Найти тему
Истории Алексея Боярского

"Немцы нас не ласкали, но отечественный работодатель, китайцы или казахи лучше не будут": автокластер и прочие инвесторы Калуги

Оглавление

13 лет назад благодаря Volkswagen и другим автозаводам Калужская область вышла в лидеры России по промышленному росту. Сегодня производство автомобилей остановлено и готовится к продаже - рабочие с опаской ожидают замены немецких работодателей на китайских. Другие иностранные компании, максимально избегая пиара, ищут возможности остаться. О том, как чувствуют себя инвесторы Калужской области - в моём репортаже

В самом центре Калуги у Гостиного двора прямо под окнами областной Торгово-промышленной палаты с утра каждой пятницы работает ярмарка «выходного дня». Этакий фермерский базар с ассортиментом от колбасы до валенок. Среди прочих палатка с французскими мягкими сырами: камамбер, бри и другие. За прилавком худой седой мужчина – говорят, приезжает сюда каждую неделю, ни разу не пропустив. Оплатив покупку по системе быстрых платежей, корреспондент Forbes обратил внимание на имя получателя: Фредерик Уильм Франсуа П. Теперь понятно, откуда у калужского фермера легкий акцент – француз. По словам самого Фредерика Пистона д'Обона в России он больше 20 лет. Занимался логистикой - обеспечивал транспортировку и растаможку оборудования, в первую очередь, для подмосковных заводов Coca-Cola и PepsiCo. В России ему понравилось – захотелось остаться. Женился здесь – сыну уже 18, дочери 14. Когда в 2014 году ввели запрет на ввоз продуктов из Евросоюза, решил заняться производством сыров. Благо дело знакомое – у родителей во Франции была сыроварня. Молоко покупает у партнеров в Боровском районе, а сама сыроварня в Обнинске. Поставляет сыр в рестораны, а так же в магазины – например, по словам Фредерика, гастроном московского ГУМа. Почему, объездив всю Россию, включая теплый Краснодарский край, он выбрал именно Калужскую область, сообщил с характерным французским прононсом: «У нас очень хороший контакт с администрацией. Люди очень добрые. Помогли нам. И мы можем работать спокойно».

Фредерика Пистона д'Обона никакие санкции не сдвинут
Фредерика Пистона д'Обона никакие санкции не сдвинут

Последняя фраза, на самом деле, иностранного инвестора, очень точно объясняет предпосылки того, что когда-то назвали «калужским экономическим чудом». Заделу, благодаря которому удается пережить и нынешний уход части тех же самых иностранных инвесторов.

На немецкий якорь

«Я теперь живу в Калуге, беспартийный, рядовой!» - это из песни Александра Галича о сломавшем свою жизнь. Калуга здесь выбрана не случайно: город за 100 километровой зоной от Москвы, ближе которой в СССР нельзя было селиться «нежелательным элементам». Таким запрещалось жить и вблизи городов стратегического значения: Ленинграда (С.-Петербурга), Свердловска (Екатеринбурга), Горького (Н.-Новгорода). А в Калуге – запросто. Этакое хоть и недалекое от столицы, но захолустье. И потенциал для вступления в рыночную экономику после развала СССР слабый: ни полезных ископаемых, ни промышленных гигантов, ни туристической привлекательности, как у городов Золотого кольца. Социальный атлас российских регионов (составлен Географическим ф-том МГУ) показывает, что с 1996 до 2007 года кривая динамики промышленного роста Калужской области почти полностью сливалась на сводном графике с линиями Тамбовской, Курской и других областей ЦФО. Зато в 2008 резкий скачок – обгон на 20%. А в 2011 году в составленном РИА рейтинге индексов промышленного производства, Калужская область занимает первое место вообще среди всех регионов России: 127,1 % к 2010 году.

Хороший город, но вечером кроме бара пойти, практически, некуда - культурных вечерних меропроиятий минимум
Хороший город, но вечером кроме бара пойти, практически, некуда - культурных вечерних меропроиятий минимум

Предпосылки известны: в 2006 году в индустриальном парке Грабцево г. Калуги было начато строительство завода Volkswagen - открылся уже в 2007 году, а в 2011 году выпустил 300-тысячный автомобиль. За немецким концерном в Грабцево пришли производители Peugeot, Citroen, Mitsubishi, а так же грузовиков Volvo. Подтянулись поставщики автокомпонентов, в частности, Fuyalo Gass– китайский производитель автостекол.

Но самое главное, Volkswagen выступил якорным инвестором не только парка Грабцево, а Калужской области в целом – его пример сработал рекомендацией для всех остальных. В 2008 году открылся завод Samsung.

В 2011 году на 300 тыс. жителей Калуги приходилось до 8 тыс. иностранцев. И заметная часть из них граждане отнюдь не ближнего зарубежья. Не только иностранные менеджеры непосредственно открывшихся предприятий, но инженеры-наладчики многочисленных поставщиков завозимого оборудования.

-3

«Вы остановились в отеле Best Western– он как раз из тех, что был построен десять лет назад в центре под экспатов. Как и пятизвездочный Sheraton. А гостиницу Ambassador открыли прямо в Грабцево, рядом с заводом – фактически, корпоративный отель Volkswagen, - заметили мне местные. – У нас тогда тут появились рестораны, бары европейского уровня».

Всего к 2022 году, по словам губернатора Владислава Шапша, в области работало около 300 предприятий с иностранным капиталом.

Где не кидают инвесторов

«Когда в 2006-2008 годах региональная команда начала искать инвесторов, ездили с презентациями области на все международные выставки, и в России, и за границей. Упирали на два преимущества: близость к Москве и свободные площади. Но эффекта это почему-то не давало, - вспоминает президент Торгово-промышленной палаты Калужской области Виолетта Комиссарова. – Тогда поняли, что с бизнесом нужно говорить на его языке».

Речь шла о том, чтоб предложить бизнесу конкретный продукт, упакованный по всем маркетинговым правилам, с дополнительными сервисными функциями. Систему сопровождения от точки входа (запрос о возможности) до запуска предприятия.

После приглашения консультантов, изучения опыта, командой тогдашнего губернатора Анатолия Артамонова был выработан инвестиционный стандарт. По сути, пакет обязательств администрации региона перед инвестором: условия предоставления земли, подключения к коммуникациям, налоговые льготы и т.д. В том числе, и обязательства по сопровождению. Но самое главное, что отмечали тогда первые пришедшие в Калужскую область, «инвесторов тут не кидали» - все прописанные обязательства неукоснительно соблюдали, в том числе и с учетом сроков. Выстроилась система сопровождения инвесторов – решения любых возникающих у них проблем на местах. «Артамонов просто давал бизнесменам свой телефон и говорил, чтоб с проблемами звонили лично ему», - вспоминает Комиссарова. По большей части именно эта комфортная среда, а не близость к Москве, определила инвестиционную привлекательность региона. Позже калужскую модель стали рассматривать как образец: в область зачастили гости для изучения опыта, а выработанные здесь нормативы стали основой для подготовки единого инвестиционного стандарта регионов. Как сообщили Forbesв правительстве области, за 17 лет активной инвестиционной политики запущены 123 новых системообразующих предприятия, создано 32,3 тысяч рабочих мест, вложено более 1,4 трлн рублей инвестиций.

Циолковский - один из символов и гордость Калуги
Циолковский - один из символов и гордость Калуги

По оценкам правительства области, регион и сейчас остается привлекательным для ведения бизнеса: в 2022 году заключили 34 инвестиционных соглашения с совокупным объемом заявленных инвестиций порядка 106,1 млрд рублей и созданием почти 6,5 тыс. рабочих мест. Правда, теперь это, в основном, российские компании.

«Сидеть дома очень нравится»

Официальный дилер Volkswagen в Калуге располагается прямо напротив завода марки в Грабцево. «Новые» машины в салоне - без пробега, но уже выпуска начала прошлого года. По уверениям сотрудников, на складах еще остались запасы. Но тут явно уже готовятся к переходу на другой ассортимент: выставлены завезенные из Германии б/у автомобили Volkswagen T-Roc.

Автомобиль с пробегом из Германии - привет из 1990-х
Автомобиль с пробегом из Германии - привет из 1990-х

Гигантская служебная парковка перед заводом заполнена менее чем на четверть. Неудивительно. Официально Volkswagen из России не ушел, но завод не работает с марта 2022 года. Как рассказал Forbes сотрудник завода, освобожденный председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Дмитрий Трудовой, год назад численность персонала составляла около 3900 человек. На данный момент уволилось всего порядка сотни – ушли, в основном, на получившие оборонные заказы местные радиолокационный завод «Тайфун» или «Калужский двигатель».

Про варианты «уволиться с компенсацией семи зарплат» глава профсоюза не слышал - таких предложений администрация не делала. Уже год на работу ходят только офисные сотрудники, охрана и т.п. персонал – 300-600 человек. Более 3000 человек «сидят дома», получая компенсацию за простой в размере 2/3 средней зарплаты. «Многим очень нравится, - замечает Дмитрий Трудовой. – Вот иду по торговому центру, вижу наших – охранниками, продавцами устроились. Кто-то пошел курьером в доставку. Знаю ребят, которые сколотили строительную бригаду. Если это работа не на полный рабочий день, сменная, то законодательству не противоречит». Аналогичная ситуация и на других заводах автокластера, так же прекративших работу. Правда, там народу меньше: на «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi) – 1500 человек, на Volvo – 800.

По данным Калугастат в 2022 году промышленное производство области упало на 19,3%. В первую очередь за счет остановки автомобильного кластера и завязанных на него поставщиков.

-6

Volkswagen из России уходит – завод продается под выпуск автомобилей какой-то другой марки. Но вот кому и под какую марку, пока неизвестно – покупатель до сих пор не определился. По словам рабочих, на переговоры приезжали представители и Китая, и Казахстана, даже Австрии, не говоря уже о российских инвесторах. «По моим сведениям, есть загвоздка - Volkswagen в договор вносит пункт о своем праве выкупа завода назад через три года. Надеются на изменение политической ситуации, - рассказал пожелавший остаться неназванным сотрудник автоконцерна. - Получается, инвестору нужно рассчитывать хотя бы вложения отбить за три года. На это мало кто готов подписаться. Китайцы настаивали на 10 годах». К инвестициям здесь относится и выплата неустойки поставщикам: Volkswagen в начале 2022 года сделал заказы, а потом не выбрал объемы.

«Кто бы сюда ни пришел, австрийцы ли, казахи, китайцы или наши, все равно автомобиль, скорее всего, будет китайский, - рассуждает Дмитрий Трудовой. – По опыту «Москвича» - это будет крупно-узловая сборка. Для нее не нужно столько народу, сколько сейчас на Volkswagen было занято «отверточной». Высока вероятность сокращения персонала».

Да, Volkswagen воспринимал Россию страной если не третьего, то точно второго мира. Профсоюзные активисты замечают, что в Калугу поставили конвейер современный по сравнению с советским наследием, но уже устаревший для Европы с точки зрения условий труда. «В Венгрии на Audi, в том же Volkswagen Group, рабочий на конвейере выполняет операции сидя. И не подлезает под кузов в неудобной позе – конвейер разворачивает к нему кузов под нужным углом, причем, под каждую операцию по-разному, - комментирует Трудовой. – А сюда пришло оборудование образца 25-летней давности. Частично уже успевшее отработать в Европе»

Зато Volkswagen по соглашению с профсоюзом постоянно поднимал зарплаты. На момент остановки производства с учетом всех премий среднегодовая зарплата сборщиков составляла 60-65 тысяч рублей, сварщиков 70-75 тысяч рублей. При средней з/п в Калуге около 45 тысяч рублей. И рабочая неделя была даже короче установленной законодательством – 38 часов.

«Немцы нас, конечно, не ласкали, но отечественный работодатель, а тем более китайцы или казахи точно лучше не будут, - замечают рабочие. – Хоть бы австрийцы пришли – их культура нам уже понятнее». У немцев согласно корпоративному стандарту был специальный отдел «labour relations» - по взаимодействию с профсоюзом. Ни от российских, ни от китайских работодателей таких церемоний не ожидают.

Секрет сидродела

С недавних пор в экскурсионную программу «путешествия на родину трех цариц» в старинный Мещовск Калужской области добавлена еще одна остановка: «тайны чешского сидродела». В 2018 году семья гражданина Чехии Яна Йираско купила землю с полуразрушенными коровниками в деревне Торкотино, поставила на дороге указатель со старославянским названием «Аблъко» и занялись производством сидра. «Здесь 30 га земли, из которых 25 га у нас под яблони для сидра, а остальное под тыкву, малину, красную свеклу – это для других напитков», - рассказывает корреспонденту Forbes Ян Йираску. К делу он подошел как профессиональный инвестор: учел не только качество почвы, подъездной дороги, рынок сбыта, но даже туристическую привлекательность соседнего Мещовска.

«Подтверждаю, инвесторов здесь сопровождают, - замечает Ян. - Мне очень помогает областное Агентство развития бизнеса с выходом нашего сидра на рынок».

Ян учил русский язык ещё в школе социалистической Чехословакии
Ян учил русский язык ещё в школе социалистической Чехословакии

Семья кредитами не пользуется – вложили свои деньги. 26 млн рублей в строительство производства, еще 15 млн рублей сейчас вкладывают в агротуризм – Ян демонстрирует уже почти законченные двухместные домики для приема гостей. Сейчас за год выпускают 150 тысяч литров сидра из яблочного сока прямого отжима. А через два-три года планирует и 25 тысяч литров пива. Приезжающих туристов «чешский сидродел» водит по заводу, а потом угощает не только сидром, но и «мещовским гусем» – с яблоками.

-8

В высоких рабочих валенках Ян выглядит типичным фермером. Даже русским крестьянином. Выдают его лишь чешские номера на огромном американском пикапе. А ведь еще какое-то время назад он носил костюм с галстуком, проводил конференции, участвовал в совещаниях, утверждал регламенты. С 2006 по 2012 год Ян был сотрудником калужского Volkswagen. «Сначала занимался запуском и техническим обслуживанием цеха окраски кузовов, - вспоминает он. - Потом был начальником группы технического обучения и профессионального образования - создал в Калуге систему дуального (предприятия совместно с вузом - Forbes) обучения». Ян женился на калужанке, у пары родились дети. И Ян остался здесь навсегда. «Политика корпорации в постоянной ротации менеджеров – каждые три года переводить в подразделение новой страны. А я не захотел. Для этого даже перешел с технического обслуживания на профессиональное обучение. Но после очередного срока на одном заводе меня поставили перед выбором – или переводиться, или увольняться. Ну, я и уволился». После ухода с Volkswagen Ян еще некоторое время занимался вопросами надежности и эффективности ремонтов – его приглашали крупные российские металлургические и горнодобывающие предприятия. Но потом все ж решил готовить сидр.

Иностранцев, пожелавших применить свои компетенции в России после ухода западных работодателей, явно много не будет. Большинство уже уехали. Зато остаются выращенные ими местные кадры. «За эти годы благодаря внутрикорпоративному обучению подготовлено немало российских специалистов. Многие из них выучили иностранные языки – например, в Volkswagen знание немецкого предопределяло карьерный рост. Подтянули владеющих языками специалистов из других регионов, - заметил один из местных чиновников. - Немаловажный фактор для привлечения новых инвесторов».

Затаившиеся под Калугой

Калужскую область для размещения производственных площадок выбрали и российские компании. Понятно, все стремились поближе к главному рынку сбыта – Москве. Но почему не Московская область, где площадей тоже достаточно, а Калужская, объясняли фразой вернувшегося в советскую Россию американца Джека Восьмеркина: «здесь не надо было платить за землю».

«Думала, область не соблюдет и половины пунктов оговоренных условий. А когда неожиданно выполнили полностью, я была в восхищении. Даже дорогу построили прямо до ворот. В моей жизни такое впервые», - рассказывает Натэлла Павлова, совладелец фабрики обоев «Деко-Групп». Фабрика построена в особой экономической зоне «Людиново», за 140 км от Калуги на границе с Брянской областью. Вместе с мужем Натэлла начинала в 1995 году – семье принадлежит крупнейший в России импортер обоев компания «Евро Декор». С 2014 года разрабатывали дизайны и заказывали обои под своей маркой на российских фабриках. А в 2019 году начали строительство собственного производства в Людиново. По словам Павловой, проект обошелся, примерно, в 3 млрд рублей, из которых только 1,3 млрд рублей кредитные, а остальные личные.

Натэлла Павлова уверена, что переход от обоев к покраске стен в квартирах России не грозит
Натэлла Павлова уверена, что переход от обоев к покраске стен в квартирах России не грозит

Немецкая обойная линия – печатная машина размерами с яхту. Полный автомат: на входе заложил огромный рулон «бумаги» (флизелина) – на выходе получаешь уже скрученные и запечатанные в полиэтилен рулончики обоев с этикетками. В цехе таких машин две – каждая обошлась около 5,5 млн евро. Общий объем производства сейчас 10 млн евро-рулонов (или 5 млн рулонов российского широкого стандарта) в год.

«На самом деле, мы заказали пять таких машин, - замечает Натэлла. – Запустили вот эти две. И ждали еще три. Но запустились-то мы 20 февраля 2022 года. Дальше санкции – немцы наладчики еле до нас доехали. А эти три машины мы получить не успели. И сейчас рады, что не успели – чтоб мы с ними теперь делали. Спрос упал, людям не до ремонтов. Да и в соседних странах, Азербайджане, Таджикистане и других, куда мы экспортируем, тоже спад».

Напротив обойной фабрики другой резидент «Людиново» - компания «Агро-Инвест». Это проект ГК «Авилон» - известной, в первую очередь как крупный автодилер. На 105 га здесь построены стеклянные теплицы с дополнительным искусственным освещением.

Красноватое свечение дают именно светодиоды
Красноватое свечение дают именно светодиоды

«В своем формате мы самые крупные в России – больше 80 га на одной площадке ни у кого нет», - рассказывает генеральный директор ООО «Агро-Инвест» Игорь Гурский. – При этом, 62 га теплиц не под обычными лампами дневного света, а LED освещением – здесь мы мировой лидер». В 2022 году теплицы Людиново произвели 70 тысяч тонн овощей – в основном, томатов и огурцов. Поставляются в ЦФО - 20% от общего потребления округа. Покупателям сетей известны под брендом «Мое Лето».

-11

Меня проводят по космического вида гигантским теплицам с кучей электроники и живыми шмелями в качестве естественного опыления. Заодно демонстрируют и сердце всего комплекса - энергоблок, на котором символом надежности значится производитель: Rolls-Royce.

-12

Еще один резидент «Людиново» - завод австрийской компании Kronospan. Продукция - древесноволокнистые плиты для производства мебели и ламината. Завод запустился в декабре 2021 года. Инвестиции первой очереди проекта составили 15 млрд рублей. «Австрийцы, естественно, уходить очень не хотят, - объяснили мне калужские наблюдатели. – Возможно, им и удастся проскочить и мимо санкций, и мимо имиджевых потерь. Все-таки не такой гигант у всех на виду, как Volkswagen или IKEA. Сейчас затаились – сидят тихо. Но от планов дальнейшего расширения вряд ли отказались».

Не ушел из Калужской области и корейский Samsung. В июне прошлого года в СМИ прошла информация, что остановленный было завод снова начинает работу. Якобы, его продукция поставляется только на экспорт в соседние страны, а оттуда легко может реэкспортироваться в формате параллельного импорта. «Samsungпока проводит профилактические работы на предприятии в производственных помещениях. Могу предположить, что они размышляют», - рассказал мне местный чиновник, пожелавший остаться неизвестным.

Таких тихо работающих и размышляющих иностранных компаний в Калужской области довольно много. Они не только сами не делают заявлений, но и даже чиновники, некогда гордившиеся каждым заметным инвестором, стараются их не упоминать.

«При условиях, в которых сейчас находится наша страна и бизнес, лучше всего ориентироваться на поговорку: “счастье и деньги любят тишину”. Сегодня так же это относится к бизнесу, - замечает Виолетта Комиссарова. - В иное время пиар мог бы быть уместен, но точно не сегодня».

(моя статья, опубликованна на Forbes.ru)

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Читать ещё: Что происходит в Тольятти после ухода французов

И ещё: Русский Милан: как Иваново из города ткачей превратился в пошивочный центр страны