Данный институт сформировался в международном праве в связи с развитием сотрудничества в сферах повышенного риска. Это конкретные ситуации, когда субъекты несут ответственность за совершение определенных действий, сами по себе являющиеся правомерными. Традиционно к таким ситуациям относят освоение космоса, использование атомной энергии и технологии, которые могут привести к загрязнению окружающей среды.
Данное направление международно-правовой ответственности основывается на концепции абсолютной ответственности. То есть ее применение возможно только при наличии соответствующих норм в международном договоре. К таким документам относятся: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и ряд других специальных документов.
Абсолютная ответственность означает, что субъект международного права обязан возместить материальный ущерб, причиненный другому субъекту международного права, вне зависимости от наличия вины, поскольку данный вред возник в результате правомерной деятельности, не нарушающей нормы международного права.
Для того, чтобы понять сущность применения данного механизма, рассмотрим на примере космического сотрудничества, поскольку, на мой взгляд, такая деятельность нам понятна и легко визуализируема.
Запуск космического объекта
И так, космическое сотрудничество осуществляется посредством различных совместных действий, однако наиболее конкретным для большинства населения является такая деятельность в виде запуска космического объекта (ракета) в космос на околоземную орбиту. Нам необходимо разобраться, как именно осуществляется полет космического объекта, чтобы понять на какой его стадии причиняется вред.
Представим себе космический объект, который состоит из корпуса самой ракеты и нескольких ступеней. Конечно, это упрощенная структура, не техническая, та, которую может представить себе визуально любой человек. И ее действия мы рассмотрим упрощенно (да простят меня космические инженеры!). Ступени, как правило, их три, представляют собой двигательный элемент, каждая из которых используется в определенный период полета самой ракеты. Первая ступень – при взлете, после выработки топлива она отделяется от корпуса взлетающей ракеты и падает на землю, в то время, как сам космический аппарат продолжает полет. Вторая ступень позволяет объекту выйти на околоземную орбиту. Она сгорит в плотных слоях атмосферы при возвращении ракеты на землю. А третья ступень используется, как раз для обратного маршрута космического корабля. Она дает движение кораблю от околоземной орбиты и тоже сгорит в плотных слоях атмосферы.
Примерно представили, да.
Так вот, во всем этом процессе нас с вами интересует именно первая ступень! Ведь она упала на землю, а значит причинила вред посредством распространения остатков топливного материала, ранее в ней располагавшегося. Космическое топливо крайне токсично, его элементы из ступени попадают в атмосферу и землю при падении. То есть такой вред причиняется всегда.
В последние годы ученые разных стран разрабатывают технологии, которые позволят пилотируемо приземлять первую ступень для возможности ее дальнейшего использования и исключения причинения вреда. Но пока это только исследования.
Успешность запуска космического объекта
Для того, чтобы применить механизм абсолютной ответственности в космической деятельности, нам необходимо разобраться в каком случае такая деятельность является правомерной.
Все просто!
Нам необходимо установить факт признания прошедшего запуска космического объекта УСПЕШНЫМ! Таковым он является, если ракета вышла на околоземную орбиту в соответствии с запланированным маршрутом и его этапами. Кстати, об этом всегда сообщают в средствах массовой информации, хотя мы давно не обращаем на это внимание. Эта информация также передается Генеральному Секретарю ООН. Это уже сложившаяся традиция, поскольку такая деятельность обладает высоким риском, и успешный запуск имеет важное значения для безопасности всей планеты.
Если запуск прошел с нарушениями или даже привел к разрушению космического аппарата, он не успешен. Проводится расследование специальной следственной комиссией, которая устанавливает виновного. Здесь может применяться общий механизм ответственности в связи с виновным причинением вреда (если он причинен).
Механизм ответственности за причинение вреда в результате правомерной деятельности
В рассматриваемом нами случае космической деятельности применяются положения Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектами 1972 г. Поскольку представленный в качестве примера случай, является стандартной и системной ситуацией в космическом сотрудничестве, государства изначально закрепляют в соглашении компенсаторный механизм возмещения такого вреда. Но, для применения этого механизма также необходимо, чтобы вред причинялся другому государству. Наглядной является ситуация запуска космических объектов Россией с космодрома Байконур, который расположен на территории Республики Казахстан. То есть вред причиняется территории Казахстана.
В соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, п. г) в случае нанесения ущерба, связанного с деятельностью космодрома "Байконур" при выполнении российских космических программ, Россия несет ответственность как запускающее государство в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года. При этом Республика Казахстан не рассматривается в качестве участника совместного запуска либо запускающего государства.
В приложении к договору определены «районы падения отделяющихся частей ракет-носителей» на территории Казахстана. Современные технологии позволяют четко просчитать и запрограммировать такой район. То есть сделать его запланированным, и причиняемый вред в такой ситуации, четко определенным. Поэтому, мы можем предположить, что данная сумма компенсации изначально заложена в арендную плату по договорам между государствами (здесь есть много разных вопросов и проблем, но не в рамках рассматриваемого вопроса).
Итог
Ответственность за причинение вреда в результате правомерной деятельности является абсолютной. То есть наступает автоматически на основании положений конкретного договора без наличия вины, исходя из особенностей характера осуществляемой деятельности. К таким видам деятельности относят космическое сотрудничество, атомную деятельность. Для определения абсолютная у нас ответственность или нет нам необходимо установить факт правомерности осуществляемой деятельности. Сама ответственность носит компенсаторный характер, то есть выражается в денежной компенсации материального ущерба.