этих пор хит прочно прописался в её репертуаре. Песня в духе американского ритм-энд-блюза напоминает то The Isley Brothers, то Стиви Уандера.

Модную синтезаторную аранжировку создал в студии «Мелодии» гитарист Владимир Густов. Он же исполнил бэк-вокал через вокодер — доселе невиданный на наших просторах прибор, который умел создавать футуристическое ощущение поющего робота.

«Секрет» «Как дела, старина» (1986)

В 1986 году режиссёр и сценарист Виталий Аксёнов снял на «Ленфильме» комедию «Как стать звездой», музыку для которой написал Виктор Резников. Одну из самых трогательных песен — задушевный разговор со старым другом — исполнил ленинградский бит-квартет «Секрет». Саундтрек фильма вышел на пластинке в 1988 году.

«Динозаврики» (1986)

Забавную песенку про динозавриков, которая на весь день поселяется в голове с первого прослушивания, исполнила «сборная» в лице пап и сыновей: Михаила и Сергея Боярских, Виктора и Андрея и Резниковых. Семейный квартет покорил телеэкраны в «Утренней почте».

Роза Рымбаева и «Арай» «Мой дворик» (1986)

Нежное посвящение детским годам и любимому дворику, с которого каждый начинает долгое путешествие длиною в жизнь. Усилиями казахской певицы Розы Рымбаевой и ВИА «Арай» песня приобрела черты актуального поп-джаза.

Лариса Долина «Практикантка Катя» (1987)

Виктор Резников познакомился с Ларисой Долиной случайно: буквально пересёкся в лифте. Встреча переросла в сотрудничество, которое помогло джазовой диве проложить путь на эстраду. Вроде бы шуточная, но самом деле жизненная и даже немного печальная песня «Практикантка Катя» отразила увлечение Виктора Резникова компьютерами — и в чём-то предвосхитила появление искусственного интеллекта.

«Домовой» (1988)

Забавную песенку про домового исполнил сам автор. Хитовый потенциал в мелодии был нешуточный. «Домовой» пробился в американский танцевальный чарт в виде кавера группы The Cover Girls «Don't Stop Now». Кто ещё из советских композиторов мог похвастаться подобным достижением?

Лариса Долина «Половинка» (1988)

При должной раскрутке «Половинка» с её мощным фанковым басом, отрывистыми аккордами и парящим припевом тоже могла бы стать хитом международного масштаба. И текст, написанный Виктором Резниковым, отнюдь не так прост.

Владимир Пресняков «Недотрога» (1989)

Один из ранних хитов Владимира Преснякова, посвящённый девчонке-недотроге, будит тёплые чувства у тех, чей подростковый возраст пришёлся на конец 1980-х.

Михаил Боярский «Спасибо, родная» (1992)

Ленинградцы Виктор Резников и Михаил Боярский создали вместе множество запоминающихся песен. Пожалуй, самой заметной из них стала баллада «Спасибо, родная» — ласковое посвящение спутнице жизни, хранительнице домашнего очага. И музыку, и слова написал Виктор Резников. К сожалению, это была одна из последних работ композитора.

Казалось, перед Виктором Резниковым открываются новые горизонты. Он был молод, популярен, полон сил и идей. Но жизнь оборвалась внезапно. 23 февраля 1992 года в водительскую дверь автомобиля Виктора Резникова, который отвозил дочь к бабушке, врезалась «Волга». Через два дня композитор умер в больнице, не дожив до 40-летия.

Мелодии Виктора Резникова выделялись солнечной, тёплой и позитивной интонацией. Кажется, пафос и уныние ему были чужды.-2

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!